Скворечник для птиц
Автор: Парсалова Светлана Анатольевна, Субботина Татьяна Васильевна, Артамонова Вера Александровна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №121», г. Рязань.Конспект занятия по аппликации в средней группе.
В. Сухомлинский сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Одним из самых любимых видов творчества у детей-дошкольников является аппликация. Освоение этого вида изобразительной техники происходит последовательно, но особое значение придаётся работе с детьми средней группы (4–5 лет), так как в этом возрасте малыши, с одной стороны, закрепляют начальные навыки формирования композиции поделки, а с другой — овладевают новым важным умением работать с ножницами.
Данное занятие на тему: «Скворечник» для детей 4-5 лет, направленно на развитие умения создавать предмет из отдельных геометрических форм.
Цель: организовать деятельность детей, направленную на создание композиции из отдельных геометрических форм.
Задачи:
Создать условия:
- для закрепления геометрических форм частей скворечника (прямоугольная, круглая, треугольная);
- закрепления умения детей разрезать квадрат по диагонали на два треугольника;
- для закрепления умения наклеивать части скворечника в определенной последовательности;
- для развития мелкой моторики, воображения.
Предварительная работа:
- Беседа о весне, о перелетных птицах, о жизни птиц;
- Рассматривание картин о весне, о птицах.
- Прослушивание аудиозаписей с голосами птиц, песен «Весною» (муз. С. Майкапара, «Подснежники» (муз. Ю. Калинникова) и другие.
- Чтение рассказов: Л. Толстой «Птица свила гнездо», «Пришла весна», стихотворений: А. Плещеев «Весна».
- Подвижные игры: «Займи скворечник», «Птички и автомобиль», «Кот и птички», и другие.
- Наблюдение за изменениями в природе, за птицами на прогулке.
Материалы и оборудование: скворечник, картинка с изображением скворца, весны, аудиозаписи (пение скворца), магнитофон, листы с силуэтом дерева, тарелки с заготовками для скворечника, ножницы, клей, розетки для клея, кисточки, клеёнки, салфетки, подставки для кисточек.
Ход занятия
Мотивационный этап
Воспитатель: Какое радостное доброе утро! Давайте улыбнемся и поздороваемся друг с другом!
Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте о каком времени года говориться в этой загадке.
Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла ….
Дети: Весна.
Воспитатель: Ребята, а какое у нас сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Какие признаки весны вы знаете?
Дети: Тает снег, светит теплое солнце, появляются проталины, подснежники, бегут ручьи, прилетают перелётные птицы.
Ориентировочный этап
Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам прилетел скворец, и принес письмо, давайте его прочитаем.
Запись Скворца «Здравствуйте, ребята, вот и наступила долгожданная весна, я скворец-удалец первый прилетел из теплых краев, уже успел заселиться в новый домик, но скоро прилетают мои друзья - скворцы, а домиков для них больше нет. А без домиков они не смогут вывести маленьких скворчат. Ребята, помогите нам, пожалуйста. Скворец-удалец».
Воспитатель: Ребята, как можно помочь скворцам?
Дети: Построить домики.
Воспитатель: А как называется домик для скворца?
Дети: Скворечник
Воспитатель: У нас есть такой настоящий скворечник, давайте рассмотрим его. Стенка скворечника, какой формы?
Дети: Прямоугольной.
Воспитатель: А крыша, какой формы?
Дети: Треугольной.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, как называется отверстие, куда залетают птички?
Дети: Нет.
Воспитатель: Этот вход называется – леток, потому что скворцы в него влетают и вылетают. Давайте скажем все вместе. Какой формы леток?
Дети: Круглой.
А это полочка, на ней сидят скворцы, какой формы?
Дети: Прямоугольной.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте представим, что мы с вами скворцы.
Физкультминутка «Скворцы»
Ну-ка, птички, полетели - Дети медленно бегут друг за другом.
Полетели и присели,- Медленно приседают.
Поклевали зернышки, - Двигают носом сверху вниз.
Поиграли в полюшке, - Кружатся на месте.
Водичку попили, - Двигают носом сверху вниз.
Перышки помыли, - Ставят руки на пояс, двигают локтями.
В стороны посмотрели, - Смотрят по сторонам.
И на стулья тихо сели.
Исполнительский этап
Воспитатель:Скворечники у нас будут необычные, из бумаги. Внимательно смотрите, как мы будем делать.
Воспитатель: У меня на подносе части скворечника. И есть такое дерево, на него мы и повесим наш скворечник.
Воспитатель: Смотрите, ребята, сначала я беру коричневый прямоугольник, это стенка скворечника. Сейчас я намажу клеем и приклею к стволу дерева на середину, вот так, прижимаю салфеточкой, чтобы убрать лишний клей.
Воспитатель: Затем надо сделать крышу. Давайте вспомним, какой формы крыша скворечника?
Дети: Треугольная.
Воспитатель: Но у меня нет треугольника, только есть квадрат красного цвета. И, как же быть? Что надо сделать с квадратом, чтобы получился треугольник?
Воспитатель: Складываю квадрат по диагонали, с уголка на уголок, как платочек, сглаживаю линию сгиба пальцем, открываю квадрат , беру ножницы и разрезаю по линии сгиба. У меня получились два треугольника, один использую для крыши, другой откладываю в сторонку. Намазываю клеем и аккуратно приклеиваю крышу прямо на скворечник, не оставляя промежутка, чтобы не попал дождик в скворечник.
Воспитатель: Затем надо сделать окошечко – леток. Давайте вспомним, какой формы леток? (круглой, какого цвета? (желтого). Из какой геометрической фигуры можно получить круг? (Из квадрата, срезая уголки) и наклею посередине на стенку скворечника, вот так. И, последним беру полочку, она черного цвета, прямоугольной формы, наклеиваю точно под входом. Вот какой скворечник получился, прямо дворец!
Воспитатель: Прежде чем, начать работу, давайте вспомним правила безопасности работы с ножницами.
Дети: Не размахивать ножницами, чтобы не поранить кого-либо, держать ножницы прямо от себя, концы ножниц смотрят вниз, не раскрывать их широко (воспитатель показывает), при работе надо следить за пальцами руки, в которой держите деталь, закончив работу, надо закрыть ножницы и положить их на стол окошками- колечками на себя.
Воспитатель: Ребята, перед вами на столе находится всё необходимое для того, чтобы смастерить скворечник. Но сначала сделаем весёлую гимнастику для пальчиков. Приготовились?
Пальчиковая гимнастика
Сжали ручки в кулачок,
Положи на бочок,
Распрями ладошки,
Поиграй немножко!
Воспитатель: Итак, приступайте к работе. Нужно быть внимательными и работать аккуратно, чтобы дом для птиц был красивым.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей. Звучит музыка П.И. Чуковского из цикла «Времена года» «Март», «Апрель».
Рефлексивный этап
Воспитатель: Замечательные скворечники у вас получились. Посмотрите, какие они красивые, аккуратные. Ребята, вам понравились ваши скворечники? Вы все молодцы, помогли скворцу и его друзьям.
Перспективный этап
Воспитатель: Дети, сегодня, когда придёте домой, расскажите родителям, чем вы сегодня занимались на занятие. Есть ли у вас во дворе дома на деревьях скворечник. Рассмотрите, какой он, завтра расскажите друг другу.
Литература:
1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми: Мозаика-Синтез; Москва; 2021 – 97с.
Скачать вложение