Путешествие в страну Математики
Автор: Потанина Наталья Валерьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №112» г. РязаньКонспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений для детей 4-5 лет
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика – царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
В ходе занятия дети закрепляют знания о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени; ориентируются в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности,
совершенствуют навыки счета. Также наблюдается активный познавательный интерес и владение общими приёмами умственной деятельности (сравнение, классификация, обобщение и другие).
Данная непосредственная образовательная деятельность имеет практическую значимость и может быть полезна и интересна для использования в работе педагогов в воспитании и развитии дошкольников.
Занятие по формированию элементарных математических представлений ориентировано на познавательное развитие детей 4-5 лет в свете реализации ФГОС ДО. [7] Интеграция с другими образовательными областями: социально-коммуникативное и речевое развитие.
Цель занятия: формирование элементарных математических представлений у детей через совместную игровую деятельность.
Задачи:
Обучающие:1. Закреплять умение находить и называть геометрические фигуры и геометрические тела, различать их по цвету, форме, размеру.
2 Закреплятьсчётв пределах 5.
3. Закреплять знания о временах года, о сутках, из чего они состоят: утро, день, вечер, ночь; учитьориентироваться в пространстве.
4. Закреплять навыки конструирования.
Развивающие:
1. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, умению действовать согласно инструкции.
2. Формировать мыслительные операции, развивать речь.
3. Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи.
2. Воспитывать интерес к математическим занятиям, любознательность.
Обогащение словаря: цилиндр, длиннее, короче, геометрическое тело.
Активизация словаря:
1 Формирование прочных знаний по всем разделам элементарной математики (количество и счет, форма и величина, ориентировка в пространстве и на плоскости, ориентировка во времени) в соответствии с программой.
2 Обучение использованию в своей речи математических терминов в соответствии с программным материалом:
- название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник, овал), а также геометрических тел (шар, куб, цилиндр);
- элементов фигур (угол, сторона, вершина);
- вычислительных действий (прибавить, вычесть, получится, равно, количество, цифра и т.д.);
Планируемый результат:
1. Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего».
2. Определять части суток, времена года.
3. Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, цилиндр, знать их характерные отличия.
4. Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, форма).
5. Двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед, назад.
Предварительная работа: игры с разрезными картинками, «Геометрическое лото», разучивание игры «Змейка», пальчиковой гимнастики и стихотворения, разгадывание загадок.
Оборудование: конверт с письмом; маленькие «билетики» из картона разной формы и цвета (красный квадрат, желтый круг, зеленый треугольник, синий овал), 4 большие геометрические фигуры той же формы и цвета; мяч; белый картон разной формы, расчерченный согласно цветным разрезанным фигурам. Приложение 1
Ход занятия
Дети заходят в группу, садятся на стульчики (расставлены в ряд на ковре).
Мотивационный этап
Воспитатель: Хочу поделиться с вами удивительным событием. Утром я нашла на столе конверт. На нем написано: «Детям средней группы» Письмо пришло из страны Математики. Я решила прочитать письмо вместе с вами. Вам интересно, что внутри?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте прочитаем!«Здравствуйте, ребята! Так как вы очень умные и сообразительные, я приглашаю вас в сказочное путешествие, где я приготовила для вас интересные задания». Ну что, ребята, отправляемся?
Дети: Да!
Ориентировочный этап
Воспитатель: А полетим мы на воздушном шаре. Возьмите любой билет!
(На тарелочке приготовлены маленькие «билетики» - красные квадраты, желтые круги, зеленые треугольники, синие овалы, Пока дети берут «билеты», стульчики поставить по два, на полу рядом с каждой парой стульев положить большие геометрические фигуры – красный квадрат, желтый круг, зеленый треугольник, синий овал)
Воспитатель: Ребята! На нашем воздушном шаре есть диванчики. У каждого из них своя форма и цвет. Посмотрите на свои билеты и займите свои места.
Исполнительский этап
I «Назови цвет и форму!»
Воспитатель: (Вопрос к детям первого «диванчика):
Покажите свои билеты! 1 ребенок – какой формы твой билет? 2 ребенок - какого цвета твой билет?
Дети: Квадрат, красный.
Воспитатель: (Вопрос к детям второго «диванчика):
Покажите свои билеты! 1 ребенок – какой формы твой билет? 2 ребенок - какого цвета твой билет?
Дети: Треугольник, зеленый.
Воспитатель: (Вопрос к детям третьего «диванчика):
Покажите свои билеты! 1 ребенок – какой формы твой билет? 2 ребенок - какого цвета твой билет?
Дети: Круг, желтый.
Воспитатель: (Вопрос к детям четвертого «диванчика):
Покажите свои билеты! 1 ребенок – какой формы твой билет? 2 ребенок - какого цвета твой билет?
Дети: Овал, синий.
Воспитатель: Все назвали, пора отправляться в путь! Давайте наберем в грудь воздуха и подуем. Полетели! Хлопок в ладоши, приземлились. Первая остановка! Кладите свои билетики на стулья и становитесь в круг.
(Дети встают в круг, произносят слова).
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
II Закончи предложение! (Части суток, времена года)
Воспитатель: Что у меня в руках?
Дети: Мяч.
Воспитатель: Какой формы?
Дети: Круглый.
Воспитатель:
Правильно. Сейчас я буду каждому бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете и возвращаете мне мячик.
Воспитатель: - Спим мы ночью, а зарядку делаем…?
Дети: Утром.
Воспитатель: Завтракаем утром, а обедаем…?
Дети: Днем.
Воспитатель: Тихий час днем, а играем и идем домой…?
Дети: Вечером.
Воспитатель: Солнце светит днем, а луна…?
Дети: Ночью.
Воспитатель: Давайте хором назовем все части суток: утро, день, вечер, ночь.А теперь внимательно послушайте и назовите время года!
Воспитатель: Все вокруг белым – бело, много снега намело.
Дети:Зима.
Воспитатель: Ручейки бегут, птички поют, снег тает, когда это бывает?
Дети:Весной.
Воспитатель: Цветы цветут, солнышко сияет, бабочки порхают, когда это бывает?
Дети:Летом.
Воспитатель: Листья пожелтели, птицы улетели, урожай собирают, когда это бывает?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Правильно. Давайте хором повторим времена года: зима, весна, лето, осень.Отлично! С заданием справились.Занимайте свои места на воздушном шаре! Снова подули, подняли ветер, полетели! (Хлопок в ладоши). Мы прибыли на следующую станцию.
III Разложи предметы по форме!
(На столе– слева цилиндр, справа шар. В корзинкемяч, бутылочка, стакан, клубок ниток, банка, яблоко, коробка, банка).
Воспитатель: Ребята, назовите фигуры на столе!
Дети: Шар, цилиндр.
Воспитатель: Верно! Нужно распределить все предметы из корзинки на две группы по форме и найти лишний предмет.
Воспитатель: Алиса, возьми любой предмет и поставь его в нужное место. (Алиса берет, например, яблоко и кладет его рядом с шаром.)
Воспитатель: Алиса, почему ты положила яблоко к шару?
Дети: Яблоко круглое как шар.
Воспитатель: Миша, выбери любой предмет и поставь его в нужное место. (Миша берет, например, стакан и ставит его к цилиндру).
Воспитатель: Миша, почему ты поставил стакан к цилиндру?
Дети: Стакан по форме как цилиндр. И т.д.
Воспитатель: Ребята, какой предмет лишний?
Дети:Кубик.
Воспитатель: Почему?
Дети: Кубик другой формы.
Воспитатель: Правильно! Куб, цилиндр и шар – это геометрические тела. У куба есть углы и стороны.Цилиндр похож на валик, его можно прокатить, но можно и поставить. А шар круглой формы, без сторон и углов. Он катается.Все выполнили правильно. Пора лететь дальше! Снова подули, подняли ветер, полетели! (Хлопок в ладоши.) Мы прибыли на следующую станцию. Вставайте и рассыпайтесь как горошины. Поиграем!
IV Подвижная игра «Змейка» (Счет)
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в «Змейку», которая будет становиться все длиннее. Кто будет головой «Змейки»? (Один ребенок).
Дети:«Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу.
Хочешь быть моим хвостом?», Подходит к любому ребенку.
Дети: «Ну, конечно же, хочу!» (Встает за Ваней.)
Воспитатель: Сколько детей в нашей «змейке», посчитайте!
Дети: Два.
Воспитатель: Продолжаем! Все повторяется. Сколько детей теперь в змейке?
Дети: Три. И т.д. (Так собирается змейка.)
Воспитатель: Змейка была короткой, но с каждым человеком становится все длиннее.И с этим заданием справились! А теперь возьмите свои билетики и садитесь по два человека за парты (на каждой парте лежат соответствующие фигурки). Чтобы выполнить следующее задание, вам необходимо включить воображение.
Перспективный этап
V «Собери фигуру!»
(Приготовлены парты на 4 подгруппы, на них рабочий материал (белый картон разной формы, расчерченный и разрезанные цветные геометрические фигуры).
Воспитатель: Нужно из нескольких цветных фигурок собрать одну большую. Задание выполняется в парах.Начали!
(Когда дети все сделали, проговорить, какая фигура получилась? Какие геометрические фигуры использовали? Какого цвета? Сколько их?)
И с этим заданием справились! А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места на воздушном шаре и полетели! Ветерок! (Хлопок в ладоши). Прибыли!
Рефлексивный этап
Воспитатель: Вот мы и вернулись из нашего путешествия. Ребята, вам понравилось в волшебной стране? Маша? Саша? Даша? (Ответы детей.)
Воспитатель: А что понравилось особенно? (Ответы детей.)
Воспитатель: Какие задачки мы решали? (Ответы детей.)
Дети: Считали, играли, называли и собирали геометрические фигуры и геометрические тела, времена года и части суток)
Воспитатель: Что было сложно? (Ответы детей.)
Воспитатель: Вы постарались, и у вас все получилось. Хотите еще раз отправиться в Волшебную страну Математики? Тогда давайте вместе напишем письмо и отправим его. Скажем «спасибо» за удивительные приключения. Наше занятие окончено.
Информационные источники:
1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2023. – 176 с.
2.Давидчук А.Н. Методическое пособие. Познавательное развитие дошкольников в игре. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 96 с.
3. Прокопенко И.В. Картотека комплексов оздоровительной гимнастики для детей 4-5 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://primdou74.ru/public/users/993/PDF/090220171926.pdf (Дата обращения: 08.09.2023)
4. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет . – М.: Сфера, 2020. – 64 с.
5. Помораева И.А, Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 38 с.
6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим URL: https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf (Дата обращения: 02.09.2023).
7.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс].– Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887 (Дата обращения: 16.09.2023).
Конспект с приложением во вложении (pdf 159Kb)
Скачать вложение