РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Мастерская чудес

Автор: Кузнецова Татьяна Николаевна воспитатель МДОУ «Детский сад№4» г. Михайлов, Рязанская область

Конспект досуга по художественно – эстетическому развитию для детей 5-6 лет (по мотивам декоративных росписей: Дымковская, Городецкая, Жостовская и Хохломская)

Аннотация

Целесообразность ознакомления с декоративно-прикладным искусством подтверждают следующие факты:

- доступность детскому восприятию, т.к. несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно; раскрытие ребенку красоты и прелести окружающего мира в простых, лаконичных формах;

- народное декоративно-прикладное искусство –это всегда знакомые детям образы животных, выполненные из дерева или глины.

- орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды и листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке в детском саду.

Знакомство с малыми жанрами русского фольклора, как необходимым компонентом народного искусства, происходит в легкой непринужденной форме, т.к. удовлетворяет природную потребность детей в художественном слове. Знакомство с народной игрушкой приносит детям не только большую радость, но и дает глубокое представление об истории ее возникновения, о создавших ее мастерах.

Задачи ООП детского сада по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» для детей 5-6 лет следующие:

- продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству;

- развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умения выделять их выразительные средства;

- знакомить с жанрами изобразительного искусства;

- познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;

- расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.

Основными задачами методической разработки является создание условий для закрепления умений различать основные элементы росписей: Городецкая, Жостовская, Хохломская росписи, Дымковская игрушка.

Досуг « Мастерская чудес» проводился в апреле 2022 года. Предварительная работа заключалось в поэтапном знакомстве воспитанников с каждым видом росписи, согласно ООП детского сада. Проводились народные праздники согласно, календарному плану, (Масленичная неделя, Пасха) для приобщения к народной культуре.

Для проведения досуга подготовлена презентация, которая содержит видеообращение от мастериц к воспитанникам с целью создания проблемной ситуации; видеоряд по тематике занятия; музыкальное сопровождение для физкультминутки.

По сценарию досуга перед воспитанниками стоят несколько задач, для решения которых воспитанники используют заготовки дымковских игрушек, деревянные ложки с хохломской росписью, бумажные черные подносы и картинки полевых цветов для игры, пазлы с изображением городецкой росписи и др.

Досуг произвел  впечатление на воспитанников. Особую атмосферу создало видеообращение с интересными заданиями, выполнение которых способствовало обогащению опыта эмоционально- эстетического восприятия произведений народных промыслов.

Следующим этапом моей работы, согласно ООП детского сада и моей рабочей программы, является знакомство с декоративными узорами.

Цель:  совершенствование представлений о характерных особенностях  разных видов росписей по мотивам народного декоративно- прикладного искусства.

Интеграция образовательных областей: «Познаватепльное», «социально- коммуникативное», «речевое», «художественно- эстетическое развитие».

Задачи:

Обучающие:

- расширять  представление о многообразие узоров народных промыслов России»; «Городецкая роспись», « Жостовская роспись», «Хохломская роспись», «Дымковская игрушка»;

- создать условия для освоения детьми основных технических и изобразительных приемов и способов выполнения узоров по мотивам народных промыслов;

- различать основные элементы росписей: Городецкая роспись, Жостовская роспись, Хохломская роспись, Дымковская игрушка

Развивающие:

- развивать умение работать в команде, решать поставленные задачи.

- развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление и речь;

- развивать способность к анализу и систематизации знаний.

Воспитательные:

- воспитывать чувство привязанности к родным местам, уважительное отношение к своим национальным корням;

- воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к ее традициям и искусству; учить осознавать, чувствовать, воспринимать красоту окружающего мира; пробуждать творческую активность;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; формировать умение договариваться, помогать друг другу.

- создать условия для обогащения  опыта эмоционально-эстетического восприятия произведений народных промыслов;

Активизация словаря: Дымка, Городец, Золотая Хохлома, Жостово, Ложкари.

Материалы и оборудование: заготовки дымковских игрушек на каждого ребенка, подносы с жостовской росписью, деревянные ложки с хохломской росписью, бумажные черные подносы и картинки полевых цветов для игры ( в 2- х экземплярах), пазлы с изображением городецкой росписи,( в 2-х экземплярах) гуашевые краски, емкость для воды, кисти, ватные палочки, салфетки, проектор, экран, презентация.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашему с вами знакомству. Меня зовут Татьяна Николаевна! Давайте поприветствуем наши гостей!
Воспитатель (Мотивация):

- Ребята, сегодня мне пришло видеосообщение от людей мастеровых, известных своим талантом не только на всю Россию,  а на весь мир! Но что-то у них случилось. Послушаем.

 (На экране видео: русские мастерицы сидят, пригорюнившись):

Голос: «Здравствуйте, люди добрые!   Мы из разных уголков России:  я – Марья   из Жостова,  вот Варвара их Городца, а это Марфа   из самого села  Дымково и Аннушка из Хохломы.  Случилась у нас беда – талант свой передать некому, а мы – люди пожилые, глаз уж не такой зоркий, рука нетвёрдая, боимся,  умрут наши   промыслы, а с ними и красота народная. На вас, молодых у нас одна надежда, на тех, кто пройдёт испытания трудные, так всегда на Руси было, не будем и мы нарушать традиций»

Воспитатель:

-  Ребята, приступим к выполнению заданий.

Воспитатель:

- Первое испытание.  Его приготовила для нас Мастерица Марфа из села Дымково. Ребята, а чем знаменито село Дымково?  Какое ремесло  из Дымково хотели  бы мастера  передать вам, будущему поколению?

Ответы детей: Дымковская игрушка.

Воспитатель: Конечно, вы правильно догадались!  Так вот, Марфа попросила меня расставить 10 дымковских игрушек по группе. Сумеете ли вы их отыскать среди других игрушек?

(Дети собирают дымковские игрушки, пересчитывают)

Воспитатель:

-  Какая же особенность объединяет дымковские игрушки?» Ответы детей (роспись: круги, точки, кольца, волнистые линии).

Воспитатель:

- Совершенно верно!  Именно по этой росписи мы узнаем дымковские игрушки среди многих других, и  все вместе любуемся   этой незатейливой красотой. Ребята, посмотрите внмательно на эти игрушки.Все ли в порядке?

( Ответы детей о том, что игрушки раскрашены на половину)

 Воспитатель:

-  Предлагаю вам взять по одной игрушке и пройти в нашу мастерскую,  где мы  добавим элементы дымковской росписи, используя образец, уже нанесенный на половину игрушки, А наносить узор  мы будем гуашевыми красками при помощи кисти и ватной палочки

(дети расписывают игрушки, дополняют узор)

Воспитатель: (после росписи)

- Ах. какие красивые получились игрушки!

   Ну, что ж, вы знаете дымковскую игрушку и можете отличить её от множества других. Молодцы! С первым заданием справились

Воспитатель:  Второе испытание  от Варвары из маленького городкаа, который так и называется – Городец.  Варвара просит нас узнать,  собрав пазлы, как называется  роспись, которая получится на ваших картинках? Но для начала нам нужно разбиться на 2 команды! Я предлагаю каждому из вас выбрать картинку. На них изображены , уже известные нам Дымковские козлики и лошадаки.Ппопрошу тех, у кого лошадки,  встать справа от меня, а ребят с изображением козликов – слева.

Воспитатель раздает картинки, дети делятся на команды.

Воспитатель:

- Ребята, вот от Варвары  два набора пазлов.

 ( дети собирают пазлы, на одной картине  изображён конь, на другой птицы).

Воспитатель:

- Ребята, знаете ли вы, как называется эта роспись?

( Ответы детей:городецкая роспись).

Воспитатель:

-  Ребята, а вы знаете, что   Птица – это символ семейного счастья, порядка и лада в семье.  Рисовали городецкие мастера голубей, лебедей, кукушек, разных птиц, Но любая птица    - это   вестник  добрых событий.

- А вот  Городецкий конь – символ богатства. Конь может быть разного цвета, с маленькой головкой на изогнутой шее и аккуратно причёсанной гривой.

Воспитатель читает стихотворение 9на экране видеоряд изделий с Городецкой росписью).

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

  Воспитатель: Отлично, ребята, собрали мы пазлы и узнали городецкую роспись. Задание Варвары мы с вами выполнили.

   Воспитатель:  Следующее испытания для нас приготовила мастерица Мария из Жостова.   

Воспитатель держит в руках поднос:

-  Кто ответит на вопрос, что за сказочный поднос?

Дети: Жостовский

Видеоряд с подносами

Воспитатель:

- Вы правы, ребята! Вы знаете, что Жостовские подносы бывают разных цветов и форм, но самым выразительным цветом является черный. На подносах мастера изображают букеты садовых и полевых цветов.

Мария  прислала нам 2 поднос и предлагает нам на них создать свою цветочную композицию .

Работать мы с вами будем в командах. Каждая команда оформляет свой поднос. (Дети работают, затем рассматривают работы, воспитатель хвалит)

Воспитатель:

-  Какие красивые подносы у вас получились! Вот уже и третье испытание пройдено.Ребята, а что же приготовила нам Аннушка из Хохломы в четвертом задании .

Воспитатель показывает корзину с ложками , раздает каждому по 2 штуки, читая стихотворение6

- Наши ложки хохломские

Самый лучший сувенир.

С позолотой, не простые

Прогремели на весь мир!

Воспитатель:

- Ребята,вы узнали роспись?

Дети: Хохломская

Воспитатель:

-  Верно.Это хохлома , узоры которой высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, а из нее выглядывает ягодка: смородина, рябина, малина и клубника, или диковинные цветы и птицы. Рисовали Хохлому красными, зелеными, черными и золотистыми красками, иногда добавляли коричневую и оранжевую. Глаз не отвести от яркой хохломской посуды! Ребята, а вы знаете , кто такие ложкари?

Ответы детей о том, что это музыканты.

Воспитатель:

-  Верно, это музыканьты, играющие на ложках. А вот и испытание от Аннушки- она просит нас сыграть на ложках.

Звучит народная музыка, дети повторяют ритмический рисунок за воспитателем.

Экран  4 мастерицы:

 - Ребята,  вы большие молодцы! Мы убедились, что вы знакомы с народными художественными промыслами, а значит, дело наше не пропадет. Уверены, что своеобразие декоративных росписей народов России продолжат покорять мир. 

   Воспитатель:

- Ребята, подходит к концу наша встреча, мы сегодня говорили о разных народных  росписях, каких?  (на мольберте приклеены 4 вида росписи)

1.    дымковская роспись, 

2.    городецкая роспись, 

3.    жостовская роспись, 

4.    Золотая хохлома

Дети перечисляют.

Воспитатель:

- Ребята, у каждого человека свой вкус Мне интересно, какая роспись ближе каждому из вас. (На мольберте – 4 вида росписи, на 4-х подносах маленькие образцы росписей, ребёнок выбирает маленький образец и ставит его в один ряд с большим образцом, при этом объсняя свой выбор, проговаривая особенности росписи)

Воспитатель:

- Ребята, росписи, ремёсла, о которых мы говорили сегодня – это часть большой культуры России.  И, чем больше вы будете знать об   истории страны, культуре, тем крепче будете любить свою Родину – Россию. А я прощаюсь с вами и благодарю за работу. Спасибо.До свидания.

Список использованных источников:

1. ЛыковаИ. А. Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности–М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136с.

2 .Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Монография. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2018. – 224с.

3. Народное искусство- детям / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2018. –224с.

5. 7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://tourweek.ru/articles/world/300306?sphrase_id=670507

( Дата обращения 10.03.2022г.)

6. Лошадь на колесиках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://shkola7gnomov.ru/catalog/katalki-i-tolkalki/loshad-na-kolesikakh-1-tsvetnaya-art-025-04/ (Дата обращения 10.03.2022г.)

7. Кружка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.sima-land.ru/2964856/kruzhka-cvety-8h10-cm/ (Дата обращения 10.03.2022г.)

8. Доска разделочная. Городецкая роспись [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://товаромания.рф/product_info.php?products_id=577745

9. Чивикина О.Н. Проект «Экологическая мозаика» Номинация «С высоты птичьего полета» Тема: « Птицы в традиционной материальной культуре.

Образ птиц в вышивке, ткачестве, деревянной резьбе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:  http://www.shkola-7.ru/wp-content/uploads/2015/11/Проект.-Экологическая-мозаика.pdf (Дата обращения 10.03.2022г.)

10. История деревянной ложки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:  https://kultura-to.ru/new/index.php/zavodoukovskij-gorodskoj-okrug/item/23834-istoriya-derevyannoj-lozhki (Дата обращения 12.03.2022г.)

11. Золотая Хохлома / Набор для меда "Нектар" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://globalrustrade.com/ru/products/set-for-honey-nektar---items-3/ (Дата обращения 16.03.2022г.)

12. Игра На Ложках.  [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://hotplayer.ru/?s=игра%20на%20ложках (Дата обращения 19.03.2022г.)

Презентация к занятию https://disk.yandex.ru/i/hYBH_ycsAYHxHQ 

Текст занятия во вложении (pdf 270KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru