РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

В гости к бабушке Варварушке

Автор: Филиппова Наталья Юрьевна- воспитатель, Кудряшова Наталья Викторовна– воспитатель, Воистинова Татьяна Михайловна – учитель логопед, МБДОУ» Детский сад № 123», г. Рязань

Фольклор как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Конспект ООД по речевому развитию детей 5-6 лет.

Аннотация

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Русский фольклор – душа русского народа, русской культуры. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны, чисты и непосредственны. Знакомство с  фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать русская культура  для ребёнка сегодня.

Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброта, чувство товарищества и благородство.

Детский  фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических жанров фольклора.

Детский  фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с детьми эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с  фольклором начинается с малых фольклорных форм: пестушек,потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народный фольклор входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления.

Пестушки, колыбельные песни  играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Знакомство с детским фольклором развивает у ребенка интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус.

Рассмотрим пример использования конспекта НОД для речевого развития детей дошкольного возраста.

Конспект ООД по речевому развитию детей 5-6 лет.

«В гости к бабушке Варварушке»

Цель: организовать образовательную деятельность, направленную на использование в собственной речи ранее заученных малых литературных форм; создать условия для активизации, уточнения словарного запаса; привлечь внимание к пониманию смысла образных выражений, пословиц, поговорок.

Задачи:

Организовать мотивацию к активному использованию в речи ранее детей ранее заученных малых фольклорных форм;

Организовать практическую деятельность детей, направленную на побор синонимов, антонимов, воспроизведение заученных ранее потешек, закличек, хороводных песен, понимание смысла образных выражений;

Организовать рефлексивную оценку и выход на самостоятельную деятельность детей.

Предварительная работа: загадывание загадок, разучивание колыбельных песен, потешек, считалок, хороводов.

Обогащение словаря: дремучий, непроходимый,душа в пятки ушла, задал, стрекоча,выбился из сил,задрал нос, держать язык за зубами.

Оборудование: пазлы русских народных сказок, ширма,кукла – рукавичка на руку (заяц, волк, медведь, лиса),магнитофон, клубок, колобок игрушка.

Ход занятия.

Мотивационный этап:

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята, я рада вас всех видеть!

- Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей необычным способом.

Скажем: «Здравствуйте» руками - хлопают! (отбивают ритм)

Скажем: «Здравствуйте» глазами-моргают!

Скажем: «Здравствуйте» ртом-улыбаются!

- Как у нас на Руси уж давно повелось, чтобы весело всем и счастливо жилось, чтобы не плакал никто, и никто не скучал сам народ для себя сказки, песни и шутки слагал.

- Дети, вы любите сказки? (ответы детей)

- И я люблю.

Воспитатель: Если сказка несет добро, то эта сказка, какая? (добрая)

- Если в сказке есть мудрость, то она какая? (мудрая)

- Если радость, чудеса, волшебство и т.д. (ответы детей)

- А если сказку придумал народ? (народная)

- А если сказку придумал русский народ, то какая сказка? (русская народная)

- А вы знаете русские народные сказки? (ответы)

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Собери и назови» (Дети собирают иллюстрации русских народных сказок из разрезного материала и называют их)

Дети слышат звук приходящего звукового сообщения на телефон.

Педагог предлагает детям сесть на стульчики и послушать сообщение.

Звуковое сообщение: «Здравствуйте, мои дорогие внучата! У меня случилась беда. Я испекла колобка и положила его студиться на окно. Он полежал, полежал и покатился- с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог -да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. И покатился по тропинке в лес, только я его и видела.

- Прошу вас, помогите мне найти колобка. А чтобы вы не заблудились в лесу я вам отправила клубочек, да не простой, а волшебный. Ваша бабушка Варварушка»

Ориентировочный этап:

Воспитатель: Ребята, от кого нам пришло сообщение? (нам пришло от бабушки Варварушки)

- Что произошло у бабушки Варварушки? (у бабушки Варварушки убежал колобок)

- Поможем бабушке найти колобка? (да)

- Давайте вспомним, куда покатился колобок? (колобок покатился в лес)

- Ребята, где мы будем искать колобка? (колобка мы будем искать в лесу)

- Как вы думаете, каких животных колобок встретил в лесу? (колобок встретил в лесу зайца и т.д.)

-Дети, как одним словом можно назвать этих животных? (этих животных можно назвать – дикие)

- Ребята, бабушка Варварушка нам передала волшебный клубочек, он нам поможет оказаться в сказке.

- Дети, рукой клубочек мы потрем и сразу в сказку попадем,

Воспитатель:- Вот мы с вами и оказались в сказочном лесу.

Исполнительный этап:

- Дети, какой бывает лес? (дремучий, сказочный, непроходимый лес)

- Чтобы нам было не страшно в этом сказочном лесу, давайте позовем солнышко.

Закличка: «Солнышко, солнышко, выгляни на бревнышко! (дети идут по кругу)

Дам тебе меду! (руки вперед)

Целую колоду! (руки кольцом)

Солнышко, солнышко, выгляни на бревнышко!

Сядь на пенек, погуляй весь денек! (присаживаются)

Чтобы в лесу нам не заблудиться, давайте скажем волшебные слова:

«Ты катись, катись, клубок,
Торопясь катись, дружок!
Если надо-заверни
Аль не хочешь–отдохни».

Воспитатель: Как вы думаете, на этой лесной опушке кого мы встретим? (Мы встретим зайца)

(Дети с воспитателем подходят к ширме)

- Почему вы так решили? (потому что мы видим заячьи уши)

- Да! Это заяц.
- Давайте, спросим у зайца, видел ли заяц колобка?

Ребенок: Заяц, ты видел колобка?

Из-за ширмы появляется игрушка на руку - заяц. Воспитатель за ширмой озвучивает зайца: Я, вам расскажу, если вы меня повеселите.

Воспитатель: Заяц, мы как раз знаем русский народный хоровод «Калина-малина»

Хоровод.

Заяц: Спасибо, мне очень понравился ваш хоровод.

Колобок побежал вон по той тропинке!

Дети: Спасибо, заяц!

Дети идут за клубочком и говорят слова:

«Ты катись,катись, клубок,
Торопясь катись, дружок!
Если надо- заверни
Аль не хочешь - отдохни».

Слышится волчий вой.

Воспитатель: Ой, ребята, а кто это?

Ребенок: Волк.

Воспитатель: А как вы, догадались?

Ребенок: Мы слышим, как воет волк.

Из - за ширмы появляется игрушка на руку - волк.

Воспитатель: Давайте, спросим, видел ли волк колобка.

Ребенок: Волк, ты видел колобка?

Воспитатель за ширмой озвучивает волка: Видел! Я очень люблю играть. Вы со мной поиграете, а я вам скажу, куда покатился колобок.

- Я вам буду говорить заколдованные фразы, а вы их расколдовывать должны.

Душа в пятки ушла -(испугался)

Задал, стрекоча - (убежал)

Выбился из сил - (устал)

Задрал нос - (зазнался)

Надул губы - (обиделся)

Ворон считать-(отвлекаться)

Держать слово - (выполнить обещание)

Держать язык за зубами - (молчать)

Водой не разольешь - (дружные)

Волк: Спасибо вам. Колобок покатился вон по той дальней тропинке.

Дети идут за клубочком и говорят слова:

«Ты катись, катись, клубок,
Торопясь катись, дружок!
Если надо–заверни
Аль не хочешь - отдохни».

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, кого мы встретим в лесу!

По размеру и по весу
Этот зверь - хозяин леса
Любит он зимой храпеть,
А зовут его…(медведь)

- Дети, чтобы медведя позвать надо дружно скороговорку сказать.

Мед в лесу медведь нашел.
Мало меду, много пчел.

Из- за ширмы появляется игрушка на руку - медведь. Воспитатель за ширмой озвучивает медведя.

Воспитатель:  Давайте, спросим у медведя, видел он колобка?

Ребенок:- Медведь, ты видел колобка?

Медведь:  Давайте вместе сыграем на музыкальных инструментах, и я вам покажу, куда колобок покатился.

Оркестр.(Дети играют на музыкальных инструментах)

Медведь: Спасибо! Вы молодцы! Колобок покатился вон за ту опушку.

Дети: Спасибо, медведь, нам пора в путь.

Дети идут за клубочком и говорят слова:

«Ты катись,катись, клубок,
Торопясь катись, дружок!
Если надо-заверни
Аль не хочешь - отдохни».

Воспитатель: Я вам скажу пословицу, вы догадайтесь про кого она.

«На языке медок, а на уме ледок»

Дети: Эта пословица о лисе.

Из- за ширмы появляется игрушка на руку - лиса. Воспитатель за ширмой озвучивает лису.

Лиса: Ох, какая хорошая пословица.

Воспитатель: Лисичка-сестричка, верни нам, пожалуйста, колобка.

Лиса: Мне жаль расставаться с колобком, он мне поднимает настроение своими песнями. Может, вы меня повеселите?

Воспитатель: Ну, что ребята, повеселим лисичку? А она нам колобка вернет.

Дети: Да!

Воспитатель: Лисонька, а мы расскажем тебе потешку.

Дети вместе.

Идет лисичка по мосту
Несет вязанку хвороста.


Мальчики: Зачем ей хворост?

Девочки: Печь топить.

Мальчики: Зачем ей печь?

Девочки: Обед варить.

Мальчики: Зачем обед?

Девочки: Гостей кормить.

Мальчики: А гости кто?

Девочки: Медведь с женой, да еж, да кот, да мы с тобой.

Лиса: Спасибо! Развеселили меня! Очень мне понравилось, как вы меня потешали! Отдаю вам колобка.

Выкатывается колобок (игрушка).

Воспитатель: Дети, мы нашли с вами колобка, пора его отнести бабушке Варварушке.

Дети идут за клубочком.

«Ты катись,катись, клубок,
Торопясь катись, дружок!
Если надо - заверни
Аль не хочешь - отдохни ».

Воспитатель: Вижу- вижу теремок, из трубы идет дымок.

Выходит воспитатель в костюме бабушки.

Бабушка Варварушка: Спасибо, мои внучата, за помощь! Есть колобка мы не будем, будет с нами жить, да нас с дедом веселить.

Бабушка Варварушка: Внучата, на память о сказке дарю вам волшебные раскраски.

Дети благодарят.

Воспитатель предлагает детям вернуться в детский сад.

Дети, рукой клубочек мы потрем и в детский садик попадем,

Воспитатель и дети проговаривают поговорку: «В гостях хорошо, а дома лучше».

Рефлексивный этап

Воспитатель: Какое доброе дело мы сегодня с вами сделали? (ответы)

- Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

- Если понравилось наше путешествие, то привяжите к волшебному клубочку красную ниточку, а если было сложно и неинтересно, то привяжите темно-синюю ниточку к нашему волшебному клубочку.

Перспективный этап:

Воспитатель: Дети, бабушка Варварушка подарила раскраски, предлагаю вам отразить свои эмоции от нашего путешествия, раскрашивая рисунки.

 

Список литературы. 

1. Детский русский фольклор: учебно-методическое пособие / авт.- сост. О.В. Слонь. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2018. – 54 с.

2. Камаева Т.Ю. Русский детский фольклор. Хрестоматия с CD-приложениями и сценариями. – планета музыки, 2020. – 176 с.

3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы. – М. Мозаика-Синтез, 2019. – 324 с.

Конспект во вложении (pdf 200KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru