Путешествие с волшебной скрипкой
Автор: Коптева Людмила Михайловна, музыкальный руководитель МБДОУ "ЦРР - детский сад №96", г. РязаньЗанятие для подготовительной группы детского сада.
Цель:
- создать условия для развития музыкальных способностей детей (тембровый слух, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма),
- закладывать основу музыкальной культуры как важной части духовной жизни человека; способствовать развитию творческого воображения, грациозности через организацию музыкально-ритмических движений,
- воспитывать у детей потребность слушать классическую музыку.
Задачи:
- познакомить детей с музыкой композиторов XVIII – XIX веков (Моцарт, Шопен), закрепить понятия «бальный танец», «симфонический оркестр»;
- создать условия для отработки музыкально-ритмических движений, для развития речевых, певческих навыков, умственных умений и действий;
- развивать познавательную активность, устойчивый интерес к действованию с использованием доступных средств выразительности;
- закладывать основы музыкального вкуса, воспитывать потребность слушать классическую музыку.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети произвольно входят в зал.
Музыкальный руководитель: Дорогие ребята, я очень рада снова встретиться с вами. Уже какой год мы с вами приходим в этот зал, где волшебная музыка дарит нам свои чудесные мелодии: веселые и грустные, нежные и задорные, колыбельные и плясовые. И я надеюсь, что и сегодня наше занятие будет для вас интересным. Давайте поздороваемся друг с другом.
Дети поют. Музыкальное приветствие.
Дети:
Здравствуй, небо голубое! (поднимают руки вверх).
Здравствуй, солнце золотое! (разводят в стороны).
Здравствуй, теплый ветерок! (качают руками).
Здравствуй, маленький дубок! (кланяются с руками).
Здравствуй, утро! Здравствуй, день! (руки по очереди вверх)
Нам здороваться не лень! (хлопают руками наверху).
Музыкальный руководитель: Прежде чем отправиться в увлекательное путешествие по миру музыки, давайте подготовимся и распоемся, исполним наши любимые песенки-попевки.
1. «Кукушка», р. н. песенка.
2. «Три синички», р.н.попевка.
3. Гамма до-мажор.
А теперь наша любимая разминка.
Песня «Просыпается листва» Н.С.Сорокиной
Дети исполняют песню с движениями под музыку.
1. Просыпается листва (руки поднимаются вперед и вверх),
И проснулся паучок (через стороны вниз).
Просыпайся, голова, (наклоны головой вперед и в стороны)
Просыпайся, язычок.
Припев:
Ама – лама, чока - балабама(хлопки у уха по 2 раза).
Чока, балабу (поворот в круг спиной, топающим шагом).
Ама – лама,чока – балабама (хлопки у уха).
Эки – боки, бу (поворот на прежнее место).
2. Вот проснулся паучок (в наклоне «пальчики бегут по ногам»)
И сороконожки (выпрямились, руки на бочок).
Просыпайтесь поскорей («ковырялочка»),
Пяточки и ножки.
Садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель: Дети, скажите, а какое у вас сегодня настроение? А как вы можете его нам показать? При помощи чего? (мимики). Я предлагаю спеть «Песенку о хорошем настроении» (муз. З. Роот), чтобы оно сохранилось у нас на целый день.
Ребята, я приготовила для вас сюрприз, усаживайтесь поудобнее. Мы свами при помощи прекрасной музыки перенесемся на 200 с лишним лет назад. Закрывайте глаза, и посмотрим, что же произойдет. Звучит музыка «Андантино» Л. Минкуса из балета «Баядерка».
Входит В.А.Моцарт (ребенок).
Музыкальный руководитель: Мы оказались с вами в старинном австрийском городе Зальцбурге, где родился великий австрийский композитор В.А. Моцарт. (Показ на слайде). А вот и он.
Моцарт: Здравствуйте, мои друзья! Хочу вас познакомить я с музыкой о красоте и счастье, где нет дождя и нет ненастья. Звенит в траве роса, золотистая слеза. И про горы, и про море все услышите вы вскоре. Я очень рад, что вы меня узнали, и хочу вас познакомить с моим любимым инструментом. Это клавесин. Послушайте, как он звучит. (Слайд).
Менуэт Моцарта.
Музыкальный руководитель: Клавесин очень похож на наше современное фортепиано, но звучание совсем другое –отрывисто-легкое, как бы прозрачное.
Моцарт: Ребята, а вы знаете, что такое симфонический оркестр? (ответы детей).
Музыкальный руководитель: Оркестр -это целое государство, которое живет по своим строгим законам. Здесь даже есть свой король -управляющий оркестром. Как его называют? (дирижер). Господин Моцарт, мы хотим послушать вашу музыку.
Моцарт: Послушайте мою любимую музыку в исполнении симфонического оркестра.
Звучит «Маленькая ночная серенада».
Музыкальный руководитель: Серенадами называли произведения, которые исполняли вечером или ночью на улице, перед домом того, кому серенада посвящалась. В переводе с итальянского означает - «на открытом воздухе». Расскажите, какой характер у этой музыки? (Легкий, изящный, веселый, звонкий, шуточный). Симфонический оркестр умеет раскрыть почти все, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома пение птиц. И все потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов, а количество их порой достигает ста. Ребята, давайте с вами вспомним, какие вы знаете группы инструментов симфонического оркестра? (Струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные).
Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент».
Музыкальный руководитель: Ну что, господин Моцарт, понравилось вам, как ребята рассказывают о музыке, об оркестре?
Моцарт: Да, вы молодцы. И на прощанье я дарю вам волшебную скрипку, с ней вы будете путешествовать по огромному миру музыки.
Музыкальный руководитель: Спасибо, мы тоже хотим сделать вам подарок, спеть песню о музыке. «Мир музыки» Е.Машечкова.
Моцарт: Спасибо вам за песню. До свидания. (Уходит).
Музыкальный руководитель: Ну что ж ребята, давайте попробуем при помощи волшебной скрипки продолжить наше музыкальное путешествие: «Скрипка, скрипка, заиграй, унеси в чудесный край».
Звучит «волшебная музыка» (слайд).
Музыкальный руководитель: Мы оказались с вами на балу, во времена великого польского композитора, музыку которого мы уже слушали. (Портрет. Дети узнают Ф.Шопена). А какие вы знаете бальные танцы? Давайте послушаем некоторые из них и постараемся определить название.
(Дети слушают музыку, определяют название танца и рассказывают, какое у него настроение, характер).
Полонез ля-мажор.
(Яркий, торжественный, праздничный, блестящий, гордый, важный). Слайд.
Музыкальный руководитель: Полонез в переводе означает «польский», им открывали балы.
Вальс до-диез минор.
(Музыка светлая, задушевная, задумчивая, мечтательная, мягкая, плавная, нежная). Слайд.
Музыкальный руководитель: Вальс - самый знаменитый и любимый танец, его называют королем танцев. Вальс начали танцевать давным-давно, 300 лет тому назад, и танцуют до сих пор во всех странах мира. В переводе с немецкого «вальцен» означает «кружиться». Ребята, а вы хотите потанцевать под эту прекрасную музыку?
Импровизация вальса
Музыкальный руководитель: Звучание каждого инструмента можно представить в цвете. Давайте попробуем это сделать. Мы сейчас сыграем на наших музыкальных инструментах еще один бальный танец – менуэт и составим необыкновенную музыкальную картину, звуковой калейдоскоп.
Дети исполняют менуэт Моцарта.
Музыкально-дидактическая игра «Цветные фигуры».
Музыкальный руководитель: Вот какая интересная картина у нас получилась. На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с музыкой великих композиторов. Ну, хорошо, а теперь давайте за руки возьмемся,
1 ребёнок: Давайте с музыкой сольемся.
2 ребёнок: Сердца забьются в унисон,
3 ребёнок: Пусть души наши озаряет,
4 ребёнок: Пусть никогда не замолкает
Вместе: Прекрасных звуков стройный хор.
Музыкальный руководитель: Волшебная скрипка приготовила для вас подарки. Спасибо вам, ребята, вы молодцы! Я надеюсь, что сегодня путешествие в необыкновенный мир музыки вам понравилось. Скажите, ребята, вам понравилось наше путешествие? Что особенно понравилось? А у вас изменилось настроение? А трудности какие-то были?
Презентация к занятию во вложении (pptx, 5MB)
Скачать вложение