РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Практический опыт реализации сетевого взаимодействия по вопросам инклюзивного образования

Автор: Аникина Светлана Егоровна, Воронина Елена Викторовна, Терехина Оксана Анатольевна, учителя-логопеды МБДОУ «Детский сад № 112», г. Рязань

Под редакцией: Ивченко Юлии Викторовны (старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образования ОГБУ ДПО «РИРО»)

Аннотация.

Статья посвящена обобщению опыта реализации проекта «Инклюзивное образование в ДОО: возможности и проблемы».

Участники:

·     администрация и педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад №112» города Рязани;

·     администрация и педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад №110» города Рязани;

·     Ивченко Юлия Викторовна старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образования ОГБУ ДПО «РИРО».

Цель проекта: совершенствование компетенций педагогов дошкольного образования по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра и их родителей/законных представителей.

Форма реализации: сетевое взаимодействие

Срок реализации: сентябрь 2022 – май 2023. 

В 2022-2023 учебном году педагогический коллектив нашей дошкольной организации «Детский сад №112» осваивал новую форму работы – сетевое взаимодействие. Сетевое взаимодействие позволяет решать разнообразные профессиональные проблемы посредством диалога с коллегами из других организаций: увидеть и оценить опыт педагогов, внедряющих инновационные образовательные программы, и показать свои наработки. В рамках сетевого взаимодействия участники приобретают, пополняют и актуализируют необходимую информацию по выбранной проблематике.

Запрос на организацию сетевого взаимодействия поступил от нашей дошкольной образовательной организации, так как среди воспитанников детского сада есть дети с расстройством аутистического спектра (далее – РАС), организация работы с которыми вызывает большие сложности. Именно сетевое взаимодействие с МБДОУ «Детский сад № 110», в котором есть специализированные группы для детей с РАС, позволило нашим педагогам повысить уровень профессиональной компетентности по данному вопросу. Совместная работа с коллегами из МБДОУ №110 г. Рязани под руководством старшего научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образования Ивченко Ю.В. позволила нам расширить запас теоретических знаний о РАС. Посредством диалога с коллегами, нам удалось решить профессиональные проблемы, связанные с организацией общения с детьми с РАС. Благодаря этому формату методической работы мы актуализировали информацию о работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках сетевого взаимодействия были проведены четыре встречи педагогов.

Первая встреча прошла на базе МБДОУ №112 и называлась «Красные флажки аутизма». Ивченко Ю.В.предоставила обширную и актуальную информацию о детях с расстройством аутистического спектра. Полученные знания мы систематизировали в виде таблицы «Сравнительная таблица особенностей детей с РАС дошкольного возраста», составленной на основе рекомендуемой литературы. Таблица представлена в Приложении.

Вторая встреча проходила в МБДОУ №110. В этом детском саду накоплен богатый практический игровой материал по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Проведенная встреча называлась «Игры с аутичным ребенком». Это мероприятие носило сугубо практический характер. На нем мы узнали, что для детей с РАС наиболее интересны сенсорные игры. Эти дети не умеют действовать с предметами по их назначению, но обращают внимание на сенсорные свойства, поэтому для них актуальны игры с красками, с водой, с песком, с сыпучими материалами, с мячиками и т.д.

Третья встреча, в ходе которой была затронута тема работы с родителями, прошла в МБДОУ №112. Педагоги получили информацию о различных психологических типах родителей. Понять специфику взаимодействия педагога и родителя ребенка с ограниченными возможностями здоровья участникам встречи помогло обыгрывание ситуаций общения специалиста и законного представителя ребенка. Понимание типологии личностных особенностей родителей детей с ограниченными возможностями здоровья позволило более эффективно организовать психолого-педагогическую поддержку и просвещение родителей по вопросам адаптации и интеграции детей в обществе.

Итоговая встреча «К вопросу развития коммуникации детей с РАС» прошла в Рязанском институте развития образования. Старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образования Ивченко Ю.В. обратила внимание слушателей на систему альтернативной коммуникации PECS, разработанную Энди Бонди и Лори Фрост. Карточки PECS дают возможность неречевым детям с РАС вступить в коммуникацию, а взрослым донести до ребенка значение слов. В сети Интернет размещены ролики АВА-тераписта Александры Кассиной (г. Пушкин), которые позволяют понять суть системы PECS и увидеть видеофрагменты работы специалиста с аутичными детьми. Педагогов заинтересовала эта технология, так как она позволяет сформировать навыки социального взаимодействия между ребенком и взрослым.

Во время подведения итогов реализации проекта сетевого взаимодействия, участники пришли к выводу, что данная форма методической работы является эффективной и результативной. Педагоги получили возможность развития и совершенствования своих профессиональных компетенций.

Сетевое взаимодействие является частью современной системы образования и способно удовлетворить потребности каждого участника этого проекта. Мы в этом убедились на практике.

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3(в редакции от 13.10.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (Дата обращения: 28.05.2023).

2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. Изд.4-е, стер. – М.: Теревинф, 2007. – 288 с.

3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2005. – 224 с.

4. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2018. – 128 с.

5. Фрост Лори Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов /Лори Фрост и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011. – 416 с.

Полный текст статьи во вложении (pdf 241KB)




Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru