Найдем Ёлочке друзей
Автор: Медведева Ольга Евгеньевна, воспитатель МБДОУ «Рязанский детский сад», с. Тюшево, Рязанская областьКонспект интегрированного занятия для детей 3-4лет с использованием нетрадиционной техники рисования при помощи поролоновых штампов и трафарета.
У дошкольников младшего возраста большой интерес вызывает рисование, а особенно в нетрадиционной форме, так как оно помогают детям раскрыть творческие способности, развивает фантазию, воображение. Каждый ребенок стремится запечатлеть окружающий мир так, как он его видит, представляет. Для проявления художественных способностей необходимо создать условия, которые помогут развитию творческой фантазии. Нетрадиционные формы рисования открывают ребенку широкий простор для развития воображения, дают возможность полюбить творчество всей душой, продемонстрировать свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисованияпомогают юным художникам создавать шедевры новыми, до сих пор не знакомыми способами и средствами.
Новизна данной разработки заключается в использовании двух нетрадиционных художественных техник в творческой деятельности младших дошкольников (рисование отпечатком поролоновой губки и использование трафарета), а также в возможности интегрировать в художественно – эстетическое воспитание задачи познавательного, социально-коммуникативного, речевого развития.
Одна из первостепенных актуальных задач данного направления: наметить путь художественного развития ребенка, мотивируя его к самостоятельной изобразительной деятельности, облегчая его первые шаги в качестве художника подбором удобных и интересных образцов.
В ходе занятия применяются следующие методы и приемы:
дидактические
- наглядные: демонстрация еловой ветки, искусственной ели, средств рисования, показ;
- словесные :загадка, объяснения, вопросы к детям, чтение письма;
Практические :подвижная игра, дыхательная гимнастика, пальчиковая игра, речедвигательная деятельность, продуктивная деятельность.
В процессе занятия у детей уточняется представление о хвойном древе - ели, ее внешнем виде, формируется умение изображать ёлку в нетрадиционной технике рисования.
В ходе занятия создаются условия для дальнейшего наблюдения за неживой природой зимой, развивается мелкая моторика рук.
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
1. Обручающие:
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (печать поролоновыми штампами внутри трафарета),
- формировать умение располагать рисунок на ограниченном пространстве.
2. Развивающие:
- способствовать развитию умения передавать цвет изображаемого (зеленый);
- развивать творческое воображение, фантазию.
3. Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту природных явлений.
Средства: еловая ветка, искусственная ель, изображение ели на экране телевизора, альбомные листы, поролоновые штампы, трафареты – ёлочки, гуашь зеленого цвета, клеенки, салфетки.
Ход занятия
I. Мотивационный этап
1. Приветствие
Наш «Рязанский детский сад»
Вам сегодня очень рад!
Глазки ваши распахните,
Ушки ваши навострите,
Не забудьте улыбаться,
Ну а мы будем стараться!
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня шла на работу, у калитки детского сада обнаружила вот такую веточку, а к ней было прикреплено письмо. Чтобы узнать, от кого оно, нужно отгадать загадку.
Забирают в дом из леса,
Одевают, как принцессу.
Вкруг неё на Новый год
Дети водят хоровод.
Дети: Ёлочка!
Воспитатель: Молодцы! Сразу отгадали загадку. Давайте прочитаем письмо от Ёлочки:
- Я в лесу стою одна,
Одинока и грустна.
Ко мне в гости поспешите
И друзей мне приведите!
Ребята, надо выручать ёлочку! Давайте отправимся к ней в зимний лес. А поедем мы на санках.
2. Речедвигательное упражнение «На санках»
Ты на санки садись, Встают друг за другом. Руки кладут на талию
И за спинку держись, впереди стоящего. Бегут по кругу легким шагом.
Крепче ты держись,
Покатились вниз.
3. Дыхательная гимнастика «В зимнем лесу»
Воспитатель:Ребята, вот мы с вами и оказались в зимнем лесу.Ах,как хорошо дышится морозным свежим воздухом!
Давайте глубоко вдохнем носом морозный воздух, а на выдохе произнесем: «Ау!» - позовем нашу Ёлочку.
4. Рассматривание еловой ветки и искусственной ёлочки.
Воспитатель: А вот и наша Ёлочка. Про нее говорят – зимой и летом одним цветом. У ёлочки растут иголочки, которые называются хвоя. И эта хвоя у ёлочки и зимой и летом зеленая.
(Воспитатель просит повторить детей слово «хвоя». Демонстрирует веточку ели)
Воспитатель:А еще говорят, что у ёлки колкие иголки. Давайте внимательно рассмотрим веточку ели.
(Дети рассматривают ветку ели, ощупывают ее, нюхают)
Воспитатель читает стихотворение О. Высотской
«Ёлочка»
Ни листочка, ни травинки,
Тихим стал наш сад.
И берёзки,и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.
5. Подвижная игра «Вороны и собачка»
Воспитатель: Ребята, наша Ёлочка совсем одна в лесу. Давайте с ней поиграем! Подвижная игра «Вороны и собачка» повторяется 2 – 3 раза. (Приложение1)
II. Основной этап
Воспитатель: Вот наша Ёлочка немного повеселела. Тяжело, ребята, без друзей на свете. Без друзей на свете, ох, и трудно жить! Как же нам помочь Ёлочке, чтобы и у нее было много друзей?
Дети: Надо нарисовать много ёлочек!
Воспитатель: Какие вы добрые и хорошие ребята! Конечно, надо нарисовать много-много ёлочек красавиц. Но сначала давайте разомнем наши пальчики.
7. Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
Перед нами ёлочка - кончики пальцев соединить
Шишки кулаки
Да иголочки , указательный палец вперёд
Шарики, большой и указательный палец соединить
Фонарики, вращать кисти рук
Зайчики и свечки, ладони лодочка и кулачок
Звёзды, все пальцы раздвинуты и ладони вместе
Человечки. Средний и указательный палец
2. Изображение ёлочки в нетрадиционной технике рисования при помощи поролона и трафарета.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу ёлочку. Сегодня мы постараемся изобразить её на бумаге необычным способом: будем рисовать кусочком поролоновой губки при помощи трафарета. Обмакнем губку в краску нужного цвета (Какая у елочки хвоя? Зеленая), а затем окрашенной стороной слегка прижмем к поверхности бумаги внутри трафарета - получится отпечаток. Следующий отпечаток нужно прикладывать рядом, не оставляя свободного пространства. Так заполним отпечатками всё внутри трафарета.(Показ с пояснением)
В процессе работы воспитатель следит за тем, как рисуют дети: напоминает о том, чтобы не набирали много краски на поролон,а лишь слегка касались поверхности краски, чтобы отпечаток имел воздушную поверхность. После завершения работы вывешиваются на доску.
Воспитатель: Посмотрите, у нас получился настоящий еловый лес. Еловый, значит, там растет много елей, ёлочек. Теперь нашей Ёлочке не будет одиноко, у нее теперь много ёлочек-подружек. А нам пора возвращаться в детский сад.
Закрыли глаза.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы в детском саду опять!
III. Заключительный этап.
Воспитатель:
- От кого мы сегодня получили письмо?
- Где растет ёлочка?
- Какого она цвета?
- Как называются иголки у ёлочки?
- Как мы помогли ёлочке?
- Какой лес у нас получился?
- Какое задание было самым интересным?
- Что бы вы хотели повторить еще раз?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились, помогли Ёлочке обрести друзей. Теперь она стоит довольная и счастливая. Ой, посмотрите, а под Ёлочкой что-то есть…(Дети находят сюрприз – деревянные заготовки – ёлочные украшения) А вечером я предлагаю вам раскрасить эти украшения, чтобы украсить нашу Ёлочку на Новый год.
Список используемой литературы
1. Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. – 112 с.
2. Лыкова, И. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. Лыкова. – М.: Карапуз, 2017. – 741 c.
3. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина. – СПб.: Каро, 2014. – 96 с.
4. Саллинен, Е. Занятия по изобразительной деятельности. Младшая и средняя группы / Елена Саллинен. – М.: Каро, 2015. – 991 c.
5. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа / Г.С. Швайко. – М.: Владос, 2016. – 225 c.
6. Михалюта, И. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru – (Дата обращения 16. 11. 2020)
7. Полюх, О. Конспект занятия по рисованию в технике печати поролоновыми штампами «Елочка нарядная» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru – (Дата обращения 11. 11. 2020)
Полный вариант статьи с приложением во вложении (docx, 28Kb)
Скачать вложение