Как снеговики солнце искали
Автор: Амелина Ольга Олеговна, воспитатель; Ясакова Надежда Викторовна, учитель - дефектолог, МБДОУ «Детский сад № 107 «Матрешка», г. РязаньКонспект интегрированного занятия с элементами театрализованной логоритмики для детей подготовительной группы с ТНР.
Из года в год увеличивается количество детей с диагнозом "нарушение речи". Наибольшее их число фиксируется среди дошкольников. Помимо неправильного звукопроизношения, у детей с нарушениями речи, имеются и другие более сложные отклонения – неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, нарушение грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, нарушение общей и мелкой моторики. Научить ребёнка с такими проблемами говорить правильно, это вдвойне сложная и кропотливая работа.
Помогает педагогам в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи решать эти проблемы использование элементов театрализованной логоритмики, в условиях логопедической группы детского сада.
Эффективным методом преодоления речевых нарушений, и в том числе развития эмоциональной сферы является - логопедическая ритмика.
Логопедическая ритмика - это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому как ребёнок учится вместе с героями переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Беря на себя роль какого-нибудь героя, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, учится оценивать его поведение и отношение к окружающим, принимает собственное решение. Театрализованная деятельность на логопедических занятиях создает оптимальные условия для коррекции речевых нарушений у детей и повышения мотивации на устранение собственных речевых дефектов.
Коррекционное воздействие театрализованных игр на порядок усиливается за счёт включения в игру логоритмических упражнений, поскольку логоритмика давно признана, как эффективный метод психокоррекции, сочетающий музыку, ритм и слово с движениями. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой.
Логоритмика развивает у детей речь, двигательную сферу, внимание и память. Она направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствует совершенствованию психо - физических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.
Реализовывать на практике методы и формы организации коррекции речевых нарушений у дошкольников помогает использование в логопедической работе практического опыта таких известных авторов как: Нищева Н. В., Картушина М. Ю., Анищенкова Е.С и др..
Таким образом, наше интегрированное занятие, с элементами театрализованной логоритмики, направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на русскую народную музыку, музыку композиторов, музыкального слуха, голоса, чувства ритма, развитие творческой способности, воображения.
Поставленные цель и задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание, потешки, пение, танец. Ощущение радости, полученной ребенком на занятии, усиливает успешность в устранении речевых нарушений и обеспечивает социализацию каждого ребенка.
Полный вариант статьи во вложении (doc, 83Kb)
Скачать вложение