Формирование поликультурного воспитания детей дошкольного возраста посредством дидактического пособия - «Игровой бокс»
Автор: Погосян Кристина Генадиевна, воспитатель МБДОУ Детский сад №4 "Радуга", г. Рыбное, Рязанская областьМоя семья - моя Родина - моя Земля - моя Россия. Этим четырём этапом соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание. Если эти этапы будут пройдены с опорой на возрастные особенности детей, дошкольники найдут свое место в сложном многополярном мире, став достойными представителями своего народа и своей страны. Обращение к проблеме поликультурного образования в современном обществе, как средство воспитания основ толерантности, связано с происходящими в стране значительными демографическими изменениями. Среди дошкольников есть дети разных национальностей. Поэтому научить ребёнка понимать богатое многообразие культуры нашего мира, формы самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности является актуальной задачей дошкольного воспитания.
Выходит ребенок и читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как вы думаете, в чем смысл этого стихотворения? (варианты ответов)
Я сегодня пришла к вам не с пустыми руками. Как вы думаете, с чем? (бокс рядом на маленьком столе )- это «Игровой бокс».
СЛАЙД 1
Тема мастер-класса: «Формирование поликультурного воспитания детей дошкольного возраста посредством дидактического пособия - «Игровой бокс».
Я часто задавалась вопросом: как реализовать поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста так, чтобы заинтересовать каждого ребенка с учетом его национальности? Достаточно долго я была в поисках ответа на данный вопрос. Мой ответ – это создание игрового дидактического пособия - «Игровой бокс». Этот бокс уникальный образовательный комплект, созданный для педагогов. Бокс способствует формированию у детей осознанного отношения к своей малой родине, развивает уважение к национальным традициями, и помогает лучше понять богатое культурного многообразие России. Игровые дидактические материалы, находящиеся в боксе, позволяют детям изучать костюмы, традиции и обычаи разных народов, что способствует их культурному и эмоциональному развитию.
Мой бокс- это короб пластмассовый с крышкой. В комплекте дидактические игры:
- «Наряди куклу в национальный костюм»;
- «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»;
- «Соотнеси народные предметы»;
- «Кто и в какой стране живет»;
- Пазлы «Национальные костюмы народов России».
А также «Театр на ложках: сказки разных народов».
Почему я выбрала именно игровое пособие? Потому что игра занимает центральное место в жизни ребёнка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
Почему я выбрала именно эту тему?
Федеральная рабочая программа воспитания предусматривает решение задач в рамках образовательной области «Познавательное развитие», направленное на приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа» что предполагает:
- приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;
- воспитание уважения к людям — представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности.
Мне эта тема мне очень близка, так как я сама по национальности являюсь армянкой, но живу в России. Россия – многонациональная страна. На территории России проживают различные национальности, в том числе представители моего народа – армяне.
СЛАЙД 2
Цель: создание условий формирования теоретических знаний и практических навыков педагогов для поликультурного воспитания дошкольников посредством «Игрового бокса»
Задачи (на экране)
1. Познакомить педагогов с игровым дидактическим пособием - «Игровым боксом»;
2. Развить практические навыки по использованию игрового дидактического пособия «Игровой бокс»;
3. Воспитывать желание у педагогов применять полученные практические навыки в педагогической деятельности.
Вы меня спросите, как я использую «Игровой бокс» в своей работе с детьми?
Приглашаю для участия в мастер-классе фокус-группу (4 человека).
СЛАЙД 3
(Рассказываю, что в каждой игре есть инструкция, которая находится внутри, но также в коробке есть кьюар-код, по которому можно перейти и послушать аудио-инструкцию).
Дидактические игры:
Первой фокус-группе я предлагаю поиграть в игру «Соотнеси куклу в национальном костюме к своей стране». Перед вами расположена карта нашей страны и Армении. Ваша задача соотнести карточки на которых изображены куклы в национальных костюмах к подходящей стране. Пока одни выполняет задание, мы с вами перейдем к следующей фокус-группе.
А вам я предлагаю разработать самим дидактическую игру. Ваша задача сделать из данной картинки дидактическую игру «Пазлы». За ваше старание вам небольшое поощрение.
А теперь ваши мнения, фокус- группа (Что вам понравилось? Что не понравилось?) (плюсы и минусы)
Спасибо большое вам за помощь. Присаживайтесь на свои места.
Вы услышали мнение коллег, и я подтверждаю что «Игровой бокс» направлен на развитие у детей чувства любви и уважения не только к своей родной земле, но и культуре и традициям других народов России. Все народы России должны жить в мире и согласии, не смотря на национальность и различие культурных традиций.
СЛАЙД 4
- данный бокс можно применять с детьми как старшего, так и подготовительного дошкольного возраста, с учетом разных национальностей детей;
- использовать в различных видах образовательной деятельности, а также в повседневной жизни детей дошкольного возраста;
- игровые дидактические материалы, находящиеся в боксе, позволяют детям изучать костюмы, традиции и обычаи разных народов, находящихся в составе России, что способствует их культурному и эмоциональному развитию, а также осознанию того, что не зависимо от национальности все народы России должны жить в мире и согласии.
- Дорогие коллеги, все мы с вами разные, но у всех у нас есть одно общее. Мы с вами схожи образом мыслей, отношением к жизненным устоям, почитанием и уважением к старшим, а также гостеприимством. И по обычаям моего народа, гостеприимство всегда на первом месте. Поэтому я бы хотела вас сегодня угостить народным угощением. Это блюдо называется гата.
СЛАЙД 5
- А теперь, коллеги, я бы хотела услышать ваше мнение по моему мастер-классу (Чем он был полезен, что вам понравилось).
Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. –112 с.
2. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «Детство-пресс», 2018. –192 с.
3. Социально-Нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80 с. Буре Р.С.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014-368 с.
Презентация к занятию и конспект во вложении (zip, 5Mb)
Скачать вложение