РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Автор: Комарова Наталья Алексеевна, воспитатель, МДОУ «Детский сад №4» г. Михайлов Рязанской области

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с опорой мнемотаблицы для детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.»

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие связной речи. В настоящее время проблема развития связной речи становится особенно актуальной.  Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для свободного общения и выражения своих мыслей. Учитывая, что данный процесс обучения должен быть интересным, занимательным, развивающим.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника известна с давних времен. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. В советский период в нашей стране эту тему изучали лишь отдельные ученые - психологи: А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко
Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие. Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Таким образом, использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Я считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами всех возрастных групп. Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить  ребенка с мнемоквадратом. В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами.

Все, что требуется для работы - это листок бумаги, фломастеры и немного фантазии.

Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа рассказа «Купание медвежат» с наглядной опорой на мнемосхему, отображающую последовательность событий.

         Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Познавательное развитие:

- закреплять и расширять представления детей  о жизни диких животных в природе;

- развивать познавательные, психические процессы: мышление, внимание, память, зрительное восприятие, воображение;

- учить самостоятельно делать выводы и умозаключения.

Речевое развитие:

- развивать монологическую, связную речь детей - последовательно, без пропусков, повторений. грамматически правильно передавать содержание текста, с опорой на мнемотаблицы;

- упражнять в образовании однокоренных слов (медведь - медведица –медвежонок, медвежья);

- обогащать и активизировать словарь новыми словами;
- учить слушать внимательно, осмысленно понимать и использовать словарь и обороты авторского текста.

Социально-коммуникативная область:

- способствовать формированию готовности детей к совместной деятельности, развивать умение работать в коллективе, договариваться, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Физическое развитие:

- способствовать формированию у детей потребности в двигательной активности.
 
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;

- способствовать снятию физического и психологического напряжения.

Словарная работа. Обогащение: Шиворот, выполоскала, шлепок, окунать.

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы советских писателей, рассматривание иллюстраций в книгах, пересказ произведений по мнемотаблицам.
Оборудование:
- конверт с письмом, книги В. Бианки, мнемосхема к рассказу «Купание медвежат», магнитная доска, цветные картинки о медведях к рассказу.
Планируемый результат:

- совершенствовать монологическую речь, умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы по содержанию рассказа и уметь его пересказать, с опорой на мнемотаблицу.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Коммуникативная игра. »Ты и я». Дети стоят в кругу.

Ты и я ты и я (дети указательным пальцем показывают друг на друга)

мы с тобой одна семья (кладут руки на плечи друг другу)
вместе читаем (делают очки), вместе играем (прыгают на одной ноге),

вместе и во всем друзьям помогаем! (хлопаем в ладоши)

Мотивация к деятельности

Воспитатель: Ребята, в нашу группу почтальон принес письмо. Хотите узнать, от кого оно и что в нём написано?

Дети: Да.

Воспитатель: Это письмо от Незнайки, который спрашивает вас, любите ли вы загадки? и просит помочь ему отгадать их.

Воспитатель: Поможем Незнайке отгадать загадки? Дети: Да.

Загадка: Хозяин лесной
просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Ходит по лесу Федот.
Летом лыко дерёт.
Зимой лапу сосёт.

Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит «одолжить» он
У лесных пчёл мёд.


Ответы детей: Медведи.
Воспитатель: Верно! Вы отгадали, все загадки про медведя.

- Посмотрите на картину, кто на ней изображен?
Какая медведица? А какие медвежата?

- А как можно ласково назвать наших медведей? Ответы детей: Мишутка, медведюшка, мишенька, медвежонок. Назовите медвежью семью? Ответы детей: Медведица, медвежата.

- Ребята, подумайте и скажите, какие у медведей шубки? (Густые, мохнатые, тёплые)

- А что любят медведи? (Мед, ягоды, рыбу, орехи, желуди).

- А как вы думаете, что любят делать медведи? (Ловить рыбу, драться между собой, лапу сосать, разрушать муравейники и лазать по деревьям)

- Ребята, как вы думаете, в летний, знойный, день, как чувствуют себя медведи? (Им жарко, неуютно, некомфортно).

- А как вы думаете, любят ли медведи купаться? Да.

- Ребята, я сейчас прочитаю вам отрывок из рассказа, как медведица купала своих медвежат и мы узнаем, любят ли купаться медведи и зачем им это надо? Хотите узнать? Ответы детей: Да!

- Слушайте внимательно. Вслушивайтесь, как я читаю.
Рассказ называется «Купание медвежат». Его написал В. Бианки.

Чтение отрывка из рассказа «Купание медвежат»:

«Из леса вышла большая, бурая медведица и два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но медведица не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной воды и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом в воду. Очутившись снова на земле, медвежата остались очень довольны купаньем: день был знойный, и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.»

- Ребята, а сейчас я вам задам вопросы по содержанию рассказа, а вы мне ответите.

- Кто вышел из леса? Медведица и два медвежонка.

- Как автор описал медведицу, какая она? Большая, бурая.

- А какие медвежата? Веселые.

- Что сделала мама-медведица? Схватила одного медвежонка и окунула в речку.

- Как вёл себя медвежонок? Визжал и барахтался.
- А как вы понимаете «схватила за шиворот»? (за ворот, за воротник. )
Воспитатель: А почему так делают животные? (Чтобы успокоить детёнышей).

- А выражение «хорошенько выполоскала»? Отмыла, очистила.

- А что значит «окунать»? Как можно сказать по другому? ( погружать, опускать)

- А что сделал второй медвежонок? Почему? Чего он испугался? Холодной воды и пустился удирать в лес.
Воспитатель: Что сделала мама-медведица  медвежонку? (Медведица догнала  и надавала медвежонку шлепков).

- А что значит слово  «шлепок»?  шлепок - удар плашмя (чем-нибудь мягким), шлепнула легонько, не больно, любя )

Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? Вспомните , о каком времени  года говорится в произведении?

- Ребята, как в рассказе назван очень жаркий день ? (знойный) 

- Так почему же мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, медвежата в густых, лохматых шубах, шерсть у медвежат загрязнилась, им было очень жарко).

Воспитатель: Остались ли медвежата  довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)

ФИЗМИНУТКА: Игра-разминка «На водопой»:

Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом),
За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая),
За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках),
За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед), За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку),
За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)
За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах),
Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках),
Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают)

Пересказ воспитателем рассказа с опорой на мнемосхему (прикрепляем мнемосхему на доску):

«Из леса вышли большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок громко визжал и барахтался изо всех сил, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался такой холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его и надавала шлепков, а потом - в воду, как и первого. Очутившись снова на земле, оба малыша остались очень довольны купанием. День был знойный, и медвежатам было очень жарко в густых лохматых шубах. Холодная вода хорошо освежила их.»

- А сейчас попробуйте вы пересказать по схеме.

(Самостоятельная работа детей по пересказыванию с опорой на схему).

Пальчиковая гимнастика:

Спит медведь в своей берлоге, (Ладони – под левую щеку, голову наклонить влево.)

Спит барсук и черный крот. (Ладони – под правую щеку, голову наклонить вправо.)

Только волка кормят ноги, (Растопыренные пальцы – «лапы волка» - «идут по земле»)

А не то живот сведет! (Положить руки на живот.)

Рефлексия.
Ребята, вам понравился рассказ Виталий Бианки «Купание медвежат»?

- А понравилось вам пересказывать рассказ по схеме?

- Чей рассказ вам больше понравился?

- А как вы думаете, кто сегодня на занятие был самым активным?

Итог занятия.

- Ребята, помогли мы с вами Незнайке?

- Узнали вы, любят ли медведи купаться и зачем им это надо?

- Что вам больше всего запомнилось из рассказа?

- Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?(шлепок, за шиворот, окунал.)

- А было ли вам тяжело или легко   самостоятельно, связно, последовательно пересказывать текст с помощью схем?

- Все сегодня занимались хорошо. Все молодцы! Всем спасибо!

Перспективный этап.

Придя домой, вы нарисуете рисунок, отразив в нем моменты, которые остались в вашей памяти из пересказанного рассказа и выразите свое отношение к нему.

Занятие окончено.

Литература

1. Васькова О.Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста – М.: Детство-пресс, 2017. – 68 с.

2. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2017. – 208 c.

3. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, Росмэн, 2018. – 224 c.

4. Гризик, Т.И. Говорим правильно. Беседуем и рассказываем. Пособие для детей 5-6 лет / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2017. – 549 c.

5. Лелюх, Т. Сидорчук Сидорчук С. А. В. Лелюх Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине / Т. Лелюх Сидорчук С. А. В. Сидорчук Лелюх. – М.: АРКТИ, 2018. – 40 c.

6. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е Вераксы. Т. С Комаровой, Э.М Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.

7. Ушакова, О. С. Придумай слово / О.С. Ушакова. ­– М.: Сфера, 2018. – 208 c.

Конспект во вложении (pdf 234KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru