Русская народная сказка «Каша из топора»
Автор: Гасанова Надежда Александровна, воспитатель МБОУ Можарская СОШКонспект занятия для детей 5-6 лет по речевому развитию.
Цель:
- Познакомить детей с русской народной сказкой «Каша из топора» с помощью приема развития литературной речи.
- Способствовать развитию диалогической речи.
- Воспитывать доброжелательное и отзывчивое отношение друг к другу.
Задачи:
- Способствовать развитию слухового восприятия устного текста.
- Формировать способность поддерживать разговор.
- Создание условий для патриотического воспитания.
- Способствовать в развитии умения осмысления, оценивания и правильности выражения своих мыслей.
Предварительная работа:
1. Рассказать детям кто такие солдаты.
2. Показать дидактические картинки о солдатах.
3. Прослушивание военной музыки.
4. Организовать виртуальную экскурсию в музей топора.
5. Обогатить словарный запас детей пословицами. (Приложение 1)
6. Организовать экскурсию на кухню, мастер-класс от повара по приготовлению каши.
Ход занятия:
Старый солдат шел на побывку. (Как вы думаете, где служил этот солдат? - На флоте; на границе; он ездил на танке)
Притомился в пути, есть хочется. Дошел до деревни, постучал в крайнюю избу. (А почему именно в крайнюю избу постучал солдат? – Потому что он устал, у него не было сил)
- Пустите отдохнуть дорожного человека. (А почему же дорожного? – Потому что он шел по дороге; потому что он долго шел)
Дверь отворила старуха.
- Заходи, служивый.
- Нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сироткой.
- Ох, добрый человек и сама сегодня еще ничего ела: нечего. (Почему так ответила ему старуха, как вы думаете? - Потому что она забыла, что у нее всего много; потому что она была жадная)
- Ну нет так нет, - солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор. (А какой топор мог лежать под лавкой? - Железный; кованый; резной)
- Коли нет ничего иного, можно сварить кашу из топора. Хозяйка руками всплеснула:
- Как так из топора кашу сварить? (А из чего можно сварить кашу? - Из молока; из воды; из крупы)
- А вот так, давай-ка котел.
Старуха принесла котел, солдат вымыл топор, (А зачем солдат помыл топор? - Потому что он был грязный; потому что все нужно мыть) опустил в котел, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата смотрит, глаз не сводит. (А почему же старуха с солдата глаз не сводит? - Потому что она не понимает как можно сварить кашу из топора)
Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
- Ну как? – спрашивает старуха.
- Скоро будет готова, - солдат отвечает, - жаль вот только, что посолить нечем.
- Соль то у меня есть, посоли. Солдат посолил, и снова попробовал.
- Хороша! Ежели бы сюда горстку крупы! Старуха принесла откуда то мешочек крупы. (Ребята, а вы какие крупы знаете? - Рисовая; гречневая; манная; пшенная. - А какую крупу принесла старуха для каши, как вы думаете?)
- Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.
- Ох, и каша хороша! - облизнулся солдат. – Как бы сюда да чуток масла –было б и вовсе объеденье. Нашлось у старухи и масло. (А какое бывает масло? А из чего делают масло? А какое масло добавляют в кашу?)
Сдобрили кашу.
- Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся, за ложку: станем кашу есть!
- Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, - дивиться старуха. (А что это за добрая каша такая у них получилась? - Вкусная, сладкая)
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
- Служивый! Когда ж топор будем есть? (А можно ли съесть топор? - Нет. - А почему? - Потому что он не съедобный)
- Да видишь он не уварился, - где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю (А когда завтракают? - Утром). Тот час припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошел в иную деревню. (А в какую «иную» как можно еще сказать? – В другую деревню)
Вот так солдат и кашу поел и топор унес!
Рефлексия: Какую сказку мы прочитали? Про кого была эта сказка? А кто еще был в этой сказке? Понравилась вам сказка? А что в этой сказке вам понравилось больше всего?
- Ребята, а в чем же заключается смысл этой сказки? А в том, что с помощью смекалки и нестандартного мышления, можно решить самые неожиданные жизненные задачи.
Литература:
1. Русские сказки малышам. - Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2009.-144с., (серия «Любимые сказки малышам»)
Полный вариант статьи с приложением во вложении (docx, 17KB)
Скачать вложение