Умелые поварята
Автор: Прошина Ольга Владимировна, Окунь Светлана Борисовна, воспитатели, МБДОУ №123, г. РязаньНОД по развитию связной речи у детей в средней логопедической группе
Цель:
Обучение связному последовательному пересказу по сюжетным картинкам.
Задачи:
1. Активизация словаря по теме: «Посуда», уточнение названий предметов посуды, их формы, частей.
2. Обучение составлению простых предложений с предлогами.
3. Развитие навыка сравнения двух предметов.
4. Обучение сопровождению своих действий самостоятельными высказываниями.
5. Обучение пересказу с опорой на наглядность.
6. Развитие навыков грамматически правильного оформления высказывания.
7. Развитие зрительного внимания и памяти.
8. Развитие мелкой моторики.
Оборудование:
набор игрушечной посуды, игрушка Лунтик, фланелеграф, картинки по теме «Посуда», корзинка с муляжами овощей и фруктов, кастрюля, тарелка, массажные шарики, чёрные маркеры, файлы с контурами посуды, наклейки овощей и фруктов
Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети: Да!
Воспитатель:
- Гостей принято чем-нибудь угощать. Вы мне поможете?
Дети: Да!
Воспитатель: Только сначала я хочу посмотреть, что вы умеете, а заодно и научить вас чему-нибудь новому.
- Помогите мне вспомнить, кто готовит пищу у нас в детском саду?
Дети: Повар.
Воспитатель: Я вас сейчас превращу в поварят (одеваем белые колпачки на голову).
2. Содержательный этап
«Найди посуду» (употребление предложений с предлогами)
Воспитатель: А в чём мы будем готовить угощенье?
Дети: В посуде.
Воспитатель: Посмотрите, да здесь и нет ничего. Кто-то спрятал всю посуду. Помогите её найти.
(дети ищут разные виды игрушечной посуды, которые спрятаны в игровой комнате)
Индивидуальная беседа:
- Что ты нашла? (Тарелку.) Где она была? (Под столом.) Повтори за мной. Тарелка была под столом.
- Что ты нашёл? (Кастрюлю.) Где она была? (На диване.) Повтори за мной. Кастрюля была на диване и т. д.
Воспитатель: Как вы думаете, кто спрятал нашу посуду? (Ответы детей). Теперь нужно её помыть.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли.
Чашку, чайник, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(все действия и предметы показываем с помощью рук)
«Рассмотри и сравни» (элементы описательного рассказа)
Воспитатель: (в руках появляется игрушка Лунтик)
- Вот Лунтик тоже хочет угостить своих друзей, но не знает, что это за посуда, и что в ней можно приготовить. Поможем ему?
(На детской плите игрушечные кастрюля и сковорода. Дети находят отличительные признаки и объясняют Лунтику их назначение)
Артикуляционная гимнастика
Воспитатель: А ещё давайте Лунтику покажем «Самовар» (надувание обеих щёк одновременно)
«Кувшины с узким и широким горлышком» («Трубочка» узкая, широкая)
- Вот, какие у меня помощники ловкие и умелые.
(имитирует беседу с Лунтиком - игрушкой)
Да, Лунтик, наши ребята любят играть в игру «Повтори, что услышал»
Развитие фонематического слуха
Ла - ло; лу-ла; лы - ло.. .и т.д.
(дети по одному повторяют слоги)
«Шкаф с посудой» (рассказ-описание)
(работа на фланелеграфе с картинками)
- А ещё у Лунтика живёт шкаф с посудой. Пойдёмте посмотрим. Что там есть.(рассаживаются на ковре перед фланелеграфом)
«Это шкаф с посудой. У него три полки: верхняя полка, средняя полка и нижняя полка. На верхней полке - кастрюля и чайник. На средней полке - тарелка и сковорода. На нижней полке - чашка с блюдцем и маленький чайник. В шкафу много посуды».
(Дети пересказывают рассказ с опорой на вопросы воспитателя и картинки.)
«Фруктовый компот и овощной салат»
Воспитатель: Ну, а теперь мои помощники, попробуем что-нибудь приготовить. Да и Лунтику это пригодиться, (вносится корзина с овощами и фруктами) У нас есть овощи, что из них может получиться?
Дети: Суп, салат, винегрет...
Воспитатель: У нас есть фрукты, что из них можно приготовить?
Дети: Варенье, сок, салат, компот...
Воспитатель: Выбирайте себе фрукт или овощ (работа с муляжами).
Из фруктов мы сварим компот, а вот в какой посуде, подскажите (в кастрюле), а из овощей мы сделаем салат, в чём? (в тарелке)
(Дети разбирают овощи и фрукты и распределяют их соответственно в кастрюлю и с тарелку. Затем подводится итоговая беседа: что, из чего и в чём приготовили).
Воспитатель: Да вы очень дружно работали и много уже умеете, и Лунтик приготовил вам подарки. Садитесь за столы.
Индивидуальная работа за столами (самомассаж ладоней, развитие мелкой моторики)
«Шкаф с посудой» (рассказ-описание)
(работа на фланелеграфе с картинками)
Мы готовим угощенье,
Будем сильно тесто мять.
Колобочков накатаем,
Будем маме помогать.
Ну, а теперь подарки с заданием: нужно обвести по контуру кастрюлю или тарелку (дети обводят по контуру картинку в файле). А теперь у кого кастрюли наклейте овощи, а у кого тарелки – фрукты. (Дети выполняют задания)
3.Итоговый этап, рефлексия
Оценка работ детей Лунтиком.
Воспитатель с Лунтиком: «Расскажи, что у тебя лежит в тарелке?» (Ребенок перечисляют). Проводится беседа по каждой работе.
- Молодцы! Красиво у всех получилось. Мне очень понравилось. Теперь я знаю какая бывает посуда и что в ней можно приготовить для гостей.
Литература
1. Коноваленко В.В. , Коноваленко С.В. « Развитие связной речи» Москва 2003.
2. Лебедева Л.В., Козина И.В. « Конспекты занятий по обучению детей пересказу»
3. Селеверстов В.И. «Речевые игры с детьми» М. гицВладос 1994 г.
Скачать вложение