РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Путешествие в сказку Гуси-лебеди

Автор: Черенкова Ольга Мукатдисовна, воспитатель МБДОУ Истьинский детский сад «Реченька» муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области

Конспект по рисованию нетрадиционными техниками для детей младшего дошкольного возраста (3-4лет)

Аннотация

Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования. Творческие способности развиваются при создании условий, которые используются в полном объёме. Дошкольное детство — важнейший период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте дети становятся исследователями, с радостью открывающими для себя удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее виды деятельности, тем успешнее происходит разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциал и первые творческие проявления.

Ранний возраст играет ключевую роль в формировании психических процессов. Особое значение в этот период имеет рисование — увлекательный, но сложный процесс. Использование нетрадиционных техник позволяет воспитателю привить любовь к изобразительному искусству, пробудить интерес к творчеству. Учёные (Эйнон Д., Колдин Д. Н. и др.) отмечают, что знакомить детей с такими методами можно уже в раннем возрасте, адаптируя степень участия взрослого.
Нетрадиционное рисование отличается доступностью и способностью быстро достигать результата, что особенно важно для детей. Например, рисование пальцами, отпечатки ладошек или кляксография вызывают у ребёнка восторг и желание экспериментировать.

Эти методы: 

  • раскрывают творческий потенциал, фантазию и воображение; 

  • позволяют свободно выражать эмоции через цвет, форму, линию;

  • могут использоваться не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Для развития творчества необходимо грамотное руководство.

Задача воспитателя: поэтапно знакомить с техниками (от простых к сложным);

использовать игровые приёмы, сказочные образы, сюрпризные моменты;

создавать условия для самостоятельного экспериментирования.

Знакомство с техниками начинается в младшей группе: 

  • рисование пальцами и ладошками («Виноград», «Солнышко») развивает тактильное восприятие;

  • штампы из овощей и пробок («Ягоды», «Цветы») учат создавать композиции;

  • тычок жёсткой кистью («Пушистые животные», «Ёлочка») тренирует аккуратность; мятая бумага передаёт фактуру (осенние листья, облака).

Каждая техника — это игра, которая даёт свободу самовыражения. Детям важно чувствовать, что в творчестве нет «правильных» шаблонов, а ошибки — часть процесса.

В результате у детей повышается интерес к изобразительной деятельности; они учатся экспериментировать с материалами и цветами; развивается эстетическое восприятие и внимание к деталям; укрепляются навыки самостоятельного воплощения замыслов.

Творчество — это «чудо», где ребёнок раскрывает уникальные способности. Важно не просто дать инструменты, а вдохновить на поиск собственного пути. Как гласит педагогический принцип: «В творчестве нет правил — есть только твой индивидуальный выбор».

Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков рисования с применением нетрадиционных техник (печатание штампами, рисование мелками, тонирование поролоном) через игровые ситуации с персонажами сказки «Гуси-лебеди».

Задачи:

  • Учить рисовать нетрадиционными способами.

  • Развивать речь, внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику.- Закреплять знания детей об основных цветах, активизировать мыслительную деятельность детей.

  • Развивать интерес детей к нетрадиционным формам рисования.  

  • Поощрять интерес к совместной деятельности.

Словарная работа: активизировать словарный запас через введение и использование новых слов: штампики, тонирование, поролон, камушки, травка, печатать, закрашивать.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», дидактическая игра «Угадай сказку», разучивание потешек «Лю-ли, лю-ли, лю-ли прилетели гули», «Гуси вы, гуси, Красные лапки!»

Материалы: Демонстрационный: макеты яблони, реки, избушки; аудиозапись «шум воды», мелодия сказки. 

Раздаточный: штампы-листья, гуашь, мелки, поролоновые тампоны, листы с восковыми рисунками.

Ход занятия

Мотивационный этап

Гуси-лебеди украли краски! Воспитатель показывает детям чёрно-белую иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди».

- Ребята, посмотрите на эту картинку. Что здесь изображено? (Дети отвечают: яблоня, речка, избушка).

- Правильно! Только что-то не так... Почему всё серое и грустное? (Пауза, дети высказывают предположения).

Ориентировочный этап

Воспитатель (таинственно):

- Это Гуси-лебеди заколдовали сказку! Они украли все краски, и теперь здесь нет ярких цветов. Герои не могут найти дорогу домой: яблоня без листьев, речка без камушков, избушка совсем бледная... Поможем им? (Да!).

- Чтобы расколдовать сказку, нужно выполнить задания: вернуть краски с помощью волшебных техник рисования! Вы готовы стать настоящими волшебниками? (Да!).

Исполнительский этап

Эпизод с Яблонькой. Техника: печатание штампами.

Воспитатель показывает штампы.

- Ребята, это наши волшебные помощники — штампы! Давайте скажем хором: «Штампы!» (Дети повторяют).

- Какого цвета краску возьмём для листочков? (Зелёную). А для яблочек? (Красную).

- Правильно! Печатаем листочки: обмакиваем штамп в краску и прижимаем к веточке.

Вопросы детям во время работы:

- Какие листочки у тебя получаются? (Круглые, острые, зелёные).

- Как называется эта техника? (Печатание штампами).

Дети печатают листья зелёной гуашью и рисуют яблоки красной.

Яблонька (воспитатель озвучивает после завершения):

- Спасибо, друзья! Теперь я снова красивая! Гуси-лебеди полетели к речке.

Физкультминутка «По следам гусей»

(Дети имитируют полёт гусей: бегут на носочках, машут «крыльями», останавливаются у речки).

Эпизод с Речкой. Техника: рисование мелками.

Речка (голос воспитателя):

- Гуси-лебеди смыли мои камушки и траву! Без них рыбкам не спрятаться...

Воспитатель: Речка просит нарисовать камушки и травку. Давайте вспомним, какого они цвета? (Коричневые камушки, зелёная травка).

- Возьмём мелки. Как мы будем их держать? (Показывает: тремя пальчиками, как карандаш).

Вопросы детям:

- Что мы рисуем для рыбок? (Камушки и травку).

- Каким мелом рисуем травку? (Зелёным). 

Эпизод с Избушкой. Техника: тонирование поролоном.

Воспитатель (достаёт «заколдованные» белые листы): Избушка потеряла свои краски! Возьмите поролон, обмакните его в синюю краску (для неба) или жёлтую (для солнца) и затонируйте лист. Только аккуратно, сверху вниз! Воспитатель показывает поролоновый тампон.

- Это поролон! Повторите: «По-ро-лон». (Дети хором повторяют).

- Мы будем тонировать лист — закрашивать его сверху вниз. Скажем: «То-ни-ру-ем!»

Вопросы детям:

- Что появляется на листе, когда мы его затонировали? (Яблочко, гусь, избушка).

- Как называется эта техника? (Тонирование).

Дети тонируют листы, проявляя восковые рисунки: яблоко, гусь, избушка.

Воспитатель (радостно):

- Ура! Краски вернулись! Теперь сказка снова яркая!

Рефлексивный этап

Воспитатель:

- Что рисовали для Речки? (Камушки и травку мелками).

- Какое задание было самым интересным? (Ответы детей).

- Как мы помогли Яблоньке? (Печатали листочки штампами).

- Вы настоящие волшебники!

Перспективный этап

- Молодцы, ребята!

- В следующий раз мы с вами будем рисовать пушистых гусей ватными палочками! 

 

Литература:

1.    Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика – Синтез, 2023, - 256 с.

2.    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 28 с.

3.    Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду 3-4 года. – М.: Мозаика – Синтез, 2024. – 112 с.

Конспект во вложении (pdf 153Kb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru