РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

III Региональный конкурс проектов (социальной рекламы) «Мы против наркотиков» для студентов среднего профессионального образования
Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов финансовой грамотности «Финансовая перемена»

Один, много

Автор: Каретникова Татьяна Сергеевна, воспитатель МАДОУ "Детский сад №34", г.Рязань

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация 
Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, методов и способов умственной деятельности, которые соответствуют программным требованиям.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, процесс освоения знаний, в том числе элементарных математических представлений, должен быть увлекательным, ненавязчивым и радостным. Поэтому задача взрослого на современном этапе — поддерживать у ребёнка интерес к познанию!
Дошкольный возраст — это важный этап в развитии и воспитании личности. Одной из задач воспитания всесторонне развитой личности является умственное воспитание детей дошкольного возраста. В этом процессе математическое развитие играет ключевую роль. Оно не ограничивается обучением счёту, измерению и решению арифметических задач. Оно также подразумевает развитие способности видеть, открывать свойства, отношения и зависимости в окружающем мире, а также передавать их с помощью знаков и символов.
С самого раннего возраста дети сталкиваются с предметами, которые отличаются по форме, цвету, различается и их количество. В этот период формируются основные элементарные представления и способности ребёнка. Детей учат называть размер игрушек, их формы, указывать их количество.
Через игровую деятельность формируются способности различать различные свойства и особенности предметов. У ребёнка формируется первое представление о математике, хотя он пока не осознаёт этого. Детей раннего возраста учат сопоставлять и группировать предметы, давать им названия.
Через наглядно-практические действия мы помогаем ребёнку запоминать информацию на основе предметных образов. До трёхлетнего возраста ребёнок уже может группировать предметы по их внешним признакам, таким как цвет и форма. Например, он может отделить зелёные игрушки от красных, выбрать карандаши из кучи других предметов и сложить их вместе, а также сложить кольца пирамидки по размеру и в определённом порядке.
Занимаясь с предметами в игровой форме, ребёнок сравнивает их. Так начинается знакомство с математикой.

Цели: 
- уточнить представления детей о понятиях «один», «много», формировать умение определять, где много предметов, а где один предмет;
- закреплять умение детей определять и называть цвет предметов, сравнивать предметы по цвету, форме и размеру.
Дидактические материалы 
Демонстрационный: 
1) изображение избушки;
2) изображение «волк и семеро козлят».
Раздаточный:
1) вырезанные из картона овощи: морковь, кабачок, тыква и капуста — по количеству детей; 
2) одинаковые по цвету и размеру детали конструктора («кирпичики») - по 4-5 на каждого ребенка;
3) математический счетный материал «Умные цепочки» и карточки к ним.
Оборудование: мольберт, указка, тарелка пластмассовая. 
Предварительная работа с детьми: чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Ход образовательной ситуации
1. Мотивационный этап.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знание о сказках.
Воспитатель: Ребята, скажите, любите ли вы сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: Какие сказки вы любите?
Дети: Колобок, Теремок, Репка.
Воспитатель помещает на доску иллюстрацию к сказке, на которой изображены волк и семеро козлят. 
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы героев этой сказки? 
Дети: Волк и козлята.
Воспитатель: А как называется сказка? 
Дети: Волк и семеро козлят.
Воспитатель рассказывает, что мама коза и козлята приглашают детей в гости.
Воспитатель: Хотите пойти в гости? 
Дети: Да.
Воспитатель: Чтобы пойти в гости, что нам понадобится? 
Дети: Подарки, гостинцы.
Воспитатель: Давайте пойдем в магазин и купим овощи.

2. Ориентировочный этап.
Дидактические задачи: актуализировать представления детей о понятиях «один», «много», закреплять умение определять и называть цвет предметов, развивать внимание.
Дети подходят к столу – «магазину», на котором вперемежку лежат вырезанные из картона изображения овощей: морковь, кабачок, тыква и капуста (количество овощей равно количеству детей) и изображения: яблоко, грибы, конфеты.
Воспитатель: Сколько на прилавке овощей? 
Дети: Много.
Воспитатель: Ребята, вам необходимо купить только по одному овощу. Давайте купим по одному овощу. Покупайте.
После того как дети выполнили задание, воспитатель задает вопросы: 
- Сколько овощей ты купил? 
- Какой овощ ты купил? 
- Какого он цвета?
Далее дети с овощами идут по группе и подходят к изображению домика.
Мама коза и козлята радуются приходу гостей.
Воспитатель предлагает положить овощи в тарелочку и ставит ее перед детьми.
Воспитатель задает вопросы нескольким детям:
Воспитатель: Сколько овощей ты положил в тарелку? 
Дети: Один.
После того как все дети положили свои овощи в тарелку, воспитатель задает вопрос:
Воспитатель: Сколько овощей в тарелке?
Дети: Много.
Воспитатель: Давайте повторим.
Воспитатель делает вывод, показывая на тарелку - каждый из нас положил в тарелку один овощ, и в тарелке стало много овощей.
Воспитатель вместе с детьми угощает маму козу и козлят:
Воспитатель: Угощайтесь, пожалуйста!

3. Исполнительский этап.
Дидактические задачи: закреплять умение различать цвет, сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, развивать коммуникативные навыки.
Воспитатель говорит, что мама коза и козлята благодарят гостей за угощение, и предлагают помочь им построить забор вокруг их домика, чтобы волк не смог пробраться во двор к козлятам. Воспитатель ставит на стол макет избушки козы и козлят.
Воспитатель ставит на стол коробку с одинаковыми по цвету и размеру деталями конструктора (форма кирпича). Количество деталей равно количеству детей. Задача детей - взять по одному «кирпичу».
Воспитатель: «Кирпичи» одинаковые или разные?
Дети: Одинаковые.
Воспитатель: Что у «кирпичей» одинаковое? Чем они похожи?
Как правило, дети называют цвет: этот «кирпич» красный, и этот тоже красный.
Воспитатель уточняет: у «кирпичей» одинаковый цвет, и обращает внимание детей на то, что у «кирпичей» одинаковая форма и одинаковый размер.
Мама коза и козлята предлагают детям построить забор из «кирпичей».
Детям предоставляется самостоятельность.
Может случиться, что кто-то из детей успеет взять несколько «кирпичей». В этом случае у других детей «кирпичей» не окажется совсем.
Воспитатель: Справедливо ли разделили «кирпичи»?
Дети: Да / Нет.
Воспитатель: Как надо поступить, чтобы «кирпичи» были у каждого ребенка?
Как правило, дети, у которых несколько «кирпичей», начинают отдавать по одному «кирпичу» тем, у кого их совсем нет.
Воспитатель хвалит детей за то, что они поделились с товарищами.
После того как дети распределят «кирпичи» между собой, мама коза и козлята спрашивают детей:
Воспитатель: У кого получилось построить забор?
Воспитатель: Почему никто не смог построить забор?
Дети: Потому что у каждого только один «кирпич».
Воспитатель: Что нужно сделать для того, чтобы каждый из нас смог построить длинный забор? 
Дети: Нужно взять много «кирпичей».
Воспитатель кладет на стол много таких же кирпичей, как и у детей. Каждый ребенок строит длинный забор.
Воспитатель: Длинный или короткий забор у нас получился?
Дети: Длинный.
Воспитатель: Почему нам удалось построить длинный забор? 
Дети: Потому что было много кирпичей.
Воспитатель говорит, что мама коза и козлята благодарят гостей за помощь. Теперь волк не сможет пробраться во двор к козлятам.
Воспитатель: Ребята, смогли мы помочь маме козе и козлятам спрятаться от волка? 
Дети: Смогли.
Дидактические задачи: закреплять умение определять, где много предметов, а где один предмет, умение использовать в речи слова «один», «много», «ни одного», различать значение слов «один» и «одна»; закреплять умение определять и называть цвет предметов.
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель говорит, что в гостях хорошо, но нам пора возвращаться домой.
Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором лежат карточки с изображением дорожек из цветных цепочек. (Приложение 1.)
Воспитатель говорит, что для того чтобы отправиться домой нужно починить разорвавшуюся цепочку. (Работа за столами.) 
Воспитатель показывает детям коробку с разноцветными звеньями (количество цепочек равно количеству детей).
Воспитатель: Ребята, возьмите по одной карточке и составьте цепочку, подходящую по цвету и размеру.
Может случиться, что кто-то из детей возьмет не одну карточку. В этом случае кому-то карточки не достанется.
Воспитатель: Всем достались карточки?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему карточки достались не всем? Что нужно сделать для того, чтобы карточка была у каждого? 
Дети: Поделиться.
После того как дети распределят карточки между собой, воспитатель задает вопрос: Сколько карточек ты взял?
Дети: Одну, две.
Воспитатель: Сколько в коробке звеньев? 
Дети: Много.
Воспитатель: Берите звенья и соединяйте их. Какого цвета у тебя получилась цепочка? (Спросить 3-4 ребенка)
Дети: называют цвета.
Воспитатель: Сколько цепочек ты составил? 
Дети: Одну.
Воспитатель:  Сколько цепочек сделали дети? 
Дети: Много.
Воспитатель: Ребята, берите цепочки и подходите ко мне. Воспитатель кладет первую цепочку на пол. (Составляя из цепочек дорожку.) Дети выкладывают свои цепочки также. 
Воспитатель подводит итог: каждый составил по одной цепочке, стало много.

4. Рефлексивный этап.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, дать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель: У какой сказки мы побывали в гостях? 
Дети: Волк и семеро козлят.
Воспитатель: Как мы помогли маме козе и козлятам спрятаться от злого волка? 
Дети: Построили крепкий забор.
Воспитатель: Сколько мы использовали кирпичей? 
Дети: Много.
Воспитатель: Сколько было козлят в этой сказке? 
Дети: Много.
Воспитатель: А волков? 
Дети: Один.
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?
Дети: называют, что понравилось.

5. Перспективный этап.
Воспитатель хвалит детей и говорит им, что они смогли построить длинный забор потому, что могут различить, где один, а где много.
Воспитатель предлагает детям обменяться полученными впечатлениями со своими родными. 

Литература

1. Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования  [Электронный ресурс].– Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887 (Дата обращения: 20.01.2025).
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.- М.:ТЦ Сфера, 2023. - 224с
3. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для детей 3-4 лет. Методические рекомендации. Часть 1. – М.: Просвещение, 2021. – 35 с.
4. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л.Г. / Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. – М.: Цветной мир,2020. – 17 с.
5. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование математических представлений. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. – 13 с.

Конспект во вложении (pdf 240Kb)




Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru