РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Птицы родного края

Автор: Плотникова Маргарита Васильевна воспитатель ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»», г.Рязань

Конспект занятия для воспитанников с интеллектуальными нарушениями старшего школьного возраста (10-12 класс)

Аннотация:

«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен - человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?» Э.Н.Голованова.

Идея приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающие мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж. Руссо, Я. А. Коменский [5] видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Взаимоотношение человека с природой и её обитателями - актуальный вопрос современности. Оно осуществило при наличии в каждом ребёнке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и до старшего школьного возраста.

Горожане имеют весьма ограниченные возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию я считаю знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения.

Птиц мы чаще всего видим в наших городах, парках и лесах. Пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным нарядом. По птицам мы можем судить о состоянии природы вокруг нас. Птицы чувствительны к загрязнению окружающей среды. Пернатые словно предупреждают нас об опасности, которая грозит людям из-за варварского отношения к природе. И задача педагога - развить в детях искренний интерес, восторг, доброе и бережное отношение, благодарность к живому миру природы.

Занятие по экологическому воспитанию разработано для воспитанников с интеллектуальными нарушениями. 

Цель: формирование знаний о перелетных и зимующих птицах родного края у воспитанников с интеллектуальными нарушениями, РАС через использование информационно-коммуникационных технологий. 

Задачи:

Обучающие: способствовать развитию знаний о зимующих и перелётных птицах, как их жизнь связана с сезонными изменениями в природе, чем питаются, какую пользу приносят природе. Закрепить название птиц, их особенности, умение различать по внешнему виду, пению.

Коррекционные: способствовать коррекции психических функций – памяти, внимания, мышления, развитию речи и коммуникативных навыков.

Воспитательные: воспитывать благодарность, бережное отношение к живой природе – птицам, желание правильно заботиться о них. 

Предварительная работа: беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение книг о птицах, просмотр видео. 

Материал: компьютер, видеоматериал с видами птиц, наглядный - с картинками птиц, тарелочки с кормом для птиц, плакаты с изображением деревьев.

Ход занятия

I этап. Вводный.

Организационный момент. (Дети выходят и становятся в полукруг)

Воспитатель:

- Собрались все мы в круг, я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся.

- Я рада видеть вас на занятии. Отгадайте загадку, о каком времени года говорится?

Загадка:

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи, после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

Стали птицы громко петь и расцвёл подснежник.

Дети: Весна.

Воспитатель:

- Какое время года наступило сейчас?

Дети: Весна. (слайд № 1)

- Отгадайте ещё загадку, о ком она?

Загадка:

У них есть крылья, голова, две лапки, клюв и перья.

Все появляются с яйца, слышны их песенки с деревьев.

Дети: Птицы.

II этап. Основной.

Воспитатель:

- Правильно, сегодня на занятии мы будем говорить о птицах родного края. Что делают птицы с приходом весны?

Дети: Прилетают с юга.

- Послушайте стихотворение. Читает воспитанник наизусть стихотворение.     

Травка зеленеет, солнышко блестит.

Ласточка с весною в сени к нам летит.

С нею солнце краше и весна милей.

Прощебечь с дороги нам привет скорей.

Дам тебе я зёрен, а ты песню спой,

Что из стран далёких принесла с собой. (А. Плещеев)

Воспитатель:

- О какой птице говорится в стихотворении, что она прилетела весной?

Дети: О ласточке (слайд № 2)

- Вспомните, как называются птицы, которые улетают от нас осенью, а прилетают весной?

Дети: Перелётные.

- Давайте вспомним названия некоторых птиц, отгадывая загадки.

Загадки:

На шесте - дворец, во дворце певец, а зовут его – …

Дети: Скворец. (слайд № 3)

 

Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда,

Примостилась на суку и поёт «ку-ку-у,ку-ку-у»

Дети: Кукушка. (слайд № 4)

      

На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат.

Дети: Цапля. (слайд № 5)

 

Чёрный, проворный, кричит «крак», червякам враг

Дети: Грач. (слайд № 6)

 

Эти белые птицы являются символом любви и верности

Дети: Лебеди. (слайд № 7).

 

Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели.

Голосистей и нежней. Кто же это?

Дети: Соловей. (слайд № 8)

 

- Как называются птицы, которые никуда не улетают и остаются зимовать?

Дети: Зимующие.

- Давайте тоже вспомним их названия, отгадывая загадки.

Загадки:

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая

Дети: Сорока. (слайд № 9)

 

Всю ночь летает, мышей ловит.

Станет светло, спать летит в дупло

Дети: Сова. (слайд № 10)

        

В одежде серой выглядит смелой,

По двору шагает важно, еду ищет отважно.

Очень уж птица проворна, а зовут её …

Дети: Ворона. (слайд № 11)

 

Птица сизокрылая, очень миролюбивая,

Строит гнёзда в чердаках,

Сапожки красные на ногах.

Дети: Голубь. (слайд № 12)

 

Хоть я не молоток- по дереву стучу.

В нём каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.

Дети: Дятел. (слайд № 13)

 

Озорной мальчишка в сером армячишке,

По двору шныряет, крошки собирает.

Дети: Воробей. (слайд № 14)

 

Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!

И вдруг, вспорхнули яблоки, ведь это…

Дети: Снегири. (слайд № 15)

 

Ты с модницей этой конечно знаком,

На веточке ей не сидится,

Всё хвастается синим своим сюртуком,

И жёлтою кофтой гордится.

Дети: Синица. (слайд № 16)

 

Физминутка: «Грачи».

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (показать палец к губам)

Чёрные сидят грачи. (присели)

Разместились в гнёздышках (показать руками гнездо перед собой).

Распустили пёрышки (встать, руки в стороны)

Греются на солнышке (погладить себя)

Головами вертят (повороты головы влево, вправо)

Полететь хотят (взмахи крыльев)

Кыш, кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

Полетели, прилетели и опять все в гнёзда сели. (присели).

 

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний». (слайды № 17-20)

Определить и назвать птицу, которая лишняя и объяснить почему.

- Как вы помните, где обитают птицы?

Дети: В лесах, парках, рощах, где растут деревья и кустарники. 

Дидактическая игра: «Кто куда полетит?»

(Игра на классификацию) На доске висят два плаката с нарисованными деревьями - зимний и весенний вариант. Задание детям: найти картинку с изображением птиц, которые «прилетят» на свои деревья, прикрепить их и назвать. 

Воспитатель:

- Ответьте, чем питаются птицы в теплое время года?

Дети: Насекомыми, семенами деревьев и кустарников, ягодами, травой, а более крупные птицы мышами, мелкими грызунами. 

- Чем питаются зимующие птицы в холодное время года?

Дети: Семенами деревьев, рябиной и другими замершими ягодами. 

- Очень тяжело птицам пережить зиму, поэтому они ближе прилетают к жилищам людей в надежде найти для себя корм. Поэтому нам людям нужно проявлять к птицам свою заботу, доброту. Как человек можем заботиться о птицах?

Дети: Развешивать кормушки и насыпать в них корм. 

Практическое задание: «Чем можно подкармливать птиц?»

На столе по тарелочкам насыпан разный корм - семечки, пшено, белый хлеб, морковь, конфеты, макароны, нарезанная картошка.

Воспитанники определяют корм, которым можно покормить птиц и насыпают его в кормушку. Кормушку на прогулке вывешивают на дерево.

Физпауза под музыку. (2 мин. 26 сек.) (Слайд № 24) 

Воспитатель:

- Всем известно такое выражение: «Птицы – друзья леса и людей».

Ответьте, какую пользу птицы приносят лесу?

Дети: Птицы поедают вредных насекомых, которые вредят деревьям и всей растительности.

- Правильно, а деревья дают чистый воздух всем живым существам, в том числе и нам людям. Поэтому, нам нужно быть благодарными птицам, что они у нас есть и беречь их. Давайте в знак благодарности назовем их ласково. 

Игра: «Назови ласково».

Воробей - воробушек,

Сова - совушка,

Лебедь - лебёдушка,

Синица - синичка,

Голубь - голубушка,

Журавль – журавушка. 

- Сегодня на занятии вы вспомнили некоторых птиц, они отличаются друг от друга размерами и окрасом оперения и конечно отличаются своим пением. Их пение нас радует. У каждой птицы свой голос, своим голосом они общаются друг с другом. 

Музыкальная игра «Отгадай, чей это голос?».

Дети отгадывают голос кукушки, сороки, воробья, соловья, совы (слайды № 26-30)                                                                          

Правила поведения на природе (слайды № 32-36)

Нельзя шуметь в лесу.

Нельзя разводить костры.

Нельзя разорять гнезда.

Нельзя вредить деревьям.

Нельзя мусорить на природе.

 

III этап. Рефлексивный.

Воспитатель:  

- О ком мы сегодня говорили? 

Дети: О птицах.

- Каких птиц родного края вы запомнили?

Дети: Воробей, голубь, ласточка, соловей, сова, лебедь, кукушка…

- Как заботиться о птицах?

Дети: Подкармливать, зимой вешать кормушки. 

Воспитатель:

- Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, узнали много интересного о птицах родного края. Давайте любить и беречь не только птиц, но и нашу природу.

Используемая литература:

1. Коблик Е. А., Редькин Я. А., Архипов В. Ю. Список птиц Российской Федерации. М.: Товарищество научных изданий КМК. 2006. – 256 с.

2. Васильева А.В., Птицы в городе. Где найти и как узнать. – МИФ, 2019. – 104 с.

3. Мосалов А.А., Волцит П.М. Птицы России. Определитель., М: изд. Аванта, 2019. – 96 с.

4. Аникин В. П., Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.: Гос.учеб-пед.изд., 1957. – 240с.

5. Газина О., Фокина В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста - URL: https://xn--2-9sb0d.xn--p1ai/teoriya-i-metodika-ekologicheskogo-obrazovaniya-detey-doshkolynogo-vozrasta-9741121/read/part-3 (дата обращения: 25.03.2022)


Скачать конспект с презентацией (архив zip 5MB) https://disk.yandex.ru/d/89MbxP8HTHeR6g 

Конспект во вложении (pdf 205KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru