Поможем сказочным героям
Автор: Сидорова Екатерина Алексеевна, воспитатель МБДОУ Детский сад №121, г. РязаньМетодическая разработка организованной образовательной деятельности по развитию речи.
К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Говорить умеют почти все, но говорят правильно далеко не все из нас. Мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Традиционно в отечественной методике развития речи выделяется значение, которое объединяет большое разнообразие жанров произведения, сюда относятся сказки, рассказы, стихотворения, загадки и т.д. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия.
Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.
Задачи:
Обучающие:
1. Совершенствовать умение формулировать отличительные признаки животных .
2. Закреплять умение отгадывать загадки, подбирая наиболее точные слова и признаки.
3. Учить применять метод пластилинографиии.
4. Прививать навыки употребления в речи вежливых слов.
Развивающие:
1. Продолжать развивать связную речь детей, побуждая их отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.
2. Поддерживать инициативу и стремления детей высказывать своё мнение, оценивать сверстников и их действия в процессе совместной деятельности.
3. Развивать внимание, воображение, память, мышление, фантазию, мелкую моторику.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание слушать своего сверстника и взрослого.
2. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы по содержанию произведений; рассматривание и составление описательного рассказа по картинкам.
Материал и оборудование: презентация, «чудесный мешочек», колобки из различного во материала, карточки с цветом.
(Под песню «Приходите в гости к нам» дети входят в зал).
Организационный этап:
Воспитатель звенит колокольчиком.
Колокольчик озорной
Ты друзей в кружок построй.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг
И ты мой друг
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребята, я рада, что вы услышали колокольчик! Ведь он не простой, а волшебный. Он собирает в круг только хороших, добрых детей. А вы делаете добрые поступки? Какие добрые поступки вы уже совершили? (Ответы к детей).
Воспитатель: Молодцы! А я знаю ещё один добрый поступок, от которого сразу всем станет весело. Давайте мы с вами друг другу подарим улыбку и скажем «Доброе утро!».
Воспитатель:
Гости к нам пришли сегодня
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, поздоровайтесь.
(Воспитатель показывает детям письмо-приглашение).
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо. Интересно кто же передал для вас письмо, хотите посмотреть, что в конверте? (воспитатель достает листок и читает).
Воспитатель: Дети сказочные герои попали в беду. Что с ними случилось? Как же помочь ?(ответы детей) Поможем сказочным героям?(ответы детей)
Основная часть:
Воспитатель: Для этого нам надо выполнить разные задания. Вы готовы? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда, ребята, мы с вами отправляемся в сказочную страну. Подойдите ко мне и скажем все вместе волшебные слова: «1, 2, 3, 4, 5 вот и в в сказке мы опять!»
Я вижу голубые облака, птицы летают, внизу маленькие дома, а вы что видите? (Ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите, вот сказочная страна. ( СЛАЙД1). Но впереди широкая река, как нам через неё переправиться? (Ответы детей).
Ребята, мы с вами попали в волшебную страну, и мостик мы построим только тогда, когда вспомним волшебные, вежливые слова. (Строят «мост», называя вежливые слова).
Воспитатель:
В сказках много приключений, и чтоб героев нам спасти,
Нужно многое пройти.
Чтобы найти и спасти сказочных героев, надо выполнить много заданий.
А колокольчик волшебный будет нам подсказывать, справились мы с заданием или нет. Вот первое задание.
1 задание: «Отгадай сказку»
(Дети должны отгадать, из какой сказки слова).
(СЛАЙД 2)
Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
(СЛАЙД 3)
На окошке был стужён.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. (Колобок)
(СЛАЙД 4)
Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
Ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)
(СЛАЙД 5)
Вырастил однажды дед
Этот овощ на обед,
А потом его тащил
Вместе с бабкой что есть сил…
Не нужна подсказка,
Дети знают сказку. (Репка)
(СЛАЙД 6)
В поле появился дом.
Поселились в доме том:
Мышка по имени Норушка,
И лягушечка Квакушка,
Ёж, Лисица и Зайчишка.
А ещё лохматый Мишка позже поселился тут.
Как все домик-то зовут? (Теремок)
Воспитатель: Молодцы, (звонит колокольчик), справились с заданием.
Идем дальше. Становитесь за мной на лесную тропинку, которая поведет нас в сказочную страну, где живут разные звери.
2. Задание: «Угадай героя сказки» (СЛАЙД 7)
- Мчится без оглядки,
- Лишь сверкают пятки.
- Мчится что есть духу,
- Хвост короче уха.
- Живо угадай-ка,
- Кто же это? (Зайка)
Воспитатель: -
Правильно, это заяц. А заяц какой? (белый, серый, косой, трусливый, длинноухий и т.д.)
- Зайчик принес нам задание:
Игра «Животные и их детёныши».
(Воспитатель показывает иллюстрации взрослого животного, а дети называют детенышей)
- Молодцы, вы правильно выполнили задание зайчика. (звонит колокольчик). Отправляемся дальше. (СЛАЙД 8)
- Дружбу водит он с лисой,
- Для других ужасно злой.
- Всё зубами щёлк да щёлк,
- Очень страшный серый …..(волк.)
- Правильно, это волк.
Волк какой? (Ответы детей: серый, злой, голодный, зубастый и т.д).Волк вам тоже принес задание. В мешочек он сложил колобков, которых сам смастерил из различных материалов. А из чего он их сделал, вам предстоит узнать на ощупь.
Послушайте, что он говорит:
Я мешочек не простой
Я мешок – с секретом,
Как узнаешь, что во мне
Расскажи об этом.
Д/И: «Чудесный мешочек»
(дети узнают из какого материала выполнены колобки, говоря при этом: «Из бумаги - колобок бумажный, из пластилина, колобок пластилиновый и т.д.)
- Молодцы, вы справились с заданием Волка. Идём дальше.
Послушайте ещё загадку и отгадайте кто это. (СЛАЙД 9)
Кто в за лесу глухом живет
Неуклюжий косолапый
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу… (медведь)
- Правильно. Медведь какой? (большой, бурый, неуклюжий, косолапый и т.д.)Медведь тоже принес вам задание: он хочет, чтобы ему помогли узнать
«Кто где живёт?»
• Белка в дупле.
• Птицы в гнезде.
• Пчёлы в улье.
• Медведь в берлоге.
• Рыба в реке.
• Мышь в норке.
• Лисица в норе.
• Собака в будке.
- Молодцы, вы правильно ответили на вопросы мишки, а сейчас мы пойдём дальше. (СЛАЙД 10) Кто же следующий сказочный герой нам встретится на пути? - Говорят, она хитра, - Кур уносит со двора.
- Но зато красавица –
- Всем ребятам нравится! (Лиса)
Молодцы. Какая лиса? (хитрая, рыжая, красивая)
(СЛАЙД 11)
Он живёт в норе под ёлкой,
Носит колкие иголки.
Если вдруг клубком свернётся
- Хищный зверь ни с чем вернётся.
В зубы, в лапы не возьмёшь Как его прозвали?...(Еж)
Воспитатель: Ребята, ёжик нам предлагает поиграть.
Игра с мячом «Закончи предложение»
Днем светло, а ночью … (темно)
Лёд холодный, а огонь (горячий)
Лиса живёт в норе, а собака (в на конуре)
Заяц пушистый, еж … (колючий)
Летом жарко, а зимой …..(холодно)
Летом идет дождь, а зимой … (снег)
Земля черная, а снег …(белый)
У волка хвост длинный, а у зайца… (короткий)
Воспитатель: Молодцы!
Физкультминутка «Веселые зверята»:
Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам. (скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней)
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.(прыгают, согнув руки перед грудью)
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.(идут о вперевалку)
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик. (двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки)
Воспитатель: Вот наш волшебный сундучок.Посмотрим, может, чары злой волшебницы растаяли, и мы сможем открыть сундучок. Ура, ребята! Сундучок открылся. Мы отлично справились с заданиями и спасли сказочных героев.
(В сундуке лежат картинки героев сказки (контуры))
Пластилинография.
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь картинки сказочных героев, но они почему-то потеряли цвет. Что же делать? (ответы детей, дети выбирают предметную картинку с контурным изображением сказочного героя, по инструкции воспитателя методом пластилинографии разукрашивают героев) Заключительный этап.
Воспитатель: ребята, где же мы сегодня были?А что мы делали ?
Дети, что вам больше всего понравилось ?
Герои сказки благодарят вас за освобождение от чар злой волшебницы и дарят вам свои портреты. (медальки с изображением героев сказки).
Воспитатель: А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова: ( СЛАЙД 12)
Мы веселые ребята,
Мы ребята – дошколята
Все сегодня потрудились
Снова в группе очутились.
Дети возвращаются в группу под песню «Сказочная страна».
Литература:
1. «От рождения до школы» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2015.–368с.
2. Панжинская - Откидач В.А, А.И. Куинджи. Волшебство света; ДетствоПресс - Москва, 2008. - 433 c.
3. Дубровская Н. В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников от 2 до 7 лет; ДетствоПресс - Москва, 2011. - 192 c.
4. Хрестоматия для детей 4-5 лет. Зиновьева И. Издательство: Феникспремьер,2015г.
5. Казакова, Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. [Текст] - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
6. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. [Текст] - М., 2008.- 132с.
Презентация к занятию во вложении (pptx, 3Mb)
Скачать вложение