Путешествие в сказку Гуси-лебеди
Автор: Черенкова Ольга Мукатдисовна, воспитатель МБДОУ Истьинский детский сад «Реченька» муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской областиКонспект по рисованию нетрадиционными техниками для детей младшего дошкольного возраста (3-4лет)
Аннотация
Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования. Творческие способности развиваются при создании условий, которые используются в полном объёме. Дошкольное детство — важнейший период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте дети становятся исследователями, с радостью открывающими для себя удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее виды деятельности, тем успешнее происходит разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциал и первые творческие проявления.
Ранний возраст играет ключевую роль в формировании психических процессов. Особое значение в этот период имеет рисование — увлекательный, но сложный процесс. Использование нетрадиционных техник позволяет воспитателю привить любовь к изобразительному искусству, пробудить интерес к творчеству. Учёные (Эйнон Д., Колдин Д. Н. и др.) отмечают, что знакомить детей с такими методами можно уже в раннем возрасте, адаптируя степень участия взрослого.
Нетрадиционное рисование отличается доступностью и способностью быстро достигать результата, что особенно важно для детей. Например, рисование пальцами, отпечатки ладошек или кляксография вызывают у ребёнка восторг и желание экспериментировать.
Эти методы:
-
раскрывают творческий потенциал, фантазию и воображение;
-
позволяют свободно выражать эмоции через цвет, форму, линию;
-
могут использоваться не только на занятиях, но и в свободной деятельности.
Для развития творчества необходимо грамотное руководство.
Задача воспитателя: поэтапно знакомить с техниками (от простых к сложным);
использовать игровые приёмы, сказочные образы, сюрпризные моменты;
создавать условия для самостоятельного экспериментирования.
Знакомство с техниками начинается в младшей группе:
-
рисование пальцами и ладошками («Виноград», «Солнышко») развивает тактильное восприятие;
-
штампы из овощей и пробок («Ягоды», «Цветы») учат создавать композиции;
-
тычок жёсткой кистью («Пушистые животные», «Ёлочка») тренирует аккуратность; мятая бумага передаёт фактуру (осенние листья, облака).
Каждая техника — это игра, которая даёт свободу самовыражения. Детям важно чувствовать, что в творчестве нет «правильных» шаблонов, а ошибки — часть процесса.
В результате у детей повышается интерес к изобразительной деятельности; они учатся экспериментировать с материалами и цветами; развивается эстетическое восприятие и внимание к деталям; укрепляются навыки самостоятельного воплощения замыслов.
Творчество — это «чудо», где ребёнок раскрывает уникальные способности. Важно не просто дать инструменты, а вдохновить на поиск собственного пути. Как гласит педагогический принцип: «В творчестве нет правил — есть только твой индивидуальный выбор».
Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков рисования с применением нетрадиционных техник (печатание штампами, рисование мелками, тонирование поролоном) через игровые ситуации с персонажами сказки «Гуси-лебеди».
Задачи:
-
Учить рисовать нетрадиционными способами.
-
Развивать речь, внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику.- Закреплять знания детей об основных цветах, активизировать мыслительную деятельность детей.
-
Развивать интерес детей к нетрадиционным формам рисования.
-
Поощрять интерес к совместной деятельности.
Словарная работа: активизировать словарный запас через введение и использование новых слов: штампики, тонирование, поролон, камушки, травка, печатать, закрашивать.
Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», дидактическая игра «Угадай сказку», разучивание потешек «Лю-ли, лю-ли, лю-ли прилетели гули», «Гуси вы, гуси, Красные лапки!»
Материалы: Демонстрационный: макеты яблони, реки, избушки; аудиозапись «шум воды», мелодия сказки.
Раздаточный: штампы-листья, гуашь, мелки, поролоновые тампоны, листы с восковыми рисунками.
Ход занятия
Мотивационный этап
Гуси-лебеди украли краски! Воспитатель показывает детям чёрно-белую иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди».
- Ребята, посмотрите на эту картинку. Что здесь изображено? (Дети отвечают: яблоня, речка, избушка).
- Правильно! Только что-то не так... Почему всё серое и грустное? (Пауза, дети высказывают предположения).
Ориентировочный этап
Воспитатель (таинственно):
- Это Гуси-лебеди заколдовали сказку! Они украли все краски, и теперь здесь нет ярких цветов. Герои не могут найти дорогу домой: яблоня без листьев, речка без камушков, избушка совсем бледная... Поможем им? (Да!).
- Чтобы расколдовать сказку, нужно выполнить задания: вернуть краски с помощью волшебных техник рисования! Вы готовы стать настоящими волшебниками? (Да!).
Исполнительский этап
Эпизод с Яблонькой. Техника: печатание штампами.
Воспитатель показывает штампы.
- Ребята, это наши волшебные помощники — штампы! Давайте скажем хором: «Штампы!» (Дети повторяют).
- Какого цвета краску возьмём для листочков? (Зелёную). А для яблочек? (Красную).
- Правильно! Печатаем листочки: обмакиваем штамп в краску и прижимаем к веточке.
Вопросы детям во время работы:
- Какие листочки у тебя получаются? (Круглые, острые, зелёные).
- Как называется эта техника? (Печатание штампами).
Дети печатают листья зелёной гуашью и рисуют яблоки красной.
Яблонька (воспитатель озвучивает после завершения):
- Спасибо, друзья! Теперь я снова красивая! Гуси-лебеди полетели к речке.
Физкультминутка «По следам гусей»
(Дети имитируют полёт гусей: бегут на носочках, машут «крыльями», останавливаются у речки).
Эпизод с Речкой. Техника: рисование мелками.
Речка (голос воспитателя):
- Гуси-лебеди смыли мои камушки и траву! Без них рыбкам не спрятаться...
Воспитатель: Речка просит нарисовать камушки и травку. Давайте вспомним, какого они цвета? (Коричневые камушки, зелёная травка).
- Возьмём мелки. Как мы будем их держать? (Показывает: тремя пальчиками, как карандаш).
Вопросы детям:
- Что мы рисуем для рыбок? (Камушки и травку).
- Каким мелом рисуем травку? (Зелёным).
Эпизод с Избушкой. Техника: тонирование поролоном.
Воспитатель (достаёт «заколдованные» белые листы): Избушка потеряла свои краски! Возьмите поролон, обмакните его в синюю краску (для неба) или жёлтую (для солнца) и затонируйте лист. Только аккуратно, сверху вниз! Воспитатель показывает поролоновый тампон.
- Это поролон! Повторите: «По-ро-лон». (Дети хором повторяют).
- Мы будем тонировать лист — закрашивать его сверху вниз. Скажем: «То-ни-ру-ем!»
Вопросы детям:
- Что появляется на листе, когда мы его затонировали? (Яблочко, гусь, избушка).
- Как называется эта техника? (Тонирование).
Дети тонируют листы, проявляя восковые рисунки: яблоко, гусь, избушка.
Воспитатель (радостно):
- Ура! Краски вернулись! Теперь сказка снова яркая!
Рефлексивный этап
Воспитатель:
- Что рисовали для Речки? (Камушки и травку мелками).
- Какое задание было самым интересным? (Ответы детей).
- Как мы помогли Яблоньке? (Печатали листочки штампами).
- Вы настоящие волшебники!
Перспективный этап
- Молодцы, ребята!
- В следующий раз мы с вами будем рисовать пушистых гусей ватными палочками!
Литература:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика – Синтез, 2023, - 256 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 28 с.
3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду 3-4 года. – М.: Мозаика – Синтез, 2024. – 112 с.
Конспект во вложении (pdf 153Kb)
Скачать вложение