Любимое дерево Лесовичка
Автор: Кармацкая Ольга Анатольевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 81», г. РязаньСценарий непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 5-6 лет
Цель
- Организовать познавательную деятельность детей, направленную на обогащение и систематизацию знаний о лиственнице, как о хвойном дереве; закрепить правила поведения в лесу; обогатить представления о деревьях.
Задачи
- Организовать практические действия детей по выработке умений рисовать нетрадиционным способом - с помощью одноразовых вилок.
- Создать условия для развития у детей умения отвечать на вопросы полным ответом.
- Способствовать желанию и умению детей выполнять коллективную работу.
- Организовать контроль результатов самостоятельной деятельности детей.
Оборудование:
Аудиозапись фонограммы «Звуки леса», заводная песенка «Лесовичок –старичок», картинки с изображением леса, сюжетные картинки «Правила поведения в лесу», маски деревьев: дуба, березы, ели, клена, лиственницы, разрезная картинка «Лиственница», мольберт; альбомные листы, гуашь, одноразовые вилки.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок из серии «Деревья», чтение художественной литературы о лиственнице; отгадывание загадок о деревьях, рисование смешанного леса, наблюдение на прогулке за лиственницей, беседа: «Мы – друзья леса». Пластилинография «Лиственница- это необычное дерево»
Ход деятельности:
1. Мотивационный этап.
Дети сидят полукругом в группе, появляется Лесовичок (взрослый в шляпе и накидке, с палочкой, к которой прикреплены ветки лиственницы, В руках корзина с шишками лиственницы, ели и сосны.
Лесовичок.
Я в вашем городе немолодом
Немножко заблудился,
Поэтому с визитом
Без приглашения заявился!
Всем говорю при встрече
«Доброе утро или добрый вечер»
Меня зовут Старичок - Лесовичок!
Дети. Доброе утро!
Лесовичок.
Хоть без приглашения я пришел,
Дорогу сразу я нашел
В ваш сад с названьем «Светлячок»,
В группу «Аленький цветок».
Хочу я вас с собой позвать,
Заданья трудные решать.
В мой чудный, дивный,славный лес,
Где так полным-полно чудес!
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Ребята, мы ведь не испугаемся и с Лесовичком в путь–дорогу отправимся. Будем на все его вопросы отвечать и задания, связанные с лесом выполнять. Только надо потрудиться и в прилежных детей превратиться.
Чтоб с природой смогли бы мы подружиться. Ребята вы согласны? (Дети переходят в музыкальный зал. Зал оформлен как лес. Звучит музыка, звуки природы: журчание ручейка, дуновение ветерка, пение птиц, стрекотание кузнечиков).
3. Исполнительский этап.
Лесовичок проводит дидактическую игру «Правила лесных друзей».
Дети рассказывают о правилах поведения в лесу по сюжетным картинкам.
Воспитатель: Молодцы! Теперь Лесовичок знает, что вам можно доверять, и вы никакого вреда природе не нанесете. Да, Лесовичок?
Лесовичок: Да. Все верно. Ребята, послушайте загадку:
Есть главные жители в царстве моем.
А как же мы жителей этих зовем? (Деревья.)
Лесовичок: Вот деревья здесь стоят
И листвою шелестят.
Все деревья я люблю,
Ими всеми дорожу.
Но есть дерево такое
Необычное, чудное.
Хоть стоит оно в иголках,
Но не таких, как елка, колких…
Это дерево необычное, со всех сторон отличное…
Кто догадался, какое дерево мое самое любимое.
Дети: Лиственница!!!
Лесовичок: Молодцы!!! А какие слова из загадки помогли вам правильно ответить?
Дети: необычное и иголки не такие, как у елки.
Воспитатель:Ребята, а кто-нибудь знает лиственница – это хвойное или лиственное дерево?
Дети: Хвойное. (Разъясняют почему)
Воспитатель:А вы знаете, почему его так назвали?
Ответы детей.
Воспитатель: Лесовичок, а мы знаем сказку о лиственнице она называется «Дерево дружбы». Сейчас с ребятами мы тебе ее расскажем.
Лесовичок: Мне будет очень интересно послушать.
Сказка М. Сребцовой «Дерево дружбы» рассказывается по цепочке (один начинает, другой продолжает).
Лесовичок: Спасибо, мне очень сказка понравилась. А теперь выполните мое задание. Я вам принес картинки, картинки не простые, картинки разрезные. Нужно мою лиственницу собрать. Кто не побоится, выходите, лиственницу соберите.
Дети выполняют задание.
Лесовичок:
Физкультминутка (под музыку) «Старичок-Лесовичок»
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Лиственница это…». Я буду начинать предложение, а вы продолжать. Например,
1. Для художника лиственница – это ...
2. Для дятла лиственница – это…
3. Для насекомых лиственница – это ...
4. Для тех, кто строит корабли лиственница – это ...
5. Для белки лиственница – это ...
6. Для медведя лиственница – это ...
7. Для ветра лиственница – это…
8. Для бобра лиственница – это…
Лесовичок.
Молодцы! У вас были очень интересные ответы. Но в моём лесу не только лиственница растёт, есть и другие деревья. Разгадайте–ка еще загадки!!!
Творческая мозаика (Дети отгадывают загадки и находят отгадки на картинках-масках, надевают их)
1-й ребенок.
Листочками дереву служат иголки.
Их много на ветках — почти как у елки.
Совсем не колючие, мягкие даже.
Такие деревья все видны в пейзажах. ( Лиственница)
2-й ребенок.
Русская красавица
Стоит на поляне
В белом сарафане. (Береза.)
3-й ребенок.
Был зелёный летом,
Осень изменила,
Ярким, красным цветом
Листья все покрыла
Листья, как короны..
У кого?... (у Клена)
4-й ребенок.
Что же это за девица?
Ну ничем не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках целый год. (Елка.)
Лесовичок.
Ай да молодцы! Все деревья узнали! Ребята, чтобы вам запомнилось наше путешествие, я предлагаю нарисовать мое любимое дерево. Кто помнит, как называется мое любимое дерево? (Лиственница)
Лесовичок:
Выполненные детьми рисунки раскладывает на столе - это лес.
Как красиво! У нас с вами получился целый лес из лиственниц.
Жителям лесным рисунки подарю,
А вам, ребята, я шишки на память оставлю.
Только я Лесовичок, уж больно бережливый, мне каждая веточка, каждая шишка дорога. Вам нужно будет выбрать из моей корзинки только шишки лиственницы. Если ошибетесь - шишка останется у меня.
Воспитатель: Ну и хитрый же ты, Лесовичок! Мы постараемся не ошибиться! Правда, ребята!
Воспитатель: В заключении нашего занятия я хочу прочитать вам стихотворение В. Берестова:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Лесовичок: В детский сад вам всем пора! До свиданья, детвора!
(Лесовичок прощается с детьми и уходит.)
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель:
Какому дереву было посвящено занятие?
Какое задание вам понравилось (запомнилось)?
Какое задание вам показалось самым трудным?
Как мы должны вести себя в лесу?
Покажите свои рисунки родителям и расскажите, что вы знаете о лиственнице.
5. Перспективный этап.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю на выходные дни, чтобы дома не скучать, сходить вместе с родителями прогуляться в парк, где растут лиственницы. Можно организовать фотосессию. А в группе мы сделаем фотоальбом «Лиственница в нашем городе».
Список используемой литературы:
1. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольномдетстве: Методика работы с детьми старшей группе дет. сада: Пособие длявоспитателя дошк. образоват. учреждения/ С.Н. Николаева.- М.:Просвещение, 2002 -144с.
2. Конспект занятия «Хвойные деревья в нашем лесу» [Электронныйресурс]
//URL:https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-hvoinye-derevja-v-nashem-lesu.html (дата обращения 28.01.2019г.)
3. Конспект НОД «Лиственные и хвойные деревья» [Электронныйресурс]
//URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/11/27/konspekt-nod-listvennye-i-hvoynye-der...(датаобращения 28.01.2019г.)
4. М. Скребцова «Дерево дружбы» Электронный ресурс]//URL: http://cvetyiderevja.ru/skazki-o-derevyah/krasnolesje/page-38.html (датаобращения 28.01.2019 г.)
Конспект во вложении (doc, 846KB)Скачать вложение