Плохой поступок к хорошему не приведет
Автор: Логунова Ирина Сергеевна, Жук Светлана Александровна - воспитатели; Салангина Наталья Викторовна - учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 121», г. РязаньМетодическая разработка организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.
Проблема воспитания нравственных качеств в подрастающем поколении не ослабевают вот уже на протяжении долгого времени, а в современном обществе приобретает особую актуальность из-за изменения приоритетов общественного сознания. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», разработанная в 2009 году, стала методологической основой стандартов современного образования, в том числе и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
ФГОС ДО направлен на решение ряда задач, одной из которой является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…».
В педагогике понятие «нравственное воспитание» понимается как формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения, а нравственное воспитание дошкольника – как целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Нравственное воспитание – сложный педагогический процесс, к которому вот уже на протяжении многого времени проявляют как ученые теоретики, так и работники образования. Нравственным воспитанием интересовались философы, педагоги и даже писатели, такие как: А.Я. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.Н, Толстой и др., все они освящают в своих работах сущность нравственного воспитания и особенности ее формирования. Современные ученые: академик Фельдштейн Д.И., профессор Д.А.Леонтьев, профессор Ю.П.Зинченко, профессор А. Г. Асмолов и др. отмечают агрессивность, замкнутость детей на себе и своих интересах. Именно поэтому они считают, что формирование всех форм нравственности и моральных ценностей происходит в дошкольном возрасте, когда дети только начинают открывать для себя такой многообразный мир.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этом возрасте ребенок осознанно начинает узнавать и воспринимать окружающий его мир, следовательно, начинает закладываться основа нравственных ценностей, которая впоследствии будет определять отношение взрослого человека ко всему миру и его мировоззрению.
Ознакомление с художественной литературой является одним из средств нравственного воспитания, влияющих на становление личности. Размышляя о нравственном воспитании средствами художественной литературы, русский методист В. Виноградов писал, что «Нравственное воспитание детей совсем не достигается путем рассуждения с ними о морали и добродетели... Нравственно- воспитательная задача при прочтении состоит в том, чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых героев. Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей, то воспитательная цель уже достигнута, даже в том случае, если после чтения не последует никакой беседы на моральную тему».
Серия произведений М.Зощенко «Лелька и Минька» являются благодатной почвой для воспитания у детей дошкольного возраста нравственных понятий: уважение к старшим, доброта, щедрость и др. Рассмотрим это на примере одного из рассказов, который называется «Бабушкин подарок».
Цель: Организовать образовательную деятельность детей по восприятию рассказа М. Зощенко «Бабушкин подарок» (серия «Леля и Минька»), направленную на знакомство с произведением; пробуждать интерес детей к наблюдению за поступками или поведением людей при слушании произведений о взаимоотношениях между людьми.
Задачи:
- Создать условия для формирования интереса к слушанию рассказа М. Зощенко «Бабушкин подарок»;
- Способствовать развитию умений внимательно слушать произведение, воспринимать содержание рассказа, оценивать их поступки;
- Создать условия для выражения детьми отношения к содержанию текста, для обращения детей к личному опыту;
- Создать условия для применения полученных знаний на практике.
Ход занятия:
1. Мотивационный этап.
Дети стоят в круге, выполняют движения по тексту:
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, наш весёлый круг!
На столе стоят 2 коробки, накрытые тканью на ней надпись сюрприз, в одной коробке игрушка, в другой деньги.
- Ой, ребята, а что это такое? Тут что-то написано, Сюр-приз! Ребята, кто-то подготовил для нас сюрприз, хотите узнать, что там? (Да)
Ну, тогда открываем.
Что же это такое? (Подарки) Давайте скорее открывать.
(Воспитатель вызывает ребенка он открывает подарки и обсуждает их с детьми. А какой подарок они выбрали бы? И почему? ответы детей могут быть разными. Уточняет, что игрушкой можно сразу играть, а на монетки придётся ещё что- то купить, пройдёт какое – то время и пр.)
- А кто же мог подарить нам этот подарок? От кого вы обычно получаете подарки? (Дети отвечают, ответы разные, воспитатель ждет ответа бабушка.)
- Бабушки очень любят своих внуков и дарят им подарки, чтобы выразить свою любовь. А мне, ребята, попалась недавно книга.
2 слайд (Книга)
2.Ориентировачный этап.
Вот она. Её автор Михаил Зощенко.
3 слайд(Портрет М.Зощенко)
Кто- то читал произведения этого автора? Какие? Кто герои? Эта книга из серии «Лёля и Минька». Как вы думаете Лелька это кто? А взрослое имя у Лельки какое? А Минька – кто? Как его будут звать, когда вырастет?
- Как вы думаете, что бабушка привезла Леле и Миньке? (Обсуждение)
- Вы хотите узнать, какой на самом деле подарок привезла бабушка своим внукам? (Да)- Для того что бы узнать, что нам нужно сделать? (Прочитать книгу).
3. Исполнительский этап.
Михаил Зощенко «Бабушкин подарок»
«У меня была бабушка. (не у меня, а у мальчика, которого зовут ….) И она меня очень горячо любила.
Она каждый месяц приезжала к нам в гости и дарила нам игрушки. И вдобавок приносила с собой целую корзинку пирожных.
Из всех пирожных она позволяла мне выбрать то, которое мне нравится.
А мою старшую сестрёнку Лелю бабушка не очень любила. (Интересно, почему? Что можно предположить) И не позволяла ей выбирать пирожные. Она сама давала ей какое придётся. И от этого моя сестрёнка Леля всякий раз хныкала и сердилась больше на меня, чем на бабушку.
В один прекрасный летний день бабушка приехала к нам на дачу.
Она приехала на дачу и идёт по саду. В одной руке у неё корзинка с пирожными, в другой — сумочка.
И мы с Лелей подбежали к бабушке и с ней поздоровались. И с грустью увидели, что на этот раз, кроме пирожных, бабушка нам ничего не принесла. (А что еще дети ждали от бабушки?)
И тогда моя сестрёнка Леля сказала бабушке:
- Бабушка, а кроме пирожных ты разве нам сегодня ничего не принесла?
И моя бабушка рассердилась на Лелю и так ей ответила:
- Принесла. Но только не дам невоспитанной особе, которая так откровенно об этом спрашивает. Подарок получит благовоспитанный мальчик Миня, который лучше всех на свете благодаря своему тактичному (вежливому, бережному, благовоспитанному) молчанию.
И с этими словами бабушка велела мне протянуть руку. И на мою ладонь она положила десять новеньких монеток по десять копеек.
И вот я стою как дурачок и с восторгом смотрю на новенькие монеты, которые лежат у меня на ладони. И Леля тоже смотрит на эти монеты. И ничего не говорит. Только у неё глазёнки сверкают недобрым огоньком. (Что же сейчас будет?)
Бабушка полюбовалась на меня и пошла пить чай.
И тогда Леля с силой ударила меня по руке снизу-вверх, (Это как? Покажите) так что все мои монеты подпрыгнули на ладони и попадали в траву и в канаву. (Почему она так поступила, как вы думаете?)
И я так громко зарыдал, что сбежались все взрослые — папа, мама и бабушка. И все они моментально нагнулись и стали разыскивать упавшие мои монетки.
Слайд 4
И когда были собраны все монетки, кроме одной, бабушка сказала:
- Видите, как правильно я поступила, что не дала Лельке ни одной монеты! Вот она какая завистливая особа. Где, кстати, эта злодейка в настоящий момент? (Как вы думаете, куда делась Лёля? Почему?)
Чтобы избежать трёпки, (т. е. наказания) Леля, оказывается, влезла на дерево и, сидя на дереве, дразнила меня и бабушку языком.
Слайд 5
Соседский мальчик Павлик хотел стрельнуть в Лелю из рогатки, чтоб снять её с дерева. Но бабушка не позволила ему это сделать, потому что Леля могла упасть и сломать себе ногу. (Все-таки переживает за внучку, любит значит.) Бабушка не пошла на эту крайность и даже хотела отобрать у мальчика его рогатку.
И тогда мальчик рассердился на всех нас и на бабушку в том числе и издали стрельнул в неё из рогатки.
Бабушка, ахнув, сказала:
- Как это вам нравится? Из-за этой злодейки меня из рогатки подбили. (Обиделась на всех) Нет, я не буду к вам больше приезжать, чтоб не иметь подобных историй. (Вот так!) Лучше вы привозите ко мне моего славного мальчика Миню. И я всякий раз, в пику (назло) Лельке, буду дарить ему подарки. (ай-ай-ай! разве можно делать назло кому-то)
Папа сказал:
- Хорошо. Я так и сделаю. Но только вы, мамаша, напрасно хвалите Миньку! Конечно, Леля поступила нехорошо. Но и Минька тоже не из лучших мальчиков на свете. (Догадались, почему папа так сказал) Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы своей сестрёнке несколько монеток, видя, что у неё ничего нет. И этим он не довёл бы свою сестрёнку до злобы и зависти.
Сидя на своём дереве, Лелька сказала:
- А лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке, который по своей глупости или хитрости молчит и поэтому получает подарки и пирожные. (А вы также считаете?)
Бабушка не пожелала больше оставаться в саду.
И все взрослые ушли пить чай на балкон.
Тогда я сказал Леле:
- Леля, слезь с дерева! Я подарю тебе две монетки.
Леля слезла с дерева, и я подарил ей две монетки. (А надо было так сделать сразу!)
И в хорошем настроении пошёл на балкон и сказал взрослым:
- Всё-таки бабушка оказалась права. Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Леле две монетки.
Бабушка ахнула от восторга. И мама тоже ахнула. (А вы согласны, что он теперь лучший мальчик на свете) Но папа, нахмурившись, сказал:
— Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться. (Согласны или нет)
И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестру и дал ей ещё монетку. И ничего об этом не сказал взрослым. (Можно теперь поступок Миньки назвать правильным)
Итого, у Лельки стало три монеты, и четвёртую монетку она нашла в траве, где она меня ударила по руке. (Так всё-таки, поровну ли поделил Минька монеты с сестрой)
И на все эти четыре монеты Лелька купила мороженое. И она два часа его ела, наелась, и ещё у неё осталось.
А к вечеру у неё заболел живот, и Лелька целую неделю пролежала в кровати.
И вот, ребята, прошло с тех пор много лет. И до сих пор я отлично помню папины слова. (Кто помнит? Какие слова?)
Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. (Согласны) Но к этому, дети, я всегда стремился. И то хорошо.
Физминутка (6 слайд)
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Обобщающая беседа
О ком этот рассказ? (про Лелю и Миньку, бабушку). Вспомните, что обычно дарила бабушка внукам? ( Игрушки и пирожные). Бабушка любила внуков одинаково? (Миньку больше) Как вы думаете почему? Что в этот раз бабушка решила подарить внукам? И кому она подарила подарок? (Деньги. Миньке) А вам бы стало обидно, если с вами поступили как с Лелей? Почему Леля ударила Миньку по руке? (Она обиделась, а злость, зависть заставляет людей совершать плохи поступки) Как поделил Минька свои монетки? (3 отдал Леле, 6 оставил себе) А Леля поделилась мороженным с Минькой? Чем это закончилось? Хорошо ли она поступила? За что же её не любила бабушка? (знала, что Лелька любит жадничать). Как бабушка её учила не жадничать? Как должен, по мнению папы, вести себя мальчик, которого можно назвать «лучшим мальчиком на свете»? (он должен сделать что-нибудь хорошее и не хвастаться при этом) Легко или трудно стать очень хорошим? (по мнению автора рассказа, очень трудно).
Выражение своего отношения к содержанию текста
Ребята, вам понравился рассказ? Что именно понравилось больше всего? Чему научил вас рассказ «Бабушкин подарок»? Ребята, как вы думаете, как поступила бабушка, подарив подарок только Миньке? (ответы детей) Вот и в народе говорится: «Плохой поступок к хорошему не приведет». Если бы бабушка подарила подарки Лели и Миньке, они поссорились бы?(Нет) Стала бы Леля обижать Миньку и бабушку, если бы у нее был подарок? (Нет) Порой, и взрослые поступают, не подумав. А чтоб был мир в семье, что можно было сделать Миньке? (Ответы детей) Минька отдал монеты сестре, да еще и похвастался. Как вы думаете, стоило ему это делать или нет?(Нет) Что папа сказал ему после его поступка? (Ответы детей) Вы согласны с папой Лели и Миньки? (Да) А давайте с вами попробуем разделить монетки так, чтобы не было никому обидно.
Творческое задание
Дети садятся парами, на столе по 10монеток, дети должны разделить монетки поровну.
4. Рефлексивный этап.
Вспомните, в начале занятия мы с вами предполагали, что же подарила бабушка внукам в рассказе, совпало наше предположение? Как вы думаете, трудно ли быть всегда хорошим? Нужно ли стремиться быть хорошим человеком?
5. Перспективный этап
Сегодня мы с вами узнали, что в жизни нужно поступать, справедливо, а если вас обидели нужно сдерживать эмоции и не отвечать злом на зло. Пригодятся ли полученные знания нам в жизни? Когда? Или в какой ситуации? У этого автора есть и другие рассказы про Лелю и Миньку, хотите с ними познакомиться? (Ответы детей). Тогда мы с вами обязательно их почитаем.
Литература
1. Баймуратова Я.М. Картотека утренних приветствий [Электронный ресурс]. –URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/01/21/kartoteka-utrennih-privetstviy(Дата обращения: 18.11.2019). 2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. – 171с.
3. Зощенко М. Веселые рассказы для детей. Художественная литература. – М.: Издательство АСТ, 2019. – 9 с.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. [Электронный ресурс]. –URL:https : //schsv760.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5dc90b2cd145a.pdf(Дата обращения: 18.11.2019).
5. Титова О.А. А теперь на месте шаг [Электронный ресурс]. – URL: http://pochemu4ka.ru/publ/a_teper_na_meste_shag/108-1-0-7952 (Дата обращения: 18.11.2019).
6. ЧиндиловаО.В.,БаденоваА.В.Наши книжки. Пособие для детей 6-7 лет.– М.: Баласс,2018. – 112с.
Презентация к занятию во вложении (pptx, 2Mb)
Скачать вложение