РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Россия – Родина моя!

Автор: Крысина Ирина Викторовна, воспитатель МДОУ «Детский сад №1» муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Патриотическое воспитание следует начинать с дошкольного возраста. Именно в эти годы у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. Яркие воспоминания и впечатления, которые связаны с формированием патриотизма, сделают детей защитниками своей Родины.

Основная идея методической разработки – привить детям любовь к Родине (будь то страна, город или село), чувство патриотизма и гордость за место, в котором они родились, в котором живут.

Теоретические положения:

– патриотическое воспитание важно для каждой личности, особенно в дошкольном возрасте;

– ценностно-ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней;

– средствами в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно- поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания;

– при систематическом патриотическом воспитании у дошкольников формируется чувство патриотизма, ощущение сопричастности к Родине, ее истории, культуре и традициям.

Новизна методической разработки: в разработке использован комплекс методических приемов, позволяющий качественно и полно воспитать чувство патриотизма у дошкольников.

Воспитание патриотических чувств у дошкольников представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Это обеспечивает связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания ребенка.

В общей системе воспитательной и образовательной работы детского сада нравственно-патриотическое воспитание занимает очень большое место, поэтому основы, заложенные в детском саду, помогут успешно решить главную задачу – быть необходимым гражданином и патриотом для своего города, своей страны, Родины.

Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

Обучающие: 

  • Систематизировать знания детей о России. Закрепить знание детей о Москве – столице России, о государственной символике: гербе и гимне, флаге РФ (о значении цветов Российского флага). Уточнить представление детей о главе российского государства, президенте РФ.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать внимание, память, умение вести диалог, поддерживать непринужденную беседу.

  • Активизировать словарь детей: столица, россияне, Родина, Россия, флаг, герб, гимн, Москва, президент.

Воспитательные:

  • Воспитывать: патриотические чувства по отношению к своей стране и к родному краю, уважительное отношение к государственным символам России.

Демонстрационный и раздаточный материал:

Ноутбук, интерактивная доска, презентация «Россия – Родина моя», глобус, карта России, изображения президента РФ, герба и флага. Белые листы, цветные и простые карандаши, ластики.

Предварительная работа:

Беседы на темы «Наша страна – Россия», «Главный город нашей страны», беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине;

рассматривание глобуса, фотографий городов и рек;

рассматривание живописных произведений о Родине, д/и «Найди свой флаг», «Узнай наш герб»;

сюжетно-ролевые игры «Мы строим город», «Путешествия по городу»; о Москве;

прослушивание гимна России.

Методические приёмы:

словесный – беседа (чтение стихов, пословиц и поговорок);

наглядный – демонстрация (рассматривание);

игровой – д/и;

практический – выполнение заданий.

Ход занятия

1. Мотивационный этап.

Воспитатель: «Сегодня у нас будет очень интересное занятие. Но сначала….

А теперь вставайте к кругу,

Слева друг и справа друг.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький цветок!

Мы живём в родном краю,

Любим Родину свою!»

2. Ориентировочный этап.

Воспитатель: «Скажите, какая страна является для нас с вами Родиной?»

Дети: «Россия»

Воспитатель: «Наша Родина – Россия – самая большая страна в мире. Много людей живёт в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьёй, помогают друг другу.

На карте мира не найдёшь тот дом,

В котором ты живёшь,

И даже улицы родной мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём,

Свою страну – наш общий дом»

Звучит музыка «Родина моя» (автор О.Дубова)

Воспитатель: «О чем говорилось в песне?»

Дети: «О Родине»

Воспитатель: «А что такое Родина?»

Дети: «Родина – значит родная, место, где мы родились»

Воспитатель: «Наша Родина имеет звучное имя – Россия, за свое могущество и величавость. Про нашу Родину можно сказать еще очень много красивых слов, давайте вместе, передавая в руки друг друга вот это сердечко, расскажем, какая наша Родина – Россия?»

Дети: «Милая, красивая, единственная, сильная, дорогая, хорошая, чудесная…»

3. Исполнительский этап.

Воспитатель: «Слово «Родина» звучит так тепло, есть слова близкие по звучанию, например: родной, а вы знаете такие слова?»

Дети: «Родненький, родимый, род, родовой, родня, народ, народный, родинка, родитель, рождение, родиться, родственный».

Воспитатель: «Все слова, которые мы сейчас назвали – это слова – родственники, родственные»

Воспитатель: «Теперь поиграем в игру «Закончи предложение»»

Воспитатель: «Наша страна называется…»

Дети: «Россия»

Воспитатель: «Граждане России называются …»

Дети: «Россияне»

Воспитатель: «Президент России…»

Дети: «Владимир Владимирович Путин»

Воспитатель: «Кто выбрал президента России»

Дети: «Президента России выбрал народ»

Воспитатель: «Что такое патриотизм?»

Дети: «Патриотизм – это умение защищать Родину.

Патриотизм – это любовь, верность, преданность к своей Родине»

Воспитатель: «Столица России…»

Дети: «Столица России – Москва»

Воспитатель: «Почему Москва является столицей нашей Родины?»

Дети: «В городе Москва живут и работают наш президент и правительство»

Воспитатель: «Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя»

Пальчиковая гимнастика «Москва»

Город чудный, город древний (хлопок и кулачок)

Ты вместил в свои концы… (хлопок и кулачок)

И посады, и деревни (по очереди сгибают пальцы)

И палаты, и дворцы.

На твоих церквях старинных,

Возрастают дерева.

Глаз не схватить улиц длинных,

Это матушка Москва (разогнуть пальцы).

Воспитатель: «Я называю начало пословицы, а вы должны её закончить»

Словесная игра «Продолжи пословицу «Человек без Родины… ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ.

Родина мать - … УМЕЙ ЕЁ ЗАЩИЩАТЬ.

Нет в мире краше. РОДИНЫ НАШЕЙ.

Где родился… ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ.

За горами хорошо песни петь… А ЖИТЬ ЛУЧШЕ ДОМА.

Тот герой, … КТО ЗА РОДИНУ ГОРОЙ.

Воспитатель: «В давние, в давние времена за Родину горой стояли богатыри, они охраняли земли от врагов»

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встанем – раз, два, три (дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показывают силу)

Мы ладонь к глазам приставим (правую руку подносят козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваемся вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево)

И налево надо тоже поглядеть из – под ладошек,И направо, и ещё, через левое плечо.

Дружно встанем – раз, два, три (встали ровно, выпрямили спинки)

Мы теперь богатыри!

Воспитатель: «У каждой страны есть 3 обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь. Есть такие символы и у России.

Назовите, какие государственные символы вы знаете?»

Дети: «Гимн»

Воспитатель: «А что такое гимн и когда он исполняется?»

Дети: «Гимн – это главная песня страны. Она исполняется в особо торжественных случаях. Слушать гимн нужно стоя, сняв головной убор, проявляя уважение (например, на Олимпиаде)»

Воспитатель: «А теперь поговорим о флаге. Где можно увидеть российский флаг?»

Дети: «На кораблях, самолётах, зданиях, на соревнованиях, в дни государственных праздников»

Игра «Найди флаг России среди флагов других стран»

Воспитатель: «Флаг у нас прекрасный –

Бело – сине – красный!

А что обозначают цвета нашего флага?»

Ребёнок читает стихотворение:

«Белый – мир и чистота,

Синий – верность, небеса.

Красный – мужество, отвага.

Вот цвета родного флага!»

Воспитатель: «На гербе России изображён Золотой двуглавый орёл со скипетром и державой.

Воспитатель: «А теперь поиграем в игру»

Игра «Найдите герб нашей страны».

Воспитатель: «Есть у России и неофициальные символы, характерные только для нашей страны. Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет, что – то своё, очень, очень родное.

Вспомните эти символы»

Дети: «Берёзка, матрёшка, ромашка»

Воспитатель: «Белоствольная берёзка – нет нигде больше такой красавицы.

Ромашка – любимый всеми нами цветок.

Матрёшка – самая популярная русская игрушка, с ней играют дети в разных уголках планеты»

Воспитатель: «Каждый из нас имеет свой день рождения. А вы знаете, когда день рождения нашей родины – России?»

Дети: «12 июня»

Воспитатель: «Верно, 12 июня – день России, вся страна в этот день празднует. Воспитатель: какая же замечательная традиция существует в день рождения?»

Дети: «Дарить подарки»

Воспитатель: Правильно. Поэтому давайте нарисуем рисунки для нашей Родины.

Дети выполняют рисунки, звучать спокойные русские народные песни.

Воспитатель в процессе рисования контролирует, напоминает о распределении своего замысла и сюжета по всему листу.

Воспитатель: «Мы гордимся нашей страной, переживаем вместе с ней горе и радости, стремимся сделать её сильной и богатой, крепкой и могучей.

Вы все большие молодцы, нарисовали прекрасные рисунки.

Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне. Народ очень мудрый, терпеливый, добрый и дружный.

Скажем вместе и запомним слова пословицы:

«Если дружба велика – будет Родина крепка!»

Выставка работ.

Воспитатель: «О чём мы сегодня говорили?»

Дети: «О нашей Родине, о России»

Воспитатель: «Что узнали о ней?»

Дети: «Узнали о символах: гимне, гербе, флаге, дне рождения нашей Родины»

Воспитатель: «Что мы сегодня еще делали?»

Дети: «Рисовали подарки для России».

4. Рефлексивный этап.

Воспитатель: «Ребята, я думаю, что, всё о чём мы сегодня с вами говорили, вы запомните и будете любить свою Родину, держаться вместе, помогать друг другу. А теперь пройдите к своим столам: закрасьте свою матрёшку цветным карандашом: синим – кому было трудно справиться с заданиями и вопросами, если испытывали затруднение – зелёным, а кому было легко – красным.»

5. Перспективный этап.

Воспитатель: наше занятие подошло к концу. Где мы сегодня были? (путешествовали по родной стране).

О чем вы узнали в путешествии? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).

Сегодня вы много узнали о нашей Родине, правда? (Ответы детей).

Спасибо всем. Наше занятие закончено.

Литература: 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 (с изм. От 08.11.2022 г.)

2. Бабенко Е.М. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания дошкольников и младших школьников // Профилактика зависимостей. – 2020. – № 1 (21). – С. 121-124.

3. Дегтева Е.А. Особенности и педагогические условия воспитания патриотических чувств старших дошкольников // Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в современном информационно-образовательном пространстве: Всероссийский сборник научно-методических статей. – Челябинск: Издательский центр «Титул», 2021. – С. 52-56.

4. Лукьянова С.Е. Программа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Как не любить тебя, о, Родина, моя!» // Интернаука. – 2018. – № 14-1 (48). – С. 66-71.

5. Мухина Т.А. Использование современных образовательных технологий в ДОО посредством духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: материалы XVI Международной научной конференции, Москва-Иваново-Шуя, 25–26 октября 2023 года. – Москва-Иваново-Шуя: Ивановский государственный университет, 2023. – С. 185-187.

6. Орлова С.П. Патриотическое воспитание старших дошкольников в системе воспитания в ДОУ // Актуальные исследования. – 2023. – № 50-4 (180). – С. 105-107.



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru