РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2023»
Путешествие в мир детской книги

Поможем гному

Автор: Митина Надежда Михайловна, воспитатель МБДОУ «Турлатовский детский сад» Рязанский район, Рязанская область.

Занятие по познавательному  развитию детей старшего дошкольного возраста.

В концепции развития математического образования в РФ сказано: система учебных программ математического образования в дошкольном образовании должна обеспечить условия для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни. Для каждого ребенка должен индивидуально проектироваться его «коридор ближайшего развития». Понятие «ребенок, не способный к математике» должно потерять смысл и исчезнуть из лексикона учителей, родителей, школьников и общества.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе. Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: - началом школьного обучения с шести лет, -обилием информации, получаемой ребенком, -повышением внимания к компьютеризации, -желанием сделать процесс обучения более интенсивным, -стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.
Согласно ФГОС ДО одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» является формирование элементарных математических представлений дошкольников, т. е. первичных представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного развития детей. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Действительно это так, изучение математики способствует развитию мышления, памяти, внимания, воображения и речи; формирует такие качества у детей как настойчивость и терпение.
Согласно программным требованиям, в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть математическими представлениями по основным разделам: количество и счет, форма, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.
В своей работе по формированию элементарных математических представлений я широко использую дидактические игры. Ведь все мы знаем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве. Как сказал В. А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Дидактическая игра – это игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний, овладение способами познавательной деятельности незаметным для ребенка образом. В представленном занятии мною использован комплекс дидактических игр.
Цель: создание условий для формирования у старших дошкольников временных представлений, представлений о числовом ряде, порядковом счете, геометрических фигурах через дидактические игры.
Задачи:
Обучающие:
- упражнять детей в счёте в пределах 10 (прямой и обратный счет); в умении правильно отвечать на вопрос который(какой)?; находить и называть пропущенную цифру.
- закреплять названия и последовательность дней недели;
- закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, ромб, прямоугольник);
- упражнять в умении отсчитывать нужное количество предметов;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику;
Воспитательные:
- формировать навык самооценки, самоконтроля;
- воспитывать желание помогать другим.
Демонстрационный материал: конверт с письмом, изображение 7 гномов без колпачков, цветные колпачки; набор геометрических фигур; мольберты; музыкальная колонка.
Раздаточный материал: игровые карточки с пропущенными цифрами; листы белой бумаги размером 21*21, комплект геометрических фигур, счетные палочки на каждого ребенка, математические раскраски по количеству детей.
Ход занятия.
I. Мотивационный этап
Дети стоят полукругом.
- Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо на имя нашей группы.
На конверте адрес «Из Волшебного леса». 
- Для того чтобы его открыть, надо сосчитать до 10. (дети хором считают, прямой и
обратный счет)
«Здравствуйте ребята! Пишет вам Весёлый гном, но мне сейчас совсем не весело. Мои друзья гномики ходят в лесную школу. Я тоже хочу учиться, но для этого мне надо выполнить разные трудные задания. Одному мне не справиться. Помогите, пожалуйста. Я очень хочу пойти в лесную школу учиться».
II. Ориентировочный этап
- Ребята поможем гному выполнить трудные задания, чтобы его взяли в лесную школу?
III. Исполнительский этап
1. Д/и «Какая цифра потерялась»
На столе разложены карточки цифрами вниз.
- Чтобы помочь гномику, нужно назвать цифры, которые потерялись. Ребята, подойдите к столу и возьмите по одной карточке. Внимательно посмотрите и подумайте, какая цифра потерялась?
Дети по очереди называют цифры на своей карточке и говорят, какая цифра «потерялась».
После выполнения задания Гном благодарит ребят.
2. Д/и «Который по счету»
На мольберте изображения 7 гномов без колпачков.
- Посмотрите, гном прислал фотографии своих друзей 7 гномов. Как вы думаете, чего у них не хватает? (дети отвечают, что у гномов нет колпачков)
- Все колпачки перепутались, давайте найдем каждому гномику его колпачок. Считать мы будем слева направо (показать).
Воспитатель предлагает по очереди каждому ребенку взять колпачок нужного цвета и одеть гномику, который стоит третьим по счету (пятым, вторым и т.д. по счету).
- Хорошо, вот и все гномики нарядились.
- Ребята, которым по счету стоит гном в красном наряде?
- Но считать мы теперь будем справа налево (показать детям направление счета).
После выполнения задания Гном благодарит ребят.
3. Д/и «Составь узор из геометрических фигур»
Воспитатель предлагает сесть за столы, на которых белый лист бумаги, набор геометрических фигур и счетные палочки на каждого ребенка.
- Гном просит вас помочь украсить для его друзей салфетки узорами из геометрических фигур, но сначала давайте вместе вспомним их названия.
Воспитатель демонстрирует геометрические фигуры, дети их называют.
- Перед вами белые салфетки, положите в середину салфетки круг, в левой верхний угол ромб, в правый нижний угол треугольник, в нижний левый угол-прямоугольник, в верхний правый угол-овал, между ромбом и прямоугольником положите красный квадрат, между овалом и треугольником-синий квадрат.
После выполнения задания Гном благодарит ребят.
4. И/у «Домик из счетных палочек»
- Ребята, гномик просит нас построить своим друзьям домики. Отсчитайте каждый по 6 счетных палочек и постройте из них домик.
После выполнения задания гном благодарит ребят; обращает внимание на построенные домики.
5. Д/и «Живая неделя»
- Молодцы ребята, осталось выполнить последнее задание. Гном совсем забыл названия дней недели и их последовательность. А сколько всего дней в неделе? Ребята, с какого дня начинается рабочая неделя?
Далее последовательно спросить у каждого ребенка, какой день недели следующий(вторник, среда и т.д.), дать карточку с цифрой, которая соответствует этуму дню недели ( среда цифра 3, четверг цифра 4 и т.д.).
- А теперь я предлагаю поиграть в игру «Живая неделя». Под музыку вы будете двигаться, а, когда она закончится, вы встанете по порядку в соответствии с цифрой и назовете свой день недели.
Затем дети меняются карточками, и игра проводится еще раз.
Гном благодарит ребят; говорит о том, что теперь он запомнил названия дней недели.
IV. Рефлексивный этап
- Ребята вы справились со всеми заданиями. Я думаю, что теперь его обязательно примут в лесную школу. Скажите, а какое задание было для вас самым трудным? А что было интереснее всего?
Первая часть рефлексивного этапа – это отсыл к ориентировочному этапу. Вопрос к детям достигли ли они цели, которую ставили себе в начале.
V. Перспективный этап
- А я поняла, что вы хорошие друзья и всегда готовы прийти друг другу на помощь! В благодарность гном передал для вас вот эти математические раскраски. Мы будем их разукрашивать и вспоминать о том, как когда-то помогли гномику. Добавьте 1-2 вопроса к детям где, когда дети будут раскрашивать и кому покажут, или когда вспомнят глядя на раскрашенные листки…
Литература:
1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ Под редакцией Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.– 368 с.
2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации
(утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р)
3. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. - 665 c.
4. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2009. – 104 с.
5. Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений». Старшая группа. – М. :МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016. – 32 с.
6. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – М.: Минск: Народная Асвета, 1982. – 288 с.



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazangov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru