Маленькие учёные
Автор: Жучкова Наталья Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 35», г. РязаньКонспект занятия для детей 4-5 лет.
Дошкольный возраст- это особый период в развитии личности ребёнка, так как в это время формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его активное психическое и физическое развитие. На данном этапе одним из главных является формирование у него познавательных интересов. Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать что- то новое, непонятное. Он познаёт качество и свойство предметов, явления действительности. Пытается установить определённые связи. Поэтому, для того чтобы ребёнок легко познавал окружающий мир, необходимо в своей работе использовать элементарные опыты. Предлагаю рассмотреть некоторые из них.
Цель: формировать познавательный интерес к луку через исследовательскую и художественную деятельности.
Задачи:
Организовать:
1. Мотивацию к исследовательской деятельности.
2. Практическую деятельность детей, направленную на развитие исследовательских навыков.
3. Обогащение словаря детей (луковица; листья-перья; донце; шейка, твердый, шершавый, гладкий, горький, сочный, душистый).
4. Практические действия детей по выработке у них умений наклеивать готовые формы на коллективную работу и создавать предметный образ
5. Воспитание заботливого отношение к растениям и природе в целом.
6. Рефлексивную оценку образовательной деятельности детей.
Оборудование: проектор, презентация, лук выращенный в разных условиях, клей, тряпочки, кисточки для клея, клеенки, нарисованная луковица, заготовки листьев- стрелок для лука на каждого ребенка, картинки- символы (свет-солнышко, темнота-луна, уход за луком-ладони человека, полив-лейка, холод-снежинка), кукла Чиполлино, корзина с луком разного размера, маленькие корзины 3 шт.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Воспитатель: Дети, давайте поприветствуем друг дуга. Сделайте большой круг. (Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте»)
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую!
(Кончиками пальцев правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, затем хлопки в ладоши).
Воспитатель: Дети, скажите мне, пожалуйста, какие овощи вы знаете. Мы будем передавать мяч по кругу и называть овощ. (Дидактическая игра «Назови Овощ»).
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
Правильно! Это лук. Сегодня мы познакомимся с ним поближе.
2. Основная часть.
Воспитатель: Сегодня мы с вами станем настоящими учёными и будем проводить опыты по выращиванию лука. И пригласим Чиполлино- лукового мальчика, он умеет выращивать лук на огороде, но не знает, что с луком можно проводить опыты. Давайте ему позвоним.
Воспитатель звонит по телефону: «Алло! Это волшебная страна? Позовите Чиполлино к телефону! Здравствуй, Чиполлино, мы ждем тебя в гости. Приходи скорей. Мы хотим рассказать тебе много нового о луке. Пока Чиполлино идет к нам в гости, мы отправляемся в нашу лабораторию.
Стук в дверь. Появляется Чиполлино. (Подают куклу).
Воспитатель: Чиполлино уже здесь. Заходи, мы ждем тебя. Здравствуй! Мы приглашаем тебя с нами в лабораторию, и покажем какие опыты можно организовать с луком. Но сначала расскажи нам, что ты знаешь о луке. (Презентация)
Воспитатель: Спасибо, Чиполлино, за интересную информацию. А теперь мы отправимся в нашу лабораторию и посмотрим, как растёт лук.
Опыт 1.
Воспитатель: Посмотрите, одна луковица растет в баночке, чтобы мы смогли увидеть какие у лука корешки. Они похожи на белые ниточки. С помощью корешков лук питается.
Опыт 2. Сравнение растений, выращенных в разных условиях.
Воспитатель: Посмотрите, вот этот лук рос на подоконнике, его поливали у него было достаточно света и тепла. (можно использовать символы: огонь-тепло, свет-солнце).
А этот лук рос в темноте. Его не поливали. Ему было холодно и темно (символы-снежинка, луна) (воспитатель показывает лук выращенный в разных условиях).
Рассматриваем лук выросший в темноте.
Воспитатель: Что с ним произошло?
Дети: Лук засох.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что лук находился в темном месте.
Воспитатель: Перья лука, выращенного в темноте, бледные, почему?
Дети: Ему не хватало света. Не хватало тепла.
Воспитатель: Если не поливать лук. Он вырастет? Что с ним случится?
Дети: Он засохнет.
Воспитатель: Правильно.
Рассматриваем лук выросший на свету.
Воспитатель: Теперь мы рассмотрим лук, который рос на свету, на подоконнике. Что мы можем сказать про него?
Дети: У него появились корни и перья.
Воспитатель: Всё верно. Лук, который рос на свету мощный, высокий, с длинными зелёными перьями, потому что были выполнены все условия для его роста.
Опыт 3. Сенсорное обследование лука.
Воспитатель: Возьмите в руки по луковице. Давайте её рассмотрим, обследуем.
Какой формы бывает лук? (круглый и овальный);
- на ощупь? (твердый, шуршащий);
- на вкус? (горький, острый).
Воспитатель: Луковицы покрыты желто-коричневыми чешуйками (шелухой). Есть у луковицы верхушка, а есть донце. Посмотрите внимательно. Как вы думаете, какой частью лук надо сажать в землю? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, донцем, потому что из донца идут корешки, а стрелки будут расти из верхушки.
Воспитатель: Сейчас я дам вам понюхать разрезанную луковицу? Что можно сказать о запахе лука? Он приятный? (ответы детей)
Воспитатель: Скажите ребята, чем полезен лук?
Дети: В луке много витаминов.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем.
Игра «Разложи луковицы по корзинам» (необходимо распределить лук по корзинам в зависимости от его цвета)
Воспитатель: Сегодня ты, как и ребята узнал много нового о луке.
(обращается к Чиполлино).
Чиполлино загрустил, шепчет на ушко.
Воспитатель: Дети, Чиполлино грустно, он не хочет уходить. Давайте мы сделаем ему подарок на память. Вот такую большую луковицу.
Посмотрите, какая луковица у меня есть. Что ей не хватает, чтобы быть похожей на Чиполлино?
Дети: Зелёных листьев-перьев.
Воспитптель: Правильно зеленых листьев-перьев. Давайте их приклеим.
Выполнение коллективной аппликации.
Воспитатель: Полюбуйтесь, какая луковица у нас получилась. Все вы очень старались сделать подарок Чиполлино. Молодцы! Аня, тебе нравится наша луковица? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Чиполлино, понравился тебе наш подарок? (Да, кивает головой)
3. Рефлексия
Воспитатель: Дети подойдите все к мольберту. Давайте вспомним, что необходимо луку для роста.
Дидактическая игра «Что надо луку для роста».
Воспитатель: Луку, как и любому растению, нужны:
- вода;
- свет;
- тепло;
- уход за растением.
Литература
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию/О.А. Воронкевич – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-496с.
2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии/ М.В.Кларин – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.-176с.
3. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников/ Под ред. Л.Н.Прохоровой - М.:АРКТИ, 2003.- 72с.
4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду/ Н.А.Рыжова – М.: Изд.Дом «Карапуз», 2010.- 51с.
5. Савенкова А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников /А.И. Савенкова - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 010.-128 с.
6. Чехонина О.А. Экспериментирование как основной вид деятельности /О.А.Чехонина - Дошкольное воспитание, 007.-125с.
Презентация к занятию во вложении (pptx, 554Kb)
Скачать вложение