Нарушение произношения звука «Р» и его коррекция
Автор: Рывкина Нина Павловна, учитель-логопед; Салангина Наталья Викторовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №121», г. РязаньВ помощь логопеду.
ПланI. Вступление. Правильная артикуляция звука «Р».
II. Причины неправильного произношения.
III. Формы недостатков произношения звука «Р».
IV.Коррекционная работа:
- комплекс гимнастики языка
- комплекс для выработки вибрации языка
- постановка
I. Вступление. Правильная артикуляция сонорного звука «Р»
Наша речь представляет собой сложнейший аппарат. Центральным механизмом является головной мозг, он управляет деятельностью периферических органов речи, к которым относятся органы слуха, дыхания, голоса, звукопроизношения. Движение органов речи, образующих звук, называется артикуляцией. В артикуляции участвуют челюсти, зубы, губы, язык, твердое и мягкое нёбо, полость рта, зева и носа.
Какова же правильная артикуляция звука «Р»?
- рот открыт, в зависимости от последующего звука
- язык, широкий, плоский, боковыми краями, слегка приподнятыми, обязательно плотно прижат справа и слева к боковым верхним зубам до резцов.
- широкий кончик его (утонченный) загибается вверх и касается средней части переднего края твердого нёба – альвеол (чуть выше верхних дёсен).
Средняя часть – спинки языка (верхней поверхностью) несколько опущена, а задняя часть её приподнята. Таким образом, язык напоминает ковш.
- мягкое нёбо приподнята и закрывает проход воздуху в нос.
- голосовые связки при громком произношении вибрируют (дрожат), при шепотном нет.
- кончик языка при выдохе и струе воздуха начнет вибрировать. При слабой вибрации можно не достигнуть, а при очень сильной струе может вызвать дрожание и других частей ротовой полости и тем самым исказить «Р».
II. Причины неправильного произношения
Почему происходит так, что некоторая часть детей звук «Р» произносят не верно или же совсем не произносят.
1. Подражание другим членам семьи – наследственное.
2. Недочеты речевого организма, т.е. в мозгу не выражались такие тонкие процессы,которые необходимы для вибрации кончика языка.
а) язык слишком толст или недостаточно подвижен из-за слабости мышц
б) очень высоко и узко твердое нёбо, а поэтому кончику языка трудно круто загнуться вверх и плотно прижаться к нему
в) язык очень узок и пропускает воздух по бокам
г) короткая уздечка
3. Не произносится вследствие слабого выдоха, а иногда от того, что выдох проходит через него.
4. Поражение языка вследствие паралича, опухолей и т.д., излишние тела языка, неподвижность и малоподвижность
Почему так часто у детей наблюдается непроизносимость или искажение произношения звука «Р»? Потому, что артикуляция «Р» самая сложная, а следовательно, для ребенка самая трудная.
III. Формы недостатков произношения звука «Р»
Перечислим встречающиеся недостатки:
1. Р – совсем не произносится (Рама – ама, Рома – ома).
2. Р – носовой. Воздух идет через нос – слышится мычание (нет вибрации языка) – мягкое нёбо не поднимается и не закрывает прохода воздуха через нос.
3. Замена другим звуком
а) р- г –х - рот – гот, рот - хот
б) р – в - вама – рама
в) р – у - уама – рама
г) р – ы - ыама – рама
д) р – рь,ль рьльяма – рама
е) р – й -йяма - рама
ж) л – ль - лама – льяма
з) р – д - дама – рама
4. Кучерское «Р» - дрожание или сближение языка и губ (Рак- пррак)
5. Произношение только мягкого «Рь» - реже только твердого (Рак – ряк, корова – корёва).
6. Произносится картаво – не вибрирует язык, а вибрируют нёбные занавески – горловое «Р» / велярное, при вибрации язычка (маленького) – увулярное.
7. Боковое произношение – удар не кончиком языка, а боковым краем (Ракета – рылькета).
8. Одноударное «Р» - вместо вибрации языка, происходит только один удар кончиком языка об альвеолы, что дает «Р» похожее на «Д» (Ракета – дакета).
9.Грассирующий «Р» - произносится так ловко, что слуху не мешает. Язычок ритмично дрожит, соприкасаясь с задней спинкой языка.
10. Язычно – глоточное «Р». Образуется в результате сближения корня языка и задней спинки нижнего отдела глотки – хрипящий звук.
IV. С чего начинаем занятия?
1. Занятия начали с установки, что в артикуляции мешает правильному произношению звука «Р», проверки подвижности языка.
2. Подготовка аппарата для постановки произношения, через комплекс упражнений для формирования основных движений языка и губ.
а) движение языка вперед и назад при широко открытом рте. Следить, чтобы рот не закрывался, челюсти и губы не двигаются, работает только язык. 2-5 раз.
б) поднимание языка вверх, на верхнюю губу и опускание вниз на нижнюю губу. Если, поднимая язык вверх, ребенок поддерживает его нижней губой, нужно обратить на это его внимание и помочь удержать нижнюю губу пальцем ребенка. Упражнение повторить 2-5 раз с выдержкой каждого положения языка под счет до 5 раз.
в) поднимание языка за верхние резцы и опускание за нижние. Выполняется так же, как и предыдущие упражнения.
г) повороты языка влево и вправо к уголкам губ. Следить, чтобы челюсть не двигалась вместе с языком.
д) Пощелкиванием кончиком языка. Открыть рот, передний край языка присосать за верхние зубы и с силой оторвать его, при этом слышится щелкающий звук, так дети изображают цоканье копыт лошади о мостовую.
3. Язык поднят – необходимо выработать вибрацию его.
1. Издавайте шепотом такой звук, каким кучер останавливает лошадь. (сильно выдыхаемая струя прорывается через губы и приводит его в дрожание). Овладев этим звуком, необходимо высунуть язык между губами и тоже самое при высунутом языком.
2. Соедините «Р» , полученный в результате дрожания языка и губ со звуками а, о, у, ы сначала шепотом, потом громко, слышится грубое «Р».
3. Прижмите плотно, но без напряжения, широкий кончик языка к верхней губе, а нижнюю губу вместе с челюстью опустите и продуйте воздух между губой и языком, сначала легко, а потом сильнее так, чтобы верхняя губа вместе с языком задрожали, сначала шепотом, потом голосом. Здесь кончик языка приучается активно вибрировать.
4. После того, как добились такого дрожания, делайте поочередно, то вибрацию языка с губами, то оттянув язык за верхние зубы.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 28KB)
Скачать вложение