По дороге в сказку
Автор: Абрамкина Алла Сергеевна, педагог- психолог, Гаврилова Людмила Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №38», г. РязаньКвест по развитию познавательных процессов детей 4-5 лет
Аннотация
Познавательная деятельность - это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. У детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы позволяют проигрывать в уме ход деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж Пиаже С.Л. Рубинштейн, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, и др. Ими были разработаны различные методики и теории формирования интеллектуальных способностей.
В своей педагогической деятельности я стараюсь, иди в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, отталкиваюсь в первую очередь от интересов, и предпочтений моих воспитанников. Один из принципов стандарта гласит: реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей 4- 5 лет, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей познавательное развитие.
Исходя из основного принципа Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» в работе над образовательной областью «Познавательное развитие» была выбрана форма игры - квест.
Понятие «квест» происходит от английского «quest» — поиск и «question» — вопрос. То есть квест — это игра, в которой участники должны найти и выполнить ряд заданий.
Идея ставить перед детьми игровые задачи в виде квестов зародилась в педагогической науке не очень давно, только концу 20 в. Исследователи Берни Додж и Том Марч являются первыми разработчиками квеста как учебного задания [1].
Представленный конспект занятия квеста, является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами, такие как:
- Системность – логическая связь заданий друг с другом.
- Доступность – задания не должны быть сложными, а должны. соответствовать психологическим и возрастным особенностям детей.
- Положительно эмоциональная окрашенность заданий.
- Учёт временных рамок на выполнение каждого задания, чтобы ребенок не утомился и не потерял интерес к заданию.
- Наличие конечного результата.
- Варьирование различных видов деятельности и форм работы с детьми.
Организация образовательного процесса на занятии реализована через интеграцию игровой и здоровьесберегающей технологий.
- На занятии использовались различные игровые упражнения:
- упражнение «По цепочке» - способствовало развитию объёма слухоречевой памяти,
- упражнение «Тропинка» -способствовала развитию концентрации внимания, двигательной активности,
- строительно- конструктивная игра «Домики для поросят», способствовала развитию наглядно-образного мышления, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения).
Главное преимущество квеста, как здоровьесберегающей технологии, направленных на сохранение и стимулирование здоровья детей, состояло в том, что в нём использовался метод кинезиологии который, не нарушая законов и этапов психофизического развития детей, позволял через определенные двигательные упражнения, создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, являющейся основой развития интеллекта детей. На занятии использовались упражнения:
- упражнение-растяжка «Дерево» – нормализовало гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата,
- дыхательное упражнение «Вдох - выдох» улучшало ритмику организма, развивающее самоконтроль и произвольность,
- упражнение для развития мелкой моторики «Дом» –стимулировало речевые зоны головного мозга,
- упражнение - релаксация «Отдых в волшебном лесу» – способствовало расслаблению, снятию напряжения.
Занятие проводит педагог- психолог и воспитатель группы. Игровые упражнения и строительно- конструктивная игра проводятся воспитателем группы. Здоровьесберегающие упражнения проводятся педагогом – психологом.
Конспект интегрированного занятия «По дороге в сказку» будет полезен педагогам- психологам, воспитателям детских садов.
Цель: создать условия для развития познавательных процессов детей 4-5 лет.
Задачи:
Обучающая:
1) Продолжать учить детей сооружать постройку дома по наглядному образцу, используя деревянный строительный материал различный по форме (кирпичики, бруски, призма) и цветовой гамме.
Развивающие:
1) Развивать наглядно- образное мышление.
2) Развивать объём слухоречевой памяти.
3) Закреплять в активном словаре умение называть основные части дома (фундамент, стены, перекрытие, крыша).
4) Развивать операционные стороны мышления (анализ, синтез, сравнение).
5) Развивать концентрацию внимания.
6) Развивать мелкую моторику.
7) Развивать коммуникативные навыки: работать в команде.
8) Развивать межполушарное взаимодействие мозга через двигательные упражнения.
9) Продолжать учить снимать мышечное и эмоциональное напряжение.
Воспитательные:
1) Воспитывать желание помочь сказочным героям.
Место проведения: кабинет дополнительного образования.
Возраст детей: 4-5 лет.
Участники занятия: дети, воспитатель, педагог – психолог.
Форма проведения: квест.
Оборудование:
Демонстрационный материал: ноутбук, мольберт, магниты, флэша с записями: песни «Настоящий друг» (стихи Михаила Пляцковского, музыка Бориса Савельева), релаксационной музыки (звуки леса), интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point к занятию, карта, письмо, подставки на столы с названиями станций, конверты с заданиями, указка.
Раздаточный материал: наборы строительного материала на каждого ребёнка: кирпичики, бруски разной величины и призмы. Посылка с раскрасками на каждого ребёнка.
Предварительная работа: чтение сказки в обработке С. Михалкова «Три поросёнка». Рассматривание иллюстраций по сюжетам сказки. Чтение сказок про животных, у которых был своё жилище (дом). Конструирование построек из строительного материала по наглядному образцу.
Ход проведения занятия
Организационный этап
Под песню «Настоящий друг» (стихи Михаила Пляцковского, музыка Бориса Савельева) дети вместе с педагогом – психологом входят в кабинет дополнительного образования и встают в круг.
Мотивационный этап
Педагог- психолог собирает детей в кругу и читает четверостишье:
«С добрым утром! С новым днём.
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай.
День хороший начинай».
Педагог – психолог:
- Ребята, у меня сегодня радостное настроение.
И своим радостным настроением я хочу поделиться с вами. Передавать своё радостное настроение я буду через улыбку. Для этого я улыбнусь … (называет имя ребёнка, стоящего справой стороны от педагога), а он улыбнётся… (называет имя ребёнка, стоящего справой стороны от него) и так по кругу мы обменяемся с вами радостным настроением. Готовы? Начали!
Проводится ритуал- приветствия упражнение «Передай радостное настроение».
Дети по кругу улыбаются друг другу. После того, как последний ребёнок в кругу улыбнулся педагогу игра заканчивается.
Затем педагог- психолог спрашивает по кругу каждого ребёнка, какое у него настроение. Ответы детей.
Ориентировочный этап.
- Ребята, сегодня нас ждёт интересное занятие. Стук в дверь.
Педагог- психолог: Кто это к нам пришёл? Проходите. Входит воспитатель группы, в руках у неё письмо.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Педагог- психолог: Здравствуйте, мы рады Вас видеть, что у Вас в руках?
Воспитатель: Ребята! В наш детский сад пришло письмо. На адресе указана ваша группа. Это письмо адресовано Вам. Ребята, давайте его прочитаем. Воспитатель открывает письмо и зачитывает:
- Дорогие ребята! Пишут Вам поросята Ниф- Ниф и Нуф – Нуф из сказки «Три поросёнка. После того, как волк разрушил наши дома, остались мы жить в доме у нашего старшего брата Наф- Нафа. Дом у Наф- Наф прочный и крепкий. В нём сначала нам всем вместе было жить весело и радостно. Но, со временем мы захотели жить отдельно. Каждый в своём домике. Вот и решили мы построить каждый себе домики, как у Наф- Нафа. Собрали мы строительный материал для наших домиков, а как построить из них дома, мы не знаем. Помогите, нам ребята, построить домики, как у Наф- Нафа. Но для этого Вам нужно будет попасть в нашу сказку «Три поросёнка». И помогут Вам в этом волшебные слова и карта с волшебными станциями. На каждой станции вы будите выполнять задания. Помните, все задания на станциях нужно выполнять строго по порядку. Волшебные слова помогут попасть в сказку и обратно вернуться в детский сад, а волшебные станции на карте приведут Вас прямо на полянку, где мы для вас оставили строительный материал для постройки домиков. Мы очень надеемся, что вы откликнитесь на нашу просьбу. В знак благодарности за помощь, мы приготовили для Вас посылку с подарками. Счастливого пути!
Педагог- психолог: Ну что же, ребята, поможем поросятам построить домики? Дети: Да.
- Хорошо, тогда отправляемся в путь.
Педагог- психолог кладёт письмо на мольберт, где стоит карта.
Исполнительский этап.
Педагог- психолог: Ребята, отправиться в сказку помогут вам волшебные слова. Воспитатель, дети, вместе кружатся под текст слов, произносимым психологом. Проводится упражнение ритуала входа в сказку «Мы немножко покружились…».
- Мы немножко покружились,
в сказке быстро очутились.
Раз, два, раз, два-
начинается игра».
Педагог- психолог: Ребята, вот мы все и попали в сказку, в сказочный лес, где живут три поросёнка. Включается музыка (звуки леса). Послушайте, как хорошо поют птицы. А как хорошо дышится в лесу. Давайте подышим все вместе. Сделаем глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот. Педагог- психолог проводит упражнение «Вдох- выдох» (проводится 3 раза). Молодцы.
Воспитатель: Ребята, дайте подойдём к карте и найдём первую станцию.
Воспитатель обращает внимание детей на картинку, нарисованную рядом с цифрой 1 и спрашивает у детей: Что нарисовано, на что похожа картинка, затем читает детям название станции «Крепкая цепочка».
Воспитатель: Ребята, давайте найдём стол с цифрой1.
Дети вместе с педагогом - психологом и воспитателем находят стол с цифрой 1, подходят к столу, где на подставке написано название первой станции «Крепкая цепочка». Воспитатель открывает конверт и читает задание.
Задание №1. «Назовите сказки про животных, которые имели своё жилище, дом».
Дети по очереди перечисляют названия сказок про животных, которые имели свой дом. Проводится игра «По цепочке». Воспитатель хвалит детей.
Педагог- психолог: Ребята, дайте подойдём к карте и найдём вторую станцию.
Педагог- психолог обращает внимание детей на картинку, нарисованную рядом с цифрой 2 и спрашивает у детей: Что нарисовано, на что похожа картинка, затем читает детям название станции «Удивительное дерево».
Педагог- психолог: Ребята, давайте найдём стол с цифрой 2.
Дети вместе с воспитателем и педагогом – психологом подходят к столу, где на подставке написано название второй станции «Удивительное дерево». Педагог- психолог открывает конверт, рядом с подсказкой и читает задание.
Задание №2. «Покажите дерево с помощью движений».
Педагог- психолог вместе с детьми и воспитателем проводит упражнение – растяжку «Дерево».
Упражнение – растяжка «Дерево»
Педагог- психолог показывает упражнение и вместе с детьми и воспитателем выполняют движения.
Педагог- психолог: Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево. Молодцы. Опустили руки.
Воспитатель: Ребята, дайте подойдём к карте и найдём третью станцию.
Воспитатель обращает внимание детей на картинку, нарисованную рядом с цифрой 3 и спрашивает у детей: «Что нарисовано, на что похожа картинка» , -затем читает детям название станции «Весёлая тропинка».
Воспитатель: Ребята, давайте найдём стол с цифрой 3.
Дети вместе с воспитателем и педагогом- психологом подходят к столу, где на подставке написано название третьей станции «Весёлая тропинка». Воспитатель открывает конверт и читает задание.
Задание №3 «Поиграйте в игру «Тропинка»
Воспитатель объясняет игровые правила и показывает движения. Дети вместе с воспитателем и педагогом – психологом играют в игру «Тропинка».
Правила игры: Возьмитесь за руки. По команде «Гуляем» - идём по кругу. По команде «Тропинка» — кладём руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз. По команде «Копна» — поднимаем руки над головой. По команде «Кочки!» — все приседаем. Молодцы.
Педагог- психолог: Ребята, дайте подойдём к карте и найдём четвёртую станцию.
Педагог- психолог обращает внимание детей на картинку, нарисованную рядом с цифрой 4 и спрашивает у детей: «Что нарисовано, на что похожа картинка», -затем читает детям название станции «Умелые пальчики».
Педагог- психолог: Ребята, давайте найдём стол с цифрой 4.
Дети вместе с воспитателем и педагогом- психологом подходят к столу, где на подставке написано название четвёртой станция «Умелые пальчики». Педагог- психолог открывает конверт и читает задание.
Задание №4. «Используя пальцы рук. Постройте дом».
Дети вместе с воспитателем и психологом выполняют пальчиковую игру «Дом»
Педагог- психолог: Чтоб работу нам начать, нужно пальчики размять.
Далее педагог- психолог проводит пальчиковую гимнастику «Дом»
Строим дом!
Целый день тук да тук - Раздается звонкий стук.
(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)
Молоточки стучат, (Стучать кулаком о кулак)
Строим домик поросят. (Пальцы соединить, показать "крышу")
Вот какой хороший дом, (Сжимать-разжимать пальцы)
Как мы славно заживем». (Вращать кисти рук)
Воспитатель: Дайте подойдём, ребята, к карте и найдём пятую станцию.
Воспитатель обращает внимание детей на картинку, нарисованную рядом с цифрой 5 и спрашивает у детей:
- Что нарисовано, на что похожа картинка?
Затем читает детям название станции «Лесная полянка».
Воспитатель: Давайте найдём стол с цифрой5.
Дети вместе с воспитателем и педагогом - психологом подходят к столу, где на подставке написано название пятой станции «Лесная полянка». Воспитатель открывает конверт и читает задание.
Задание №5 «Постройте домики для Ниф – Ниф и Нуф – Нуфа».
Воспитатель проводит строительно- конструктивную игру «Домики для поросят».
Воспитатель приглашает детей занять место за столами, где у каждого ребёнка стоит набор строительного материала, разного по цвету.
Воспитатель обращает внимание на образец каменного дома Наф – Нафа на 2 слайде. (Приложение 1)
- Ребята, у Наф – Нафа домик построен из какого строительного материала? (Из камня). Правильно, ребята. Сегодня мы с Вами будем строить домик для Наф – Нафа из дерева, используя деревянный строительный материал.
Воспитатель обращает внимание детей на слайд 3 (Приложение 1) и задаёт вопросы к детям:
- Из каких частей состоит дом Наф- Нафа? Дети называют части дома (у дома есть фундамент, стены, перекрытие, крыша).
- Из чего состоит фундамент? (Из кирпичиков).
- Сколько кирпичиков? (2 кирпичика).
- Молодцы!
- Что мы будем класть на фундамент? (Стены).
- Из какого строительного материала мы будем стоить стены? (Из брусочков).
- Сколько возьмем брусочков? (4 брусочка).
- Давайте посчитаем 1,2,3,4. Всего 4 брусочка.
- Дальше что мы будем класть на стены? (Перекрытие).
- Из чего состоит перекрытие? (Из кирпичиков).
- Сколько кирпичиков мы положим (2 кирпичика).
- Правильно, молодцы.
- А на перекрытие что мы с вами поставим? (Крышу).
- Из какого строительного материала мы постоим крышу? (Из треугольной призмы).
- Правильно! Молодцы!
- А сейчас мы с вами встряхнем наши кисти рук, что бы они отдохнули и приступим к работе.
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.
Воспитатель подводит итог результатов построек детей.
Воспитатель: Какие красивые дома у вас получились…Как вы думаете, понравятся они Ниф – Нифу и Нуф – Нуфу? Ответы детей. Затем воспитатель обращает внимание детей на посылку с подарками от Ниф- Нифа и Нуф- Нуфа.
Воспитатель обещает открыть посылку с подарками от Ниф- Нифа и Нуф- Нуфа по возвращению из сказки.
Педагог- психолог: Ребята, наше путешествие было долгим и что бы наших сил хватило вернуться домой, давайте отдохнём.
Педагог – психолог проводит релаксацию «Отдых в волшебном лесу».
Звуковое сопровождение упражнения: «Лесные звуки».
Педагог- психолог: Ложитесь удобно, так, чтобы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами находимся в лесу, отдыхаем на мягкой зеленой травке. Вокруг нас много деревьев и кустарников. Растут разноцветные, яркие и очень красивые цветы: желтые, красные, голубые… У них приятный сладкий запах. Мы слышим пение птичек, шорох травинок, шелест листочков на деревьях.
Дышим глубоко, ровно, легко…
Теперь открывайте глазки и улыбнитесь друг другу.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Волшебные слова, помогут нам вернуться в детский сад. Воспитатель просит ребят выполнить движения под текст волшебных слов.
Проводится упражнение ритуала выхода из сказки «Мы немножко покружились…».
Воспитатель:
Мы немножко покружились,
В детском саде очутились.
Раз, два, раз, два-
Вот закончилась игра».
Рефлексивный этап.
Педагог – психолог: Вот мы и снова в нашем детском саде. Понравилось ли вам наше путешествие в сказку «Три поросёнка»? Ответы детей. В какие игры вам понравилось играть больше всего. Ответы детей.
Проводится упражнение -рефлексия «Мне понравилось на занятии
игра …»?
Педагог- психолог говорит, что ему тоже понравилось путешествие в сказку. Отмечает игровую активность детей и индивидуальное участие каждого ребёнка в занятии.
Перспективный этап.
Педагог- психолог: Ребята, в путешествие по какой сказке вы бы хотели отправиться в следующий раз? Ответы детей.
Педагог- психолог: Ребята, а про подарок от Ниф- Нифа и Нуф- Нуфа мы совсем забыли. Как вы думаете, что в посылке? Ответы, предположения детей. Педагог- психолог: Давайте, откроем. Дети находят в ней раскраски к сказке «Три поросёнка» и рассматривают их.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу. Давайте все вместе возьмёмся за руки и скажем слова: «Всем, всем, всего хорошего». Дети вместе с педагогами (педагогом – психологом и воспитателем) под песню «Настоящий друг» выходят из кабинета дополнительного образования, где проводилось занятие.
Литература:
1. Бэрни Додж, Том Марч Некоторые мысли об онлайн квестах [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://ozline.com/learning/index.htm (Дата обращения: 20.02.2024).
2. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Средняя группа. — М.: Мозаика – Синтез, 2016. — 80 с.
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования". [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=3&rangeSize. (Дата обращения: 23.02.2024).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/470-programma-ot-rozhdeniya-do-shkoly. (Дата обращения: 23.02.2024).
5. Сиротюк А.Л, Сиротюк А.С: Методика коррекции и развития детей периода интенсивного роста (базальный и когнитивный уровни). — М.: АРКТИ, 2019. — 96 с.
6. Дорогина, А. С. Квест — игра, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Дорогина А.С. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/06/26/kvest-igra-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-detey (Дата обращения: 23.02.2024).
7. Калинина Т.В., Николаева С.В., Павлова О.В., Смирнова И.Г. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. ФГОС ДО. 4-е издание, переработанное. — М.: Учитель, 2020. — 151 с.
Приложение 1
Ссылка на презентацию:
https://docs.google.com/presentation/d/1R-I4PRtvTVRa6OFw-GNP37YkwajVpHGR/edit?usp=drive_link&ouid=110293893992883442629&rtpof=true&sd=truСкачать вложение