РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Нетрадиционные техники рисования, как инструмент в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Гордеева Светлана Сергеевна, воспитатель; Жук Светлана Александровна, воспитатель; Салангина Наталья Викторовна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад 121", г. Рязань

Воображение – это мыслительные операции, характеризующиеся созданием образов и представлений. По мнению Л.С Выготского процесс воображения заключается в обдумывании и переосмыслении ситуаций, с которыми человек встречается в повседневной жизни. В то же время, в сознании человека происходит создание нового образа, с помощью которого открывается возможность по-новому взглянуть на сложившуюся ситуацию. [6,448].

Барашнина М.В. в своей научной статье «Изучение особенностей воображения у младших школьников» отмечает, что у каждого человека воображение имеет свою индивидуальность, которая проявляется во время творческого процесса и берет свое начало в дошкольном возрасте [4].

Н.И. Чинякова отмечает тот факт, что развитое воображение не является врожденным, а развивается в процессе всей человеческой жизни. Также автор в своей работе «Роль воображения в творческом развитии личности ребенка» описывает следующие виды воображения:

- воссоздающее воображение, которое зависит от индивидуальности человека и условий, в которых необходимо воссоздать представление о каком-либо объекте;

- творческое воображение, имеющее тесную взаимосвязь с прикладным творчеством, направленным на создание чего-то нового [20].

Баишева М.И. и Михайлова Д.И. в научной статье утверждают, что наиболее эффективным процессом для развития воображения детей дошкольного возраста, является изобразительная деятельность. Данные авторы отмечают, что именно благодаря рисованию ребенок может визуализировать свои мысли и фантазии [3].

Процесс детского рисования интересует многих ученых современности, так как уровень овладения им оказывает очень сильное влияние на степень развития воображения. Важность детского рисования отмечал и Л.С. Выготский, называя изобразительное искусство «Графической речью» [7, 186].

О важности рисования детей дошкольного возраста говорил и В.А. Сухомлинский. Ученый, в своих работах, указывает на тот факт, что развитие детского ума напрямую зависит от усовершенствования мелкой моторики. Самым действенным методом для развития детских пальчиков является рисование [19, 52].

Одним из особо важных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, является развитие творческого воображения. Такие современные ученые, как Газизова Ф.С., Семенова Н.И. отмечали, что данное развитие происходит постепенно, посредством изобразительной деятельности, т.е. рисования [8].

По словам Карпенко Н.А и Пульяновой Т.А., занимающихся изучением творческих качеств детей дошкольного возраста, первой отправной точкой для развития творческого воображения служит дошкольное учреждение, в котором воспитатель создает все необходимые педагогические условия. В дошкольной педагогике выделяют пять таких условий:

1) стимуляция творческой активности у детей (с помощью специальных игр, конструкторов, наборов для творчества и т.д.);

2) подбор необходимых форм и методов обучения, вызывающих интерес к творчеству (отсутствие шаблонных ориентиров, индивидуальность каждой работы);

3) создание проблемных и поисковых ситуаций в процессе обучения (сочинение сказок, театрализация, творческая продуктивная деятельность и др.);

4) предоставление ребенку свободы выбора в процессе творчества;

5) оценивание творческих работ воспитанников в соответствии с их индивидуальными возможностями и возрастом [11].

Среди современных ученых, педагогов и психологов, занимающихся вопросами всестороннего развития воображения детей дошкольного возраста, наиболее сильный интерес вызывает использование нетрадиционных техник рисования. С психологической точки зрения у детей, рисующих необычным способом, улучшается познавательная активность, а именно развивается фантазия, воображение, память, снижается тревожность, повышается самооценка и т.д. [2].

Нестандартные техники рисования – это техники, отличающиеся от привычных способов. К инновационным техникам рисования следует отнести:

1. Рисование сыпучими материалами (солью или манкой). Данная техника рисования подразумевает использование соли совместно с клеем ПВА или с акварелью. Техника используется для развития мелкой моторики, тактильного и сенсорного восприятия [18].

2. Кляксография (обычная, или трубочкой). Использование трубочки подразумевает выдувание краски так, чтобы клякса, растекаясь, приняла определенный вид. Техника используется в качестве дыхательной гимнастики и для развития речевого аппарата [10].

3. Оттиск (отпечаток разными предметами: воздушными шариками, картошкой, поролоном и т.д.). Используется для развития речевого аппарата.

4. Тычка (или тычок, включает в себя рисование ватными палочками). Развивает координацию движений, мелкую моторику [21].

5. Рисование мыльной пеной (выдыхание воздуха через трубочку в окрашенную мыльную воду, с целью создания красочных пузырьков и переноса их на бумагу). Используется для развития речевого аппарата, мышления и воображения [14].

Каждая из вышеуказанных техник содержит в себе игровой процесс, а игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Используя нетрадиционные техники рисования, происходит влияние не только на развитие творческого воображения, но и воздействует на формирование эмоционально-положительного отношения к процессу рисования [13].

С точки зрения современной педагогики, использование нетрадиционных способов рисования способствует устранению боязни перед краской, развивает усидчивость, снижает страх, связанный с возможностью не справится с творческим процессом рисования [9].

Киргуева Ф.Х. и Ушаридзе Э.С. был проведен эксперимент, направленный на изучение влияния нетрадиционных техник рисования на формирование творческого воображения детей 5-7 летнего возраста. Результаты данного эксперимента свидетельствуют о том, что комплексное и систематическое применения необычных техник рисования приводит к наиболее эффективному результату в развитии творческого воображения дошкольников [12].

Таким образом, проанализировав работы современных ученых, направленных на изучение использования техник нетрадиционного рисования с детьми дошкольного возраста мы выяснили, что включение в образовательный процесс необычных способов изобразительной деятельности, играет важную роль в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. 

Список литературы

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Сфера, 2023. – 208 с.: табл. (Правовая библиотека образования).

2. Афризунова, Е.В. Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста / Е.В. Афризунова // Молодой ученый. – 2024. - № 11 (510). – С. 220-223. URL: https://moluch.ru/archive/510/112015/ (дата обращения: 04.12.2024).

3. Баишева М.И. Особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности / Международный студенческий научный вестник. – 2024. - №2. URL: https//eduherald.ru/ru/article/view?id=20834 (дата обращения: 25.12.2024).

4. Барашнина, М.В. Изучение особенностей воображения у младших школьников / М.В. Барашникова, Р.А. Малышев // Международный студенческий научный вестник. – 2022. - №1. URL: https//eduherald.ru/ru/article/view?id=20834 (дата обращения: 25.12.2024)

5. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, Эскимо, 2005. – 95 с.

6. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. – 504 с.

7. Л.С. Выготский. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. -М.: Педагогика.,1983. - 367 с.

8. Газизова, Ф.С. Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста / Ф.С. Газизова, Н.Н. Семенова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2024. - № 14. – С. 236-237. URL: https://moluch.ru/archive/513/112448/ (дата обращения: 04.12.2024).

9. Герасимова, Е.Н. Использование нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста / Е.Н. Герасимова // Молодой ученый. – 2023. - № 3 (450). – С. 240-242.

10. Гребенщикова, Н.Г. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Н.Г. Гребенщикова. // Вопросы педагогики. – 2020. - № 4-1. С. 65-68. URL: https://moluch.ru/archive/514/112765/ (дата обращения: 04.12.2024).

11. Карпенко, Н.А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста : монография / Н.А. Карпенко, Т.А. Пульянова. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2022. – 80 с.

12. Киргуева, Ф.Х. Рисование, как средство формирования творческого воображения дошкольников / Ф.Х. Киргуева, Э.С. Ушаридзе // Мир науки, культуры, образования. №2 (105), 2024, С. 316-317.

13. Корсунова, Н.М. Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду / Н.М. Корсунова // Проблемы педагогики. - 2020. - № 20. С. 56-67.

14. Кузнецова, Е.В. Возможности использовать нетрадиционные техники рисования в коррекции тревожности детей дошкольного возраста / Е.В. Кузнецова. // Вопросы педагогики. – 2020. - № 11-2. – С. 198-201.

15. Курганская, И.А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения у детей младшего дошкольного возраста / И.А. Курганская. – Текст : непосредственный // Образование и наука в современных реалиях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2022. - № 37. – С. 95-98.

16. Морозова, Е.В. Изучение воображения детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Морозова, Н.В. Поляшова // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». – 2021. - № 5. – С. 5-8.

17. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.: Каро, 2023. С. 96.

18. Пульянова, Т.А. Развитие творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных художественных техник рисования / Т.А. Пульянова // Молодость. Инициатива. Интеллект: материалы IX Междунар. научн.-практ. конференции студентов и магистрантов, Витебск, 23 апр. 2021 г. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2021. – С. 449-450.

19. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – 5-е изд. – Киев : Радянська школа, 1974. – 288 с.

20.  Чинякова Н.И. Роль воображения в творческом развитии личности ребенка / Н.И. Чинякова // Международный студенческий научный вестник. – 2020. - №5. – С. 753-756.

21. Шешукова Е.И., Ершова А.М. Развитие творческого воображения дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования / Е.И. Шешукова, А.М. Ершова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. - № 2. – С. 42-46. URL: http://science-pedagogy/ru/ru/article/view?id=2368 (дата обращения: 04.12.2024).

Конспект во вложении.



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru