РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Знакомство с понятием «слог»

Автор: Романова Дарья Сергеевна, учитель-логопед МАДОУ "Детский сад № 36" г. Рязани

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Аннотация

Логоритмика – это методика коррекционно-развивающего воздействия на ребенка, основанная на ритмизации всех процессов. Ритм – это чередование каких-либо явлений, происходящих с определенной последовательностью скоростью, чередование пауз или акцентов. Ритм может быть представлен через музыку, движения и речь, особенно стихотворную. Ритмизация процессов и музыка напрямую связаны с развитием речевых функций.

Все слова русского языка соответствуют структуре «согласный-гласный», а более сложные структуры являются лишь модификацией основной схемы. Именно поэтому количество слогов определяется количеством гласных, и это же определяет ритмическую структуру слова.

Логоритмика является эффективным инструментом для формирования слоговой структуры слов, позволяет развивать навыки анализа звуков речи, у детей и развивать мышление.

Слоговая структура слова – порядок расположения количества слогов в слове. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Логоритмика, в свою очередь, представляет собой методику обучения, которая базируется на использовании ритмических и музыкальных элементов.

Связь между структурой слоговой системы и логоритмикой заключается в том, что логоритмика помогает детям осознать и запомнить слоговую структуру слова через игровые элементы, ритмику и рифмовку. Это позволяет им легче анализировать слова на составные части – слоги, что способствует развитию навыков чтения и письма. Таким образом, использование логоритмики в обучении поможет детям более глубоко усвоить структуру слоговых единиц.

Применение логоритмики в образовательном процессе является эффективным средством формирования слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста. Практика показывает, что использование специальных программ и игр на основе логоритмики значительно повышает интерес и мотивацию ребенка к изучению родного языка.

Результаты работ Картушиной М.Ю. [3,4], НовиковскойО.А. [5], Савицкой Н. М., Волковой Г.А [2], Тарасовой О.А., Чернышовой Ю.А. [9] свидетельствуют о том, что систематическое занятие логоритмикой способствует развитию слогового анализа и синтеза, а также улучшает навыки грамотного произношения. Это подходящий инструмент для работы как в школах, так и в детских садах.

Однако для достижения оптимальных результатов необходимо правильно организовать образовательный процесс с использованием логоритмики, учитывая возрастные особенности детей и предоставляя им возможность активного участия и самостоятельного творчества.

Организация образовательного процесса основывается на комфортной и стимулирующей обучающей среде, индивидуальном подходе к каждому ученику, фомировании слоговой структуры речи с помощью логоритмики и ориентации на развитие творческого потенциала учащихся. Эти особенности позволяют создать эффективную систему обучения, способствующую полноценному развитию и успешности каждого ребенка.

Логоритмика помогает детям осваивать слоговую структуру русского языка и развивать свои коммуникативные навыки, рассмотрим это на примере сценария занятия для детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи, на тему «Знакомство с понятием «слог». 

Конспект занятия 

Цель занятия: знакомство с понятием слог, формирование навыков слогового разделения слова у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:
1. Познакомить детей с понятием слога и его ролью в слове.

2. Развивать умение проводить слоговое деление в словах.

3. Внедрить элементы логоритмики для более эффективного развития слоговой структуры слова.

Оборудование: магнитно-маркерная доска, картинный материал: «дом», «кит», «кошка», «кукла», «избушка», «кукуруза»; «сова», «лимон», «капитан», «велосипед», «капуста», «лягушка».

Возраст детей: 5, 5 – 7 лет

Ход занятия

Организационный момент.

(Сообщение темы занятия. Создание эмоционального фона занятия.)

Логопед: Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места те, чьи имена я назову. (Педагог называет имена всех присутствующих детей и прохлопывает слоги, например: Са (хлопок) – ша (хлопок)). Все на своих местах? Никого не забыла?

Логопед: Сегодня мы узнаем, что такое слог, будем учиться делить слова на части (слоги). Узнаем секреты деления слов на слоги.

2. Основная часть

Логопед проводит упражнение на слоговое деление. Предлагает детям рассмотреть картинки на доске и попросить их разделить каждое слово на слоги. Постепенно изменяет задание, предлагая слова с более сложной слоговой структурой.

Логопед: Сначала вспомним, какие звуки вы знаете.

Дети называют звуки, с которыми знакомы.

- Давайте споем песенку с гласными звуками. Повторяйте за мной.

Упражнение для выполнения ротового дыхания с поднятием рук и длительное пропевание гласных с возвращение рук в исходное положение (разраб. Н.В. Микляевой, слова Н.А. Зайцевой) [6]: 

«…Утром солнышко встает, громко песенки поет (Улыбаясь, полуприседая с размахиванием рук):

Ааааааа… (Разведение рук (в положение «к себе») от солнечного сплетение в стороны)

Оооооо…. (По окружности ведение рук над головой)

Уууууу….. (Сверху вниз опускание рук со сжатыми кулачкамидо солнечного сплетения)

Ыыыыы…. (Резкое, отбрасывающее в стороны, движение рук)

Эээээээ…. (Легкий наклон вперед с приподнятой головой)

Яяяяяяя… (Прикосновение обеими руками к груди)

Ёёёёё… (Кисти рук складываются в щепоть и поворачиваются вокруг оси (точки над ё)

Ююююю…. (Кистями рук, сложенными щепотью, в воздухе чертится « сердце»( из центра одновременно вверх и в стороны, смыкаясь в одной точке внизу)

Ииииии… (Руки с вытянутыми указательными пальцами быстро «взлетают» вверх, и приподнимаемся на носочки)

Еееееее… (Руки складываются перед собой, как будто ученик в школе сидит за партой)…».

Логопед: Ребята, так что же такое слог?

Слог – это часть слова, которую можно отделить благодаря гласному звуку. Давайте запомним правило: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Логопед: Дети, посмотрите на доску. Как много на ней картинок! Предлагаю каждому из вас по очереди поиграть со словами. Сначала назовем все гласные звуки в слове, затем разделим по слогам.

Каждому ребенку предлагается выйти, выбрать картинку и устно разделить её на слоги. Предлагается использовать «хлопки» или «шаги». Также можно использовать маленькую хитрость: поставить ладонь под подбородок и проговорить слово, сколько раз подбородок коснется ладони, столько получается слогов.

Используем слова от простого к сложному: «дом», «кит», «кошка», «кукла», «избушка», «кукуруза».

Логопед: Как хорошо вы поработали, давайте немного отдохнём. Встанем около стульчиков и сделаем разминку:

Дети повторяют за логопедом, выполняя движения на каждый слог. 

1. Похлопаем в ладошки,
Похлопаем немножко!

Хлопают в ладоши.

2. И пальчики попляшут,
И пальчики попляшут.

Вращают кистями рук — «фонарики».

3. Тук-тук молотком,
Мы построим птичкам дом.

Энергично стучат кулачком одной руки по кулачку другой.

4. Бум-бум, барабан.
Что за шум и тарарам?

Попеременно стучат кулачками по коленям.

5. Ду-ду-ду, ду-ду-ду —
Вот какая дудка!

Имитируют игру на дудочке, перебирая пальчиками.

Таблица №1. Песня «Разминка». Музыка и слова Е. Макшанцевой.

3. Заключительная часть:

- Обобщить полученные знания и навыки с помощью коллективного обсуждения

Логопед: Ребята, что с чем мы сегодня познакомились? (со слогами)

-        Давайте вспомним, что же такое слог? (это часть слова)

-        Какое правило поможет нам определить сколько слогов в слове? (в слове столько слогов, сколько гласных звуков).

-        Вам понравилось занятие? Ответы детей

Логопед: До свидания, ребята. 

Литература:

1.    Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР. – СПб: Детство-Пресс, 2009. – 40 с.

2.    Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

3.    Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М: Сфера, 2007. – 189с.

4.    Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М: Сфера, 2010. – 192с.

5.    Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. Практическое пособие для педагогов и родителей. –М: Корона-Принт, 2021. – 272с.

6.    Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР. – М: Сфера, 2012 г. – 64с.

7.    Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет. – М: Каро, 2009. – 128с.

8.     Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. — СПб., 2001. — 120 с.

9.    Тарасова О.А., Чернышова Ю.А. Авторская программа по логоритмике для детей со сложной структурой дефекта. – М: Перо, 2023. – 274с.

Конспект во вложении (pdf 208KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru