РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Рекомендации по оценке предпочтений обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Автор: Перминова Юлия Сергеевна, Чикалкина Елена Романовна, учителя-дефектологи ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»» г.Рязань

Аутизм (расстройства аутистического спектра, РАС) — нарушение развития нервной системы, характеризующееся трудностями в социальном взаимодействии, вербальном и невербальном общении, а также наличием повторяющегося поведения, ограниченных интересов, гипер- или гипочувствительность к сенсорным стимулам, а также настойчивое стремление к одинаковости или строгому соблюдению распорядка [4].

Эти признаки аутизма проявляются, нарушениями в двух сферах:

1.    Трудности с социальным взаимодействием и общением (сниженная способность инициировать и поддерживать социальное взаимодействие, социальную коммуникацию).

2.    Ограниченные, повторяющиеся и негибкие модели поведения и интересов.

Часто данная категория детей и подростков не мотивирована на обучение и испытывает значительную сенсорную перегрузку, что приводит к выраженным поведенческим нарушениям. Из-за искаженного восприятия, обучающиеся с РАС, не имеют мотивации ко многим видам деятельности, у них нет понимания необходимости вещей и интереса к ним. Данные нарушения проявляются в образовательных, поведенческих, коммуникативных и речевых сферах деятельности.   

Поощрение обучающихся с расстройствами аутистического спектра служит стимулирующим подкреплением их деятельности, которое необходимо для развития нужных навыков и преодоления вышеперечисленных нарушений. Для того, чтобы обучающиеся выполняли инструкции и действия, которые требуют специалисты и родители, следует найти для них мотивацию. Без неё процесс обучения трудно доступен.    Создание мотивирующей среды, учитывающей специфические интересы и особенности обучающихся с РАС, будет способствовать преодолению данных трудностей.

Создание мотивирующей среды включает:

-      эмоциональный контакт;

-      толерантное, доброжелательное отношение со стороны всех участников образовательного процесса, обеспечивающее эмоциональный комфорт;

-      предупреждение и избегание ситуаций, вызывающих сенсорную перегрузку;

-      использование в процессе обучения дидактических и учебных материалов, видов деятельности, к которым обучающиеся с РАС испытывают интерес;

-      дополнительное поощрение и использование предпочтений.

Таким образом, создание мотивирующей среды, применяется как эффективный инструмент воздействия на обучение, коммуникацию и социализацию обучающихся с РАС. 

Оценка предпочтений.

Оценка предпочтений – это форма оценки реакций обучающегося на тот или иной мотивационный стимул.

Цель тестирования предпочтений – выявление тех предметов, еды/напитков или видов активности, которые будут побуждать (мотивировать) обучающегося на выполнение заданий [7].

Методы оценки предпочтений:

1. Наблюдение:

- неструктурированное;

- структурированное.

2. Анкеты, опросники.

3. Систематическое тестирование:

- одиночный стимул;

- выбор из пары;

- выбор из множества (с возвращением, без возвращения).

Данные методы, позволяют понять, что может быть использовано в роли усилителя, помогающего эффективно формировать новые навыки и поведение.


Литература

1.    Мелешкевич О., Эрц Ю. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с РАС.  Издательский дом «Бахрах-М», 2018.

2.    Нигматуллина И.А., Иванова О.А., Сазонова А.Ю., Диярова И.В. «Прикладной анализ поведения в работе с детьми и  их родителями», учебно-методическое пособие, 2022 г.

3.    Новейший философский словарь. Издательство: Книжный дом,

2003 г. 

              Полный текст статьи во вложении (pdf 250kb)            



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru