Нет любимей и родней России – Родины моей!
Автор: Краснова Ирина Сергеевна, Родина Наталья Геннадьевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №119», г. РязаньКвест по патриотическому воспитанию в старшей группе.
Аннотация. Квест направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств и любви к Родине. В ходе занятия дети в игровой форме обобщают и систематизируют свои знания о символах России, её достопримечательностях и культуре. Конспект квеста может быть полезен воспитателям и педагогам дошкольных организаций для проведения занятий по патриотическому воспитанию.
Ключевые слова: Россия, Родина, патриотизм.
Программные задачи:
- воспитывать уважительное отношение к Родине, к культурному наследию;
- развивать патриотические чувства;
- расширять представления о малой родине и Отечестве;
- развивать познавательный интерес к родной стране, к освоению представлений о ее столице, государственном флаге и гербе;
- вызывать эмоциональный отклик на проявления красоты в произведениях искусства.
- поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю.
Оборудование и материалы: мольберт или интерактивная доска, картинки/изображения флагов разных стран (в том числе и России) картинки/изображения гербов разных стран (в том числе и России), музыкальная колонка, запись гимна России, картинка с изображением цветка ромашки, лепестки ромашки с буквами (Р,О,Д,И,Н,А), карта-схема маршрута, флажок России, колокольчик. Изделия декоративно-прикладного творчества (матрешка, гжель, хохлома, дымковская и богородская игрушки), пазл «Собери Кремль» (разрезанная на несколько частей картинка с изображением Московского кремля), шоколадные медали по количеству детей.
Методы и приемы:
- практические: выполнение заданий по плану-схеме, развивающие игры, сюрпризный момент;
- наглядные: демонстрация изображений, изделий декоративно-прикладного творчества;
- словесные: вопросы, адресованные детям; чтение стихотворений, пословиц и поговорок; отгадывание загадок.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
1. Беседы о своей стране – России, о своем городе – Рязани.
2. Знакомство детей с государственными символами России – флаг, герб, гимн, их толкованием и значением для страны;
3. Рассматривание иллюстраций – природных символов России: березы, ромашки, изделий декоративно-прикладного творчества и т.д.;
4.Прослушивание композиций, посвящённых России, Родине, гимна России;
5. Изучение стихов русских поэтов, посвящённых Родине и русской природе.
Ход занятия:
Педагог: Мы с вами живём в удивительно прекрасной стране, которая называется… (Россия). Интересно, откуда взялось это название? (ответы детей)
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми.
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.[3]
- На нашей планете существует множество удивительных стран, и в каждой из них живут люди. Но есть одна страна, которая занимает особое место в наших сердцах — это Россия. Как думаете, почему? (ответы детей). И сегодня мы отправимся в захватывающее путешествие по ней.
Педагог: У нашей страны есть несколько символов, один из них – цветок. Как думаете, какой и почему? (ответы детей). Да, это ромашка – один из самых ярких природных символов нашей страны. Ромашка — это не только красивый и нежный цветок, но и символ чистоты и простоты, которые так характерны для людей, живущих в России. (Появляется картинка/изображение ромашки).
- Сегодня мы с Вами будем собирать лепестки ромашки, для того, чтобы узнать одно очень важное слово! А какое это слово, вы узнаете, когда соберете все 6 лепестков.
- У меня есть карта маршрута, по которой мы будем ориентироваться. Каждый пункт на карте-схеме обозначен определённой цифрой, вы будете двигаться от пункта к пункту согласно указателям и карте маршрута, выполняя различные задания. За каждое правильно выполненное задание вы получаете лепесток ромашки с буквой. И только тогда, когда будут собраны все лепестки, вы сможете прочитать зашифрованное слово.
Раздаётся звон колокольчика, который является сигналом к началу игры. Участники изучают карту маршрута, определяют номера необходимых точек и приступают к выполнению заданий.
1.«Продолжите предложение!»
- Я начну предложение, а вы его завершите.
- Самая большая страна в мире?… Россия.
- Люди, живущие в России называются?… россияне.
- Столица России – город?… Москва.
- Президент России?… Путин.
- Главная площадь в Москве?…Красная площадь.
- Цвета флага Российской Федерации?...Белый, синий, красный.[2]
- Самый большой лес в России…тайга.
- Самое крупное озеро России…Байкал.
За правильные ответы дети получают лепесток.
2.«Государственные символы России»
Педагог: Назовите, пожалуйста, государственные символы Российской Федерации. (Герб, флаг, гимн)
Игра «Найди флаг России»
- Найдите флаг нашей страны среди других (Дети подходят к мольберту/интерактивной доске и делают выбор из предложенных вариантов). А кто-нибудь знает, почему на флаге России именно такие цвета?(ответы детей).
Педагог: Где же можно встретить российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах)
Игра «Найди герб России»
Педагог: А сейчас найдите герб нашей страны (Дети выбирают на мольберте/интерактивной доске герб России).
- Верно. Герб России – это специальный символ, который показывает, что у нашей страны есть своя история и свои традиции. Давайте подробнее рассмотрим его. На гербе изображён двуглавый орёл, который смотрит в разные стороны. Это значит, что Россия смотрит одновременно и на восток, и на запад. Орёл символизирует силу и мощь нашей страны. Над орлом есть корона, которая подчёркивает, что в России есть главный человек — президент, который управляет страной. Также на гербе можно увидеть щит — он защищает нашу Родину и её жителей. Цвета и символы на гербе подобраны так, чтобы напоминать нам о красоте и богатстве нашей страны.
Педагог: А что же такое гимн? (Государственный гимн — это торжественная песня, которая является символом страны. Гимн слушают стоя и т.д.)
- Правильно! Сейчас и мы с вами послушаем фрагмент гимна России.
(Прослушивание фрагмента гимна)
За правильные ответы дети получают лепесток.
3. «Столица нашей Родины»
Педагог: Давайте подробнее поговорим о столице нашей родины. Москве. Какой город является столицей?(Москва). А кто-то из вас знает стихи о Москве? (Дети читают стихи о Москве).
- Москва — это один из самых живописных городов нашей страны. Она выделяется среди других городов тем, что именно здесь находится правительство Российской Федерации, а также президент, который управляет жизнью государства. А вы бывали в Москве? Что вам там запомнилось? (Ответы детей)
Игра-пазл «Собери Московский кремль»
Дети собирают на столе Московский кремль. Получают лепесток.
4. «Народные промыслы»
Педагог: Дети, я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного творчества наших русских мастеров. (При отгадывании каждой загадки воспитатель демонстрирует детям изделия народных промыслов).
- Отгадайте загадки:
1. Деревянная игрушка,
А внутри неё — подружка,
Вытащи её, и в ней —
Новая, гляди скорей!(Матрёшка)
- Матрёшка является одним из самых ярких символов русской культуры и народного искусства. Разнообразие нарядов и лиц кукол, ручная роспись делают каждую матрёшку уникальной. (Воспитатель показывает детям матрёшку).
2. Голубые узоры, словно небеса,
На посуде видны чудеса.
Белая как снег, изящная всегда,
Что это за роспись, отвечайте, детвора?(Гжель)
- Гжель — это уникальное народное искусство, которое поражает своей изысканностью и красотой. Изделия, выполненные в технике гжель, отличаются чёткими формами и сине-белой цветовой гаммой.Особенно впечатляет мастерство исполнения: тонкая роспись на фарфоре, керамике или майолике создаёт ощущение воздушности и лёгкости. Каждый предмет, расписанный в этом стиле, становится настоящим произведением искусства.
3. Что это за роспись яркая,
Где золото с алым играет?
На дереве, словно картина,
Цветы и листочки, рябина. (Хохлома)
- Хохлома — это настоящее произведение искусства, которое поражает своей яркостью и самобытностью. Этот народный промысел известен своими расписными деревянными изделиями, украшенными золотистыми узорами. Особенно впечатляет сочетание насыщенных цветов — красного, жёлтого, зелёного — с изящными линиями и завитками. Любой предмет, расписанный в стиле хохломы, становится настоящим украшением.
4. Красна, ярка, весела,
Из глины сделана она. (Дымковская игрушка)
- Дымковская игрушка — это настоящее произведение народного искусства, которое поражает своей яркостью и самобытностью. Каждая игрушка, будь то барышня с косынкой, индюк с пышным хвостом или конь с выразительными глазами, имеет свой характер и неповторимую атмосферу.
5. Я — игрушка из дерева,
Руками резчика рождена.
В каждом движении моём —
Частичка народного труда. (Богородская игрушка)
- Богородская игрушка — это настоящее воплощение народного искусства и мастерства. Она поражает своей простотой и в то же время глубокой художественной выразительностью. Каждая игрушка, будь то деревянная фигурка животного или человека, имеет свою уникальную форму и характер. Особенно впечатляет то, как мастера работают с деревом. Ручная резьба требует большого мастерства и терпения. Игрушки словно оживают в руках умельцев, приобретая особую атмосферу и шарм.
Педагог: Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете изделия русских промыслов.
В качестве поощрения за верные ответы дети получают лепесток.
5. «Малая Родина»
- Ребята, назовите город, в котором вы живете? (Рязань)
- А какими достопримечательностями славится наш город? (Ответы детей). За правильные ответы дети получают награду в виде лепестка.
6.«Пословицы и поговорки»
Педагог: Русский народ придумал много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы. Дети по очереди называют пословицы.
Педагог: Чему нас учат эти пословицы? (Ответы детей).
Да, все эти пословицы учат нас добру, любви к своей Родине, к готовности защищать её от врагов.
За верные ответы дети получают последний лепесток.
Педагог: Обратите внимание на буквы, которые вы видите на обратной стороне своих лепестков. Из этих букв необходимо составить слово и прочитать его.
Дети собирают ромашку со словом «РОДИНА». [1]
Педагог: Какое главное слово вы прочитали на ромашке? (Родина).
- Что мы Родиной зовем?
Дети: Край, где вместе мы живем!
Дети читают стихи о Родине.
Педагог: Вот он, флаг нашей Российской Федерации, символ сплочённости и независимости нашего народа (показывает флаг России).
- Ребята, вы справились со всеми заданиями. За проявленные знания и дружбу я хочу вручить вам медали (воспитатель раздаёт шоколадные награды). Давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили? Что нового вы узнали? Что вам запомнилось? Что вам понравилось больше всего?(ответы детей).Ребята, любите свою Родину, познавайте историю своей страны, заботьтесь о природе, цените русские обычаи и традиции. Гордитесь тем, что живёте в самой большой, сильной и доброй стране — России!
Список литературы:
2. Краюшкина, Н. В. Путешествие по карте «Наша страна – Россия» [Электронный ресурс].
URL:https://www.vospitatelru.ru/categories/1/articles/137 (дата обращения 08.04.2025)
3. Старикова, Т.П.Утренник «День России» [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2023/01/18/utrennik-den-rossii (дата обращения 01.04.2025)
4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: утверждена приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028/ Министерство просвещения Российской Федерации. – Текст: Электронный // Консультант плюс. Версия Проф. – Москва: 2022.
Конспект во вложении (pdf, 609Kb)
Скачать вложение