Практический опыт реализации сетевого взаимодействия по вопросам инклюзивного образования
Автор: Аникина Светлана Егоровна, Воронина Елена Викторовна, Терехина Оксана Анатольевна, учителя-логопеды МБДОУ «Детский сад № 112», г. РязаньПод редакцией: Ивченко Юлии Викторовны (старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образования ОГБУ ДПО «РИРО»)
Аннотация.
Статья посвящена обобщению опыта реализации проекта «Инклюзивное образование в ДОО: возможности и проблемы».
Участники:
· администрация и педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад №112» города Рязани;
· администрация и педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад №110» города Рязани;
· Ивченко Юлия Викторовна старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образования ОГБУ ДПО «РИРО».
Цель проекта: совершенствование компетенций педагогов дошкольного образования по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра и их родителей/законных представителей.
Форма реализации: сетевое взаимодействие
Срок реализации: сентябрь 2022 – май 2023.
В 2022-2023 учебном году педагогический коллектив нашей дошкольной организации «Детский сад №112» осваивал новую форму работы – сетевое взаимодействие. Сетевое взаимодействие позволяет решать разнообразные профессиональные проблемы посредством диалога с коллегами из других организаций: увидеть и оценить опыт педагогов, внедряющих инновационные образовательные программы, и показать свои наработки. В рамках сетевого взаимодействия участники приобретают, пополняют и актуализируют необходимую информацию по выбранной проблематике.
Запрос на организацию сетевого взаимодействия поступил от нашей дошкольной образовательной организации, так как среди воспитанников детского сада есть дети с расстройством аутистического спектра (далее – РАС), организация работы с которыми вызывает большие сложности. Именно сетевое взаимодействие с МБДОУ «Детский сад № 110», в котором есть специализированные группы для детей с РАС, позволило нашим педагогам повысить уровень профессиональной компетентности по данному вопросу. Совместная работа с коллегами из МБДОУ №110 г. Рязани под руководством старшего научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образования Ивченко Ю.В. позволила нам расширить запас теоретических знаний о РАС. Посредством диалога с коллегами, нам удалось решить профессиональные проблемы, связанные с организацией общения с детьми с РАС. Благодаря этому формату методической работы мы актуализировали информацию о работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках сетевого взаимодействия были проведены четыре встречи педагогов.
Первая встреча прошла на базе МБДОУ №112 и называлась «Красные флажки аутизма». Ивченко Ю.В.предоставила обширную и актуальную информацию о детях с расстройством аутистического спектра. Полученные знания мы систематизировали в виде таблицы «Сравнительная таблица особенностей детей с РАС дошкольного возраста», составленной на основе рекомендуемой литературы. Таблица представлена в Приложении.
Вторая встреча проходила в МБДОУ №110. В этом детском саду накоплен богатый практический игровой материал по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Проведенная встреча называлась «Игры с аутичным ребенком». Это мероприятие носило сугубо практический характер. На нем мы узнали, что для детей с РАС наиболее интересны сенсорные игры. Эти дети не умеют действовать с предметами по их назначению, но обращают внимание на сенсорные свойства, поэтому для них актуальны игры с красками, с водой, с песком, с сыпучими материалами, с мячиками и т.д.
Третья встреча, в ходе которой была затронута тема работы с родителями, прошла в МБДОУ №112. Педагоги получили информацию о различных психологических типах родителей. Понять специфику взаимодействия педагога и родителя ребенка с ограниченными возможностями здоровья участникам встречи помогло обыгрывание ситуаций общения специалиста и законного представителя ребенка. Понимание типологии личностных особенностей родителей детей с ограниченными возможностями здоровья позволило более эффективно организовать психолого-педагогическую поддержку и просвещение родителей по вопросам адаптации и интеграции детей в обществе.
Итоговая встреча «К вопросу развития коммуникации детей с РАС» прошла в Рязанском институте развития образования. Старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образования Ивченко Ю.В. обратила внимание слушателей на систему альтернативной коммуникации PECS, разработанную Энди Бонди и Лори Фрост. Карточки PECS дают возможность неречевым детям с РАС вступить в коммуникацию, а взрослым донести до ребенка значение слов. В сети Интернет размещены ролики АВА-тераписта Александры Кассиной (г. Пушкин), которые позволяют понять суть системы PECS и увидеть видеофрагменты работы специалиста с аутичными детьми. Педагогов заинтересовала эта технология, так как она позволяет сформировать навыки социального взаимодействия между ребенком и взрослым.
Во время подведения итогов реализации проекта сетевого взаимодействия, участники пришли к выводу, что данная форма методической работы является эффективной и результативной. Педагоги получили возможность развития и совершенствования своих профессиональных компетенций.
Сетевое взаимодействие является частью современной системы образования и способно удовлетворить потребности каждого участника этого проекта. Мы в этом убедились на практике.
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3(в редакции от 13.10.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (Дата обращения: 28.05.2023).
2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. Изд.4-е, стер. – М.: Теревинф, 2007. – 288 с.
3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2005. – 224 с.
4. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2018. – 128 с.
5. Фрост Лори Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов /Лори Фрост и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011. – 416 с.
Полный текст статьи во вложении (pdf 241KB)
Скачать вложение