Пособия, изготовленные руками педагога, как средство взаимодействия взрослого и ребенка с аутизмом
Автор: Ивченко Юлия Викторовна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования, ОГБУ ДПО «РИРО», учитель- дефектолог, МБДОУ «Детский сад №118», г.Рязань
В настоящее время актуальны вопросы организации работы с детьми, имеющими аутизм, в образовательных организациях и семейном воспитании.
В психологическом словаре аутичность (от греч. «сам») обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. [1]
Понятие «аутизм» ученые рассматривают по-разному.
Например, М.А. Полякова отмечает, что диагноз аутизм используется для группы наследственных психических заболеваний, неоднородных по тяжести проявлений. Нередко эти расстройства сопровождаются отсутствием речи. У ребенка с аутизмом может формироваться речь, но часто она имеет свои патологические особенности и в полном смысле слова речью не является. [4]
Под аутизмом, Е.В.Фесенко, Ю.А.Фесенко в своих работах понимают, расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченным, повторяющимся поведением. Все указанные признаки появляются в возрасте до трех лет. Родственные состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра. [5]
Н.В.Зверева подчеркивала, что при аутизме отсутствует потребность в общении, отмечаются нарушения контактов с другими людьми, нет направленности на общение. Замкнутость возникает как следствие заболевания, особых условий жизни или имеет прирожденный характер.[2]
Внешний вид детей с аутизмом Д. Н. Исаев описывал как «отрешенный», «отсутствующий», погруженный будто бы в мир каких-то собственных переживаний. Он говорил о том, что детский аутизм выражается в отсутствии или исчезновении у детей каких-либо контактов со средой, в отсутствии у них заметного интереса к окружающему, адекватных эмоциональных реакций, а нередко и вообще каких-либо реакций на раздражители и, наконец, в отсутствии каких-либо форм целенаправленной активности и деятельности. [3]
Согласно требованиям федеральной образовательной программы дошкольного образования, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройством аутичстического спектра, осуществляется в соответствии с федеральной адаптированной программой образовательной программы дошкольного образования. [6],[7]
Содержание федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования выделяет два направления коррекционно-развивающей работы с детьми с расстройствами аутистического спектра:
- коррекционную работу по смягчению ключевых симптомов аутизма (качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, а также ограниченные, стереотипные и повторяющиеся паттерны интересов, поведения и видов деятельности);
- освоение содержания программ в традиционных образовательных областях (социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии).
На основном этапе дошкольного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра социально-коммуникативное развитие направлено в том числе, на развитие общения и взаимодействия ребенка с педагогическим работником и другими детьми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Организация развивающей предметно-пространственной среды при работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, предполагает, что ребёнку необходимо ощутить свойства материала, из которого изготовлено пособие: рассмотреть, потрогать, постучать, протащить, закрепить и пр. Поэтому дидактические пособия часто выходят из строя и изготавливать их можно либо из прочного материала, либо используя подручные средства.
Поскольку федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования дается возможность педагогам самостоятельно выбирать формы, методы и средства необходимые для реализации коррекционно-развивающего обучения, то в качестве примера для достижения обозначенных выше целей рассмотрим пособие, изготовленное руками педагога.
Паспорт коррекционно-развивающего пособия
«На зеленом лугу…»
Пособие нацелено на создание условий для развития зрительно-моторной координации и целенаправленности собственных действий у ребенка с расстройством аутистического спектра через дидактическую игру, изготовленную руками педагога.
Пособие позволяет решать следующие основные задачи:
- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослым;
- развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию;
- развивать целенаправленность собственных действий ребенка;
- развивать невербальные предпосылки интеллекта с использованием соотнесения предметов и их изображений;
- закреплять умение сличать цвета.
Для изготовления пособия необходима плоская, плотная коробка высотой 4-5 см; 15 ватных палочек с ограничителем, цветной сюжет «Барашек, гуляющий на лугу». Стимульный материал представлен в Приложениях 1-5.
В пособие входит:
- комплект для обыгрывания сюжета (ткань для имитации «травки», например, флис; мягкая игрушка, изображающая кудрявое домашнее животное (баран, овца, собака и пр.); вырезанные из бумаги или игрушечные цветы, солнышко).
- коробка, на которой размещен нарисованный сюжет: солнце, цветок, трава и домашнее животное;
- разрезанные пополам ватные палочки с ограничителем: белые и покрашенные гуашью или пищевым красителем (белые – 10 штук, красные – 5 штук, зеленые – 5 штук, синие – 5 штук и желтые – 5 штук).
Пособие может быть использовано для организации индивидуальной работы в практике педагогов (воспитателей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов) и родителями в условиях семейного воспитания с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в возрасте.
Представленный ниже план ориентирован на безречевых детей, у которых формируется навык целенаправленной деятельности и сличения цвета.
План работы с пособием
1. Приветствие.
2. Игровая ситуация, объясняющая сюжет, изображенный на картинке.
Перед ребенком на столе расстелен зеленый флис, который изображает травку.
Взрослый обыгрывает ситуацию:
– На зеленом-зеленом лугу, росла зеленая мягкая травка. Высоко в небе светило желтое солнышко (поднять над столом вырезанное из бумаги и заламинированное или игрушечное солнышко ). На этот лужок пришел погулять барашек (показать барашка, «пройти» им травке): бе-е-е-е! (повтори: б-е-е-е!) Потрогай, какая у барашка шубка мягкая, белая (ребенок трогает руками игрушку). На лугу барашек нюхал цветы (показать преувеличенно эмоционально, как барашек нюхал цветы). Давай и мы с тобой понюхаем цветы! (глубокий вдох – выдох) Как пахнет! А теперь ты покажи, как барашек нюхал цветы.
3. Сравнение игрушек, реалистично обозначающих предметы, и изображение на картинке.
Взрослый достает и ставит вертикально коробку, на которой размещен сюжет: барашек, гуляющий по травке на лугу, в небе светит солнце, сбоку от барашка размещен цветок. Начинает обыгрывать сравнение предметов:
- На тот же самый лужок пришел другой барашек. Взрослый показывает на картинку:
- Покажи, где барашек? Посмотри, он гладкий. Давай его потрогаем. Посмотри, это барашек, и это барашек. Этот мягкий, потрогай. Этот гладкий, потрогай.
Аналогично травка, цветок, солнышко.
4. Выполнение практического задания.
Взрослый отставляет в сторону или убирает со стола игрушки, чтобы ребенок сосредоточился на сюжетной картинке. Достает коробку с белыми ватными палочками.
Взрослый:
- Давай с тобой украсим шубку барашка. Посмотри, у меня есть белые ватные палочки. Их вот так можно вставлять в дырочки (взрослый показывает ребенку образец действия). Теперь вставляй сам!
Достает коробку с зелеными ватными палочками.
Вариант первый.
Взрослый:
- Посмотри, у меня есть зеленые ватные палочки. Что на картинке зеленое? Травка зеленая! Вставляй сам.
Вариант второй.
Взрослый:
- Посмотри, у меня есть зеленые ватные палочки. Где такой же цвет? Ищи на картинке такой же цвет. Да, травка зеленая! Вставляй сам.
Аналогично синие ватные палочки – цветок, красные ватные палочки – цветок, желтые ватные палочки – солнышко.
5. Подведение итогов. Раскладывание ватных палочек по цвету в коробки разной формы и величины. Соотнесение коробок и их крышек.
Взрослый:
- Посмотри, какая красивая картинка у нас получилась. Барашек гуляет на лугу. Покажи, где барашек? Травка? Цветок? Солнышко? Покажи, где белый цвет? Синий? Зеленый? Красный? Желтый?
- Убирай ватные палочки. Доставай одну, клади в коробку. Ищи крышку (выбор из трех). Закрывай. (Взрослый кладет первую палочку в коробку. Дальше ребенок убирает сам. Отдельно убирает белые, зеленые, красные, синие, желтые ватные палочки ).
6. Похвала.
- Ты хорошо поработал. Одно действие на выбор: Похлопай! Дай пять! Покажи класс! Молодец!
Пособие также может быть использовано и с детьми, у которых только формируется навык учебного поведения, а также с детьми, которые уже могут обозначать предметы, действия или качества объекта словом. Варианты упрощения/усложнения заданий представлены в Таблице.
Возможность усложнения/упрощения заданий в зависимости от индивидуальных особенностей и возраста ребенка
Таблица
Индивидуальные особенности ребенка | Объем задания |
Безречевые дети, которые не имеют навыка целенаправленной деятельности | Упрощение задания: Вставляют только белые ватные палочки в «шубку» барашка |
Безречевые дети, у которых формируется навык целенаправленной деятельности и сличения цвета | Вставляют и белые, и цветные ватные палочки в соответствующие изображения сюжета |
Речевые дети |
Усложнение задания: Вставляют и белые, и цветные ватные палочки в соответствующие изображения сюжета Отвечают на вопросы: - Кто пришел? - Как он блеет? - Что светит в небе? - Что барашек нюхает? - Какого цвета шубка у барашка? - Что зеленое на картинке? Какого цвета травка? - Что красное (синее) на картинке? Какого цвета лепестки у цветочка? - Что желтое на картинке? Какого цвета солнышко? |
Уважаемые взрослые! Педагоги и родители!
Из описания коррекционно-развивающего пособия «На зеленом лугу…» видно, что его изготовление не требует специальных умений и навыков со стороны взрослых, а простота применения в педагогической практике и условиях семейного воспитания способствует повышению интереса ребенка с аутизмом ко взаимодействию с людьми и окружающим миром.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие/ К.Гилберт, Т. Питерс. – М.: Владос, 2005. – 144 с.
2. Зверева, Н.В. Патопсихология детского и юношеского возраста / Н. В. Зверева, О. Ю. Казьмина, Е. Г. Каримуллина. – М.: Юрайт, 2019. – 222 с.
3. Исаев, Д.Н. Психиатрия детского возраста: психопатология развития / Д.Исаев. – СПб.:СпецЛит, 2013. – 481 с.
4. Полякова, М.А. Как правильно учить ребенка говорить / М. А. Полякова. – М.: Geleos Publishing House, 2014. – 172 с.
5. Фесенко, Е.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / Е. В. Фесенко, Ю.А.Фесенко. – М.: Изд-во: «Наука и техника», 2010. – 77 с.
6. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования. – Текст: Электронный//Консультант плюс. Версия Проф. – Москва: 2022.
7. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – Текст: Электронный//Консультант плюс. Версия Проф. – Москва: 2022.
8. Картинка «Барашек» [Электронный ресурс]. – URL: https://i.pinimg.com/originals/85/52/20/8552203ebfdb3b2d001b4b46f97ef237.jpg (Дата обращения 05.04.2025).
9. Картинка «Травка» [Электронный ресурс]. – URL: https://moi-raskraski.ru/images/raskraski/nature/trava/raskraski-trava-5.jpg (Дата обращения 05.04. 2025).
10. Картинка «Солнышко» [Электронный ресурс]. – URL: https://i.pinimg.com/originals/94/6e/35/946e350d48bc395397222c9299e06133.jpg(Дата обращения 05.04..2025).
11. Картинка «Цветок» [Электронный ресурс]. – URL: http://logopedy.ru/portal/images/stories/Photo/shtrih/cvetok.jpg (Дата обращения 05.04.2025).
Статья с приложениями во вложении (pdf 340Kb)
Скачать вложение