Рекомендации по оценке предпочтений обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Автор: Перминова Юлия Сергеевна, Чикалкина Елена Романовна, учителя-дефектологи ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»» г.РязаньАутизм (расстройства аутистического спектра, РАС) — нарушение развития нервной системы, характеризующееся трудностями в социальном взаимодействии, вербальном и невербальном общении, а также наличием повторяющегося поведения, ограниченных интересов, гипер- или гипочувствительность к сенсорным стимулам, а также настойчивое стремление к одинаковости или строгому соблюдению распорядка [4].
Эти признаки аутизма проявляются, нарушениями в двух сферах:
1. Трудности с социальным взаимодействием и общением (сниженная способность инициировать и поддерживать социальное взаимодействие, социальную коммуникацию).
2. Ограниченные, повторяющиеся и негибкие модели поведения и интересов.
Часто данная категория детей и подростков не мотивирована на обучение и испытывает значительную сенсорную перегрузку, что приводит к выраженным поведенческим нарушениям. Из-за искаженного восприятия, обучающиеся с РАС, не имеют мотивации ко многим видам деятельности, у них нет понимания необходимости вещей и интереса к ним. Данные нарушения проявляются в образовательных, поведенческих, коммуникативных и речевых сферах деятельности.
Поощрение обучающихся с расстройствами аутистического спектра служит стимулирующим подкреплением их деятельности, которое необходимо для развития нужных навыков и преодоления вышеперечисленных нарушений. Для того, чтобы обучающиеся выполняли инструкции и действия, которые требуют специалисты и родители, следует найти для них мотивацию. Без неё процесс обучения трудно доступен. Создание мотивирующей среды, учитывающей специфические интересы и особенности обучающихся с РАС, будет способствовать преодолению данных трудностей.
Создание мотивирующей среды включает:
- эмоциональный контакт;
- толерантное, доброжелательное отношение со стороны всех участников образовательного процесса, обеспечивающее эмоциональный комфорт;
- предупреждение и избегание ситуаций, вызывающих сенсорную перегрузку;
- использование в процессе обучения дидактических и учебных материалов, видов деятельности, к которым обучающиеся с РАС испытывают интерес;
- дополнительное поощрение и использование предпочтений.
Таким образом, создание мотивирующей среды, применяется как эффективный инструмент воздействия на обучение, коммуникацию и социализацию обучающихся с РАС.
Оценка предпочтений.
Оценка предпочтений – это форма оценки реакций обучающегося на тот или иной мотивационный стимул.
Цель тестирования предпочтений – выявление тех предметов, еды/напитков или видов активности, которые будут побуждать (мотивировать) обучающегося на выполнение заданий [7].
Методы оценки предпочтений:
1. Наблюдение:
- неструктурированное;
- структурированное.
2. Анкеты, опросники.
3. Систематическое тестирование:
- одиночный стимул;
- выбор из пары;
- выбор из множества (с возвращением, без возвращения).
Данные методы, позволяют понять, что может быть использовано в роли усилителя, помогающего эффективно формировать новые навыки и поведение.
Литература
1. Мелешкевич О., Эрц Ю. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с РАС. Издательский дом «Бахрах-М», 2018.
2. Нигматуллина И.А., Иванова О.А., Сазонова А.Ю., Диярова И.В. «Прикладной анализ поведения в работе с детьми и их родителями», учебно-методическое пособие, 2022 г.
3. Новейший философский словарь. Издательство: Книжный дом,
2003 г.
Полный текст статьи во вложении (pdf 250kb)
Скачать вложение