Как живут муравьи?
Автор: Витько Наталья Борисовна, Гаврилова Людмила Александровна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №117», г. Рязань; Селяева Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №150», г. РязаньКонспект НОД для старшей группы.
Тема : «Как живут муравьи?»
Ведущая образовательная область: познавательное развитие
Цель: организовать познавательную деятельность детей, направленную на ознакомление с внешним видом муравья и особенностями среды его обитания; способствовать развитию исследовательских способностей (умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы); учить взаимодействовать детей друг с другом в подгруппе.
Гипотеза: Предположить, что муравей является общественным существом, не способным жить в одиночестве.
Задачи:
- познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности, через ознакомление с внешним видом (голова, брюшко, грудь, усики, лапки) и средой обитания муравья.
- организовать практическую деятельность детей по теме занятия;
- организовать контроль и оценку деятельности детей;
Словарная работа: муравейник, насекомые, исследование, энциклопедия.
Обогащение словаря: методы исследовательский («подумай сам», «посмотри в книге», «посмотри в интернете»), куколка, матка, энтомолог.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Формы организации: подгрупповая, индивидуальная;
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с символическим изображением «методов исследования», цветные карандаши, энциклопедия про животных, тематические картинки.
Предварительная работа: обсудить схемы изображения муравья, муравейника; чтение сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», сказки В.Сутеева «Под грибом», рассматривание иллюстраций, фотографий о жизни насекомых, проведение эксперемента, чтение сказки « Приключение муравья Ферды».
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей и их расположение |
Вводная часть:
|
Дети стоят полукругом на ковре.
|
|
Организационный момент
-мотивация
|
Воспитатель загадывает загадку: Он работник настоящий, Очень ,очень,работящий Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом. (О.А.Соломенникова)
|
|
|
- Ребята о ком говорится в загадке? Как называется дом муравья?
|
- муравей - муравейник
|
Выдвижение гипотезы
|
Ребята, сегодня на прогулке мы наблюдали за муравьями? Что вы заметили? Он был один ?А как вы думаете почему их было много? А может ли муравей жить один? Хотите узнать ?
|
- Муравей не живет один, они живут большими
-Да
|
Основная часть
|
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие и понаблюдаем за жизнью муравьев. А пройдем по их дорожке, как ходят друг за другом муравьи. |
- муравейник (дети идут по расстеленной ленточке идут к стульчикам проговаривая слова).
|
|
Проговариваем слова Для своей большой семьи Стоят домик муравьи Муравейник за два дня Вырастает выше пня. (А.Новикова),
|
|
|
Ребята как вы думаете в муравейнике муравьи живут по общей семьей или по одному? Вспомните и назовите методы с помощью которых можно проверить ваши предположения.
|
Ответы и размышление детей Дети вспоминают методы: «подумай сам», «спросить у специалиста», «понаблюдать», «провести опыт», «посмотреть в книге».
|
Выбор методов исследования
|
1. Метод «подумай сам» Ребята, вспомните как выглядит муравей. Рассматривание слайда с изображением муравья. (слайд 1)
А знаете ли вы где и как они живут? (слайд 2) Ребята где мы можем взять нужную нам информацию?
|
Дети называют части тела муравья. (голова, брюшко, грудь, усики, лапки)
В муравейнике. Ответы детей. |
|
Давайте попробуем узнать что написано о жизни муравьев в книге. 2. Метод «посмотри в книге» Воспитатель уточняет и дополняет информацию о внешнем строении муравья. - Муравьи отличаются от других насекомых. Голова, мезосома и брюшко являются тремя различными сегментами тела. Как и другие насекомые, муравьи имеют оболочку, которая обеспечивает поддержку и защиту тела. Как и большинство насекомых, муравьи имеют сложные фасеточные глаза, состоящие из многочисленных крошечных линз. Муравьиные глаза хорошо различают движение. Кроме сложного глаза имеются три простых глазка на верхней части головы. Усики на голове являются органами чувств, служащими для обнаружения химических веществ, воздушных потоков и вибраций, а также используются для приёма и передачи сигналов через прикосновения. Голова муравьёв имеет сильные челюсти, которые используются для переноса пищи, манипулирования различными объектами, строительства гнезда и обороны. У некоторых муравьёв эти жвалы открываются и защёлкиваются словно капканы.
Что вы интересного узнали из энциклопедии? У кого мы можем узнать больше информации о муравьях? Правильно, давайте спросим у энтомолога – человека, который изучает жизнь насекомых. Сам он к сожалению, приехать не смог к нам, но он отправил нам видео письмо, которое мы сейчас посмотрим.
3. Метод «спроси у специалиста» Показ презентации сопровождаемой рассказом воспитателя. (слайд 3, 4) Они живут одной большой и дружной семьей где каждый занят свои делом, которое приносит пользу всем жителям муравейника.Муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. в подарок вам он передал очень интересную энциклопедию, где мы и найдем много интересной информации не только о жизни муравьев, но и других насекомых. |
Дети подходят к столу на котором лежит энциклопедия и рассматривают ее. Ответы детей фиксируют на бумаге (схематично)
Ответы детей У специалиста. Просмотр видео ролика.
Дети по ходу презентации фиксируют схематично интересные факты.
|
|
Давайте мы с вами поиграем Физкультминутка «Друзья помогли» От друзей муравьишка отстал. Дети прижимают ладони к щекам Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой. И ритмично покачивают головой. Ножку тонкую он поломал. Ритмично сгибают и разгибают ноги. Ай-ай-ай-ай-ай-ай-ай-ай. Травкой быстро ее обмотал. Бегут на месте. В муравейник скорей побежал. Делают ритмичную пружинку. Ну а солнце за лес уже зашло. Ох-ох-ох-ох-ох-ох! Стало сразу так страшно, темно. Ритмично закрывают глаза ладонями. Ах-ах-ах-ах-ах-ах! Хорошо, что друзья помогли, Ритмично хлопают в ладоши Муравьишку домой принесли. Мо-лод-цы!
|
Дети по тексту повторяют движения
Выполняют движения в соответствии с текстом |
|
Метод «опыт» Мы с вами поиграли, а сейчас вспомните какой эксперемент мы с вами проводили на прогулке? Воспитатель предлагает детям вспомнить результаты эксперимента проводимый на прогулке «какую еду больше всего любит муравей».
|
Ответы детей
|
|
Дидактическая игра «что любит муравей»
|
- Дети выбирают из предложенных карточек ту пищу которая им нравится.
|
Заключительная часть |
(слайд 5) Ребята где мы сейчас с вами находимся? А теперь нам пора возвращаться в группу .
Как мы сюда пришли? Давайте так же и вернемся в нашу группу. Проговариваем слова Для своей большой семьи Стоят домик муравьи Муравейник за два дня Вырастает выше пня.
|
- В муравейнике. По дорожке идут проговаривая слова.
|
Обобщение полученных данных
|
Что интересного мы узнали? Живет ли муравей один?
Что нового мы можем рассказать о муравьях? Ребята, с кем вы можете поделиться информацией о муравьях? Да, правильно,вы можете рассказать дома родителям.
А сейчас мы с вами вместе нарисуем что мы узнали о жизни муравья. (коллективная работа на ватмане)
|
- Муравей живет большой семьей, в которой есть Ответы детей своя королева-матка. Рассказы детей по схемам, зарисованным в ходе занятия. (доклады)
С родителями, друзьями.
Дети переходят к столам для выполнения коллективного рисунка. |
Презентация к занятию во вложении (pptx, 5MB)
Литература:
1. Акимушкин И. «Причуды природы», Издательство : «Мысль», 1981
2. Бианки В. «Как муравьишка домой спешил» Издательство: « Малыш», 2017 г.
3. Молис С.А «Книга для чтения по зоологии», Издательство: «Просвещение», 1981
5. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников / А. И. Савенков. - Самара: Федоров, 2010. – 125 с.
6. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду . Издательство: «Мозаика-синтез « МСК, 2015.
7. Сутеева В. «Под грибом» Издательство: АСТ,2014
Электронные ресурсы:
1. http://notklop.ru/muravi/o-muravyah/kak-ustroen-muravejnik (дата обращения 11.10.18.)
2. http://fotokto.ru/photo/view/4443410.html (дата обращения 11.10.18.)
3. https://animalreader.ru/ognennyie-muravi-kto-bolney-ukusit.html (дата обращения 12.10.18.)
4. https://infourok.ru/scenariy-videorolika-v-lesu-ti-gost-ne-obizhay-ego-hozyaev-2178560.html (дата обращения 12.10.18.)
Скачать вложение