Социально – психологическая адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Автор: Абрамкина Алла Сергеевна, педагог-психолог, МБДОУ "Детский сад №91", г. РязаньСценарий родительского собрания (Из опыта работы)
Пояснительная запискаЦель: создать условия для распространения педагогического опыта, знаний среди родителей по проблеме адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду, выработать умения и навыки у родителей, способствующие успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Задачи:
1. Познакомить родителей друг с другом.
2. Настроить родителей на доброжелательные отношения, на непринуждённое общение.
3. Рассказать и показать родителям презентацию на тему: «Социально – психологическая адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада».
4. Познакомить родителей с результатами их анкетирования по адаптации ребенка к условиям семьи и прогнозом адаптации их ребенка к саду.
5. Повысить педагогическую компетентность родителей с помощью активных форм работы с ними.
Объект: педагогическая компетентность родителей детей младшего дошкольного возраста.
Предмет: знания, умения и навыки родителей детей младшего дошкольного возраста, способствующие успешной социально – психологической адаптации ребенка к условиям детского сада.
6. Гипотеза: повышение педагогической компетентности родителей, выработка у них знаний, умений и навыков с помощью активных форм работы с ними способствует успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Форма проведения: собрание с элементами тренинга.
Состав родительского собрания: педагог – психолог, родители и воспитатели группы.
Предварительная работа:
Провести анкетирование родителей группы по адаптации ребенка к условиям семьи, сделать обработку анкет. Подготовить презентацию и весь материал к собранию, написать конспект собрания.
Материал:
Конспект занятия, флешка с презентацией на тему: «Социально – психологическая адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада» и записью музыки песни «Калинка – малинка» к игре «Друг – дружке», ручки, стаканчики под ручки, цветные кленовые листочки, вырезанные из бумаги, бейджики для родителей в форме бумажных ромашек двух цветов и булавки к ним, два бланка к игре «Вопрос – ответ» (см.: Приложение 1), два стола, анкета для родителей (см.: Приложение 2), памятки для родителей (см.: Приложение 3), мяч, компьютер, стенд, проектор.
I. Введение.
Педагог – психолог представляет себя, объявляет тему собрания, сообщает необходимую дополнительную информацию родителям.
1.1 Знакомство. Игра - приветствие «Давайте познакомимся».
Цель: познакомить родителей друг с другом.
1.2 Разминка. Игра «Друг – дружке».
Цель: "разогрев" участников, снятие напряжения, настрой на работу.
II. Основная часть.
2.1 Краткое выступление педагога – психолога по теме собрания (введение в проблему).
2.2 Рассказ и показ презентации на тему: «Социально – психологическая адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада». (18 слайдов). В процессе показа слайдов родители знакомятся с результатами анкетирования по адаптации ребенка к условиям семьи и играют в игру «Вопрос – ответ», разделившись на две команды вместе с воспитателями группы.
2.3 Релаксация. Упражнение «Передай маску»
Цель: разминка для мышц лица, снятие мышечного напряжения.
III. Заключительная часть.
3.1.Подведение итогов собрания, вручение памяток.
3.2.Рефлексия. Упражнение «Отзывы»
(родители пишут свои отзывы о собрании на цветных кленовых листочках).
Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.
3.3.Ритуал прощания. Игра «Разведчики».
Цель: развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива родителей.
Ход проведения собрания.
I. Введение.
Педагог – психолог – Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей встрече, на первом родительском собрании. Меня зовут…Сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с вами, а также обсудить важную проблему адаптации ребёнка к детскому саду.
1.1 Знакомство. Игра - приветствие «Давайте познакомимся».
Педагог – психолог: - Встаньте, пожалуйста в круг. Я предлагаю Вам поиграть в игру «Давайте познакомимся». Для игры нам понадобится мячик. Мячик мы будем передавать по кругу. Тот, у кого в руках окажется мячик должен представиться, назвать своё имя и отчество и сообщить, чья или чей Вы папа (мама). Затем прибавить одно прилагательное, характеризующее вашу семью (например, спортивная).
1.2 Разминка. Игра «Друг - дружке».
Педагог – психолог: - Уважаемые родители! Сейчас Вы будете свободно перемещаться по комнате и по сигналу «Друг к дружке» встанете в пары и будете «здороваться» той частью тела (локтями, коленками, спинками, руками), которую я назову». Игра сопровождается музыкой к песне «Калинка – малинка».
II. Основная часть.
2.1.Педагог – психолог: - Уважаемые родители! Проблема социально – психологической адаптации младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения является одной из актуальных, не только для системы образования, но и, прежде всего, для вас, родителей. Младший дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья и интеллекта ребёнка, а это начальное звено единой непрерывной системы обеспечения психофизического благополучия ребёнка. Большинство исследований показывают важность успешной социально – психологической адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Позитивный опыт посещения дошкольного учреждения обеспечивает всестороннее развитие ребенка, способствует повышению его адаптационных возможностей и обеспечивает оптимальные условия для раскрытия его индивидуальности. Однако негативный опыт посещения дошкольного учреждения может усложнить процесс привыкания к детскому саду. Многие из вас задают себе вопрос, а как протекает процесс адаптации у моего ребёнка? Отчего он зависит? И как можно облегчить процесс привыкания ребёнка к детскому саду? На эти и другие вопросы нам поможет ответить презентация, которую я и предлагаю вашему вниманию.
2.2.Показ презентации, краткое объяснение слайдов педагогом - психологом.
Содержание слайдов презентации:
1 слайд – тема.
2 слайд – понятие адаптации.
3 слайд – виды адаптации.
4 слайд – степени адаптации.
5 слайд – лёгкая степень адаптации.
6 слайд – средняя степень адаптации.
7 слайд – тяжёлая степень адаптации.
8 слайд – результаты адаптации.
9 слайд – причины плохой адаптации детей.
10 слайд – индивидуальные особенности детей.
11 слайд – нервно – психические нарушения детей и пути их решения.
12 слайд – индивидуальные особенности родителей.
13.слайд – результаты анкетирования родителей по адаптации ребенка к условиям семьи и прогнозы адаптации детей к саду.
14 – 15 слайды – выводы по результатам анкетирования родителей.
16 слайд – особенности поведения родителей в адаптационный период, игра «Вопрос – ответ».
17.слайд – особенности дошкольного учреждения и особенности личности педагогов.
18.слайд – пожелания родителям.
2.3. Релаксация. Упражнение «Передай маску».
Психолог. Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например вот такое (на несколько секунд зафиксируйте на лице какое-то выражение.) А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог лучше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он «передает» своему соседу слева. Так же делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и «передаем» его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.
III. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов собрания, вручение памяток.
3.2. Рефлексия. Упражнение «Отзывы»
(родители пишут свои отзывы о собрании на цветных кленовых листочках).
3.3. Ритуал прощания. Игра «Разведчики».
Психолог. Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. Ваша задача найти себе пару, встретившись с другим человеком глазами и встать вместе. И вас попрошу выполнить в парах следующие задания:
Встаньте
Плечо к плечу,
Нога к ноге.
Поменяйтесь парами.
Встаньте колено к колену,
Плечо к плечу,
Локоть к локтю,
Ладонь к ладони,
Взявшись за руки, образовали нечто целое – круг, коллектив.
Мы хотим, чтобы Вы вот так прошагали все 5 лет рука об руку и стали одной большой дружной семьёй.
Литература
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2006. – 224с.
2. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. –Изд.3-е – Ростов Н Д:Феникс,2006. – 128с.
3. Авидон И., Гончункова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. – СПб.: Речь, 2010. – 20с.
4. Тукачева С.И. Адаптационные занятия с первоклассниками. –Волгоград: Учитель,2007. – 76с.
Презентация во вложении (pptx, 195Kb)
Скачать вложение