Прогулка в лес
Автор: Скулкова Наталья Ивановна, учитель-дефектолог, Федяева Наталья Николаевна, учитель-дефектолог. МБДОУ «Детский сад №123», г. РязаньМетодическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей 4-5 лет, имеющих нарушения слуха.
Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Развитие мышления, познавательных способностей дошкольника с нарушением слуха в значительной степени зависит от наличия у него речи, прежде всего в устной форме. Отсутствие или недоразвитие устной речи у ребенка с нарушенным слухом приводит к замедлению темпов познавательного развития, которое с большим трудом корригируется на других возрастных этапах.
Дети с нарушением слуха испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и социальной адаптацией. Задача педагогов нашей группы для детей с нарушением слуха сделать все возможное, чтобы развитие ребенка в интересной, доступной форме. Все занятия состоят из нескольких этапов, которые взаимосвязаны между собой, а также подчинены темам и целям занятия. В ходе занятий мы используем разнообразные анализаторы: зрительный, слуховой. тактильный, речедвигательный.
Работа со слабослышащими и глухими детьми в специальном дошкольном учреждении это повседневная совместная работа воспитателя и учителя-дефектолога. В системе коррекционно-воспитательных мер по развитию речи у детей с нарушениями слуха первоочередная задача-обогащение словарного запаса. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. Учитель –дефектолог проводит занятия по развитию речи, по развитию слухового восприятия, занятия по ФЭМП. Воспитатели развивают речевые умения на занятиях по лепке, аппликации, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, закрепляют словарь в режимных моментах. Весь обучающий процесс проходит с использованием игры, игровых приемов и ситуаций. В каждом занятии предусмотрены непродолжительные паузы, когда все дети выполняют те или другие движения, игровые действия.
Занятия построенные с использованием игровых приемов и ситуаций помогают глухим детям лучше ориентироваться при ознакомлении с окружающим миром, активизирует познавательную деятельность детей. Дети с интересом и более позитивно относятся к тем занятиям, в которых задействовано много наглядного материала. На занятии используем картинки, таблички, схемы, игрушки, мнемотаблицы, муляжи, макеты по заданной теме деятельности. Часто используем презентации на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 27Kb)
Скачать вложение