Развитие основ связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста в ходе обучения творческому рассказыванию
Автор: Кроткова Мария Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад 106», г. РязаньВ статье рассматриваются основные подходы к развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста в ходе обучения творческому рассказыванию. Раскрываются этапы развития детского творчества и разные виды творческих сочинений, которые можно использовать в работе с детьми. Речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребёнка. На современном этапе в начале школьного обучения от детей уже требуется умение самостоятельно и творчески мыслить, иметь навыки коммуникативного общения. В статье представлен опыт работы по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию, который преследует возможность повышения детского речетворчества.
Воспитатели старших и подготовительных групп часто испытывают трудности в обучении детей творческому рассказыванию. Особую роль в развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста имеет формирование диалогической и монологической форм речи и, конечно, развитие коммуникативных навыков. Неумение правильно выразить свои чувства и мысли затрудняют общение детей между сверстниками и со взрослыми. Развитие коммуникативных навыков детей путём обучения их творческому рассказыванию – одно из важных направлений работы. Дайте каждому ребёнку возможность проявить свои творческие способности. И всё обязательно получится! Хочу рассказать о своих рабочих находках. Ни для кого не секрет, что речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребёнка. Поэтому в своей работе я всегда старалась уделять особое внимание развитию речи детей, так как от успешного речевого общения зависит полноценное интеллектуальное развитие и более лёгкая адаптация в социуме. Одним из наиболее ярких разделов в речевом развитии детей я выделила для себя – обучение детей старшего возраста творческому рассказыванию, в процессе которого решаются следующие задачи: развитие диалогической и монологической формы речи; составление рассказа с последовательно развивающимся действием; составление рассказов из личного опыта; формирование умения составлять небольшие рассказы и сказки творческого характера. Думаю, что всем известно о том, что мышление и речь детей развиваются параллельно. Существует высказывание Е.И. Тихееевой: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значимых по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение». Такую работу с детьми можно проводить на интересном и доступном пониманию детей тематическом материале. Краткосрочные проекты требуют всегда строгого регламента, порядка действий и хорошего знания темы. Поэтому удобнее использовать материал, разделённый на блоки.
Выделяют два варианта сочинения рассказов с литературным образцом: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев. Чаще всего дети создают контаминированные рассказы, в которых описание сочетается с сюжетным действием.
Из выше сказанного было решено провести исследование по выявлению уровня творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в старшей группе МБДОУ «Детский сад № 106» г. Рязани. Количество детей 10 человек.
Выявление уровня развития творческого рассказывания речи использовали задание из методики диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста О.С. Ушаковой «Рассказывание по серии сюжетных картинок» .
Для определения уровня развития творческого рассказывания у старших дошкольников были определены критерии, качественно и количественно характеризующие содержательную и структурную составляющие данного вида текста, разработанные в исследованиях О.С. Ушаковой. К данным критериям относились следующие:
1. композиционная целостность;
2. художественная выразительность;
3. самостоятельность в поисках образов и развитии сюжета;
4. целостность изложение мысли по поводу данного сюжета;
5. идея рассказа;
6. вариативность.
Характеристика уровней развития творческого рассказывания у детей старшей группы
I уровень – высокий (13-18 баллов). Ребенок владеет описательной, повествовательной и доказательной речью. Самостоятельно сочиняют рассказы, которые целенаправленные, имеют композиционную завершённость. В рассказе использует от 6 до 9 микротем, которые раскрываются последовательно. Используют выразительные средства, умело включают в свои сочинения знакомые стихи, пословицы, потешки. В общении проявляют инициативу, замечают речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеют богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
II уровень – средний (7-12 баллов). Ребенок не значительно владеет описательной, повествовательной и доказательной речью. При помощи сочиняют рассказы, которые имеют композиционную завершённость. В рассказе использует от 3 до 5 микротем, которые раскрываются последовательно. Стараются использовать выразительные средства, с трудностью включают в свои сочинения знакомые стихи, пословицы, потешки. В общении проявляют не значительную инициативу, не всегда замечают речевые ошибки сверстников, пытаются, исправляет их. Имеют богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
III уровень – низкий (0-6 баллов). Ребенок не владеет описательной, повествовательной и доказательной речью. Не умеют сочинять рассказы. Не используют выразительные средства, не умеют, включают в свои рассказы знакомые стихи, пословицы, потешки. В общении не проявляют инициативу, не замечают речевые ошибки сверстников, не исправляют их. Словарный запас беден. Речь не совсем чистая, грамматически неправильная, не выразительная.
Проведенная диагностика показала, что детей с высоким уровнем развития связной монологической речи не было выявлено. Причиной отсутствия детей с высоким уровнем развития речи может быть недостаточное внимание речевому аспекту при проведении занятий.
Средний уровень выявлен у 4 детей. При раскрытие темы рассказа дети старались соблюдать структуру, но рассказ был не большой по объему. Рассказы детей были от 6 до 8 предложений. У двух детей была нарушена последовательность, связность и идея рассказа. У всех детей в рассказах присутствовали в основном простые предложения. Дети самостоятельно старались придумать героев рассказа и развить сюжет.
Низкий уровень выявлен у 6 детей. При раскрытие темы рассказа дети не соблюдали структуру, рассказ был маленький по объему. Рассказы детей были до 4 предложений. В рассказах нарушена последовательность, связность, идея. Присутствовали одни простые предложения с грубыми грамматическими ошибками: пропускали предлоги, союзы, неправильно согласовывали прилагательные с существительными.
Исследование показало, что при составлении рассказов не используют выразительные средства. Рассказы состоят из простых предложений. Не всегда соблюдают композиционную целостность.
Таким образом, у детей недостаточно развита связная монологическая речь возникшие у детей в ходе констатирующего исследования, доказывают о необходимости проведения систематической и целенаправленной работы.
С детьми старшей группы я организовала эту деятельность в летний период с использованием тематики проекта «В гости к насекомым», то есть попробовала научить детей творческому рассказыванию на основе знаний о насекомых.
Каждый из нас понимает, что природа – это неиссякаемый источник для духовного богатства детей. И, конечно, их внимание не могут не привлечь бабочки, жуки, муравьи… И здесь важным приёмом является чтение художественной литературы, отгадывание загадок, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций и самая впечатляющая работа – это наблюдения за насекомыми в природе. Надо иметь в виду, чтобы дети могли самостоятельно придумать рассказ, сказку, историю, им мало знаний по содержанию. Вместе с тем дети должны иметь богатый словарный запас, безошибочно пользоваться обобщающими словами и понятиями. Для этого они должны ещё владеть структурой текста. И здесь важно провести работу со схемами, речевыми играми и упражнениями. Вся работа с детьми проходила в непринуждённой обстановке, по их желанию и настроению. Использовала творческое рассказывание детьми в индивидуальной и коллективной форме, что способствовало развитию дружеских отношений, взаимопомощи. Работу организовывала в форме игры с целью развития творческих способностей. При этом старалась дать детям пример правильной речи, научить их слушать и выражать свои мысли. Старалась активизировать творческий потенциал каждого ребёнка, именно в умении фантазировать и сочинять в придумывании рассказов по воображению. В самом начале этой работы заметила в глазах детей живой интерес, любознательность. У детей невольно появился интерес к художественно-речевой деятельности. Детей так увлекла эта деятельность, что невольно к ней присоединились родители воспитанников. В свободные минуты в семье дети тоже придумывали необычные истории в сказках и рассказах про насекомых, родители их старательно записывали, а потом приносили их в детский сад. Поэтому у каждого ребёнка в результате получилась небольшая самодельная книжка с их творчеством. С помощью оформления книжек наклейками с изображением насекомых детские книжки становились ярче и выразительнее. Результатом нашей работы стал «Читательский клуб маленьких писателей», который мы с детьми организовали в завершении летнего периода с приглашением родителей. В доброжелательной обстановке взрослыми читались детские творческие рассказы и сказки. Все получили огромное удовольствие и хорошее настроение.
С детьми подготовительной группы я решила продолжить работу по обучению их творческому рассказыванию. Для всех нас не секрет, что чтение книг развивает воображение ребёнка. Тем более, если книга хорошо иллюстрирована, то значит, что картинок в ней достаточно. А это ведёт ребёнка к более полному оживлению образов героев сказок в сознании ребёнка. Дети как бы «дорисовывают» картинки в своём воображении. Данную работу я попробовала построить на произведениях великого русского поэта А.С. Пушкина. Именно высокохудожественные образцы детской литературы учат мудро мыслить и ясно излагать. Слушая выразительное чтение, дети сами начинают говорить красиво и эмоционально рассказывать о том, что взволновало и тронуло их душу, задело её самые чувствительные струны. Учатся слушать других и говорить с другими. Проект получился длительностью в пять недель. В начале каждой недели во вторую половину дня с детьми читали сказку или смотрели мультфильм по сказке Пушкина, рассматривали иллюстрации в детских книжках, знакомились с устаревшими словами и выражениями. А в последующие дни занимались творческим рассказыванием. Напоминала детям о придумывании сказок и рассказов самостоятельно, не повторяясь за другими детьми. Учила проявлять инициативу в общении – делиться впечатлениями со сверстниками, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы полными предложениями, аргументировать их. Особое внимание уделяла связной, преимущественно диалогической речи. Считаю, что, таким образом, дети получали целостное представление по предложенной теме и легко овладевали навыками творческого рассказывания.
В обучении детей творческому рассказыванию старалась закреплять представление о композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка). Так же учила детей придумывать точное название рассказа или сказки, давать характеристику персонажам, их действиям. Составленные детьми рассказы или сказки, я так же старалась записывать. Позже, прослушивая такие записи, дети учились анализировать, находить речевые ошибки и исправлять их. А ещё позже мы оформили большую книжку-самоделку «Лукоморье», в которую поместили детские рассказы и сказки, рисунки и аппликации, созданные трудом самих детей. Важно отметить, что в такой деятельности участвовали все дети, независимо от их жизненного и речевого опыта.. Надо отметить, что параллельно решаются эстетические задачи – развивается художественное восприятие, формируются выразительность и образность речи. Особое внимание уделяла формированию связной, преимущественно диалогической речи. Итог. Надо отметить, что такая деятельность с детьми получилась очень насыщенной, в ходе которой были решены главные цели – дана детям возможность творить, придумывать, создавать и владеть речемыслительной деятельностью. Параллельно решались эстетические задачи – развивается художественное восприятие, формируются выразительность и образность речи.
Список литературы:
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» – Москва: Академия, 2018. – 445 с.
2. Гризик, И.В. Приёмы обучения творческому рассказыванию. Дошкольное воспитание. – Москва: Просвещение, – 2014. – 31 с.
3. Развитие связной речи у дошкольника: Развитие связности детской речи (от речи ситуативной к контекстной) / А. М. Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост.: М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., 2000. – С. 358–369.
4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – Питер, 2013. – 712 с.
5. Методика развития речи детей дошкольного / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 287 с.
6. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/М.М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва: Изд. центр «Академия», 1997. – 399 с.
Скачать вложение