В гости с Красной Шапочкой
Автор: Пронина Елена Анатольевна, Ветрова Татьяна Юрьевна, воспитатели, Матвеева Ирина Вячеславовна, музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад №123», г. РязаньМетодическая разработка организованной образовательной деятельности детей по формированию первичных математических представлений для детей 3-4 лет
Аннотация
Известно, что термин «технология» подразумевает обеспечение получения определённого результата. И именно технология «Ситуация» позволяет создавать условия для саморазвития личности дошкольника.
Напомним, что технология деятельностного метода известна с середины 90-х годов прошлого века. Автор адаптированного к дошкольному образованию варианта Людмила Георгиевна Петерсон. Непосредственно технология «Ситуация» описана в программе «Мир открытий».
В программеᡃ математического развития дошкольников Л.Г. Петерсон «Игралочка», выделяются три типа образовательных ситуаций:
Образовательные ситуации «открытия нового задания». Особенностью является то, что поставленные образовательныеᡃ цели реализуются в процессеᡃ освоения детьми новой для них содержательной области. Параллельно с этим тренируются их мыслительные операции, внимание, память, речь деятельностные способности.
Образовательные ситуации тренировочного типа. На таких видах ситуаций делается акцент на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций, навыков к выполнению различных видов деятельности и общению. Параллельно с этим идет закрепление материала, полученные на предыдущих занятиях.
Образовательные ситуации обобщающего типа (итоговые). Целью такого типа является систематизация накопительного опыта математической деятельности и проверка уровня его сформированности.
Структура технологии «Ситуация» включает шесть последовательных шагов.
- Введение в ситуацию.
На этом этапе осуществляется ситуативно подготовленное включение детей в познавательную деятельность, т.е. к началуᡃ занятия должна предшествовать ситуация мотивирующая детей к дидактической игре («детская цель»);
- Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой актуализируютсяᡃ знания, представления и мыслительныеᡃ операции детей, а такжеᡃ знания и опыт детей необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия.
- Затруднение в ситуации.
Этот этап является ключевым, т.к. содержитᡃ основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваютсяᡃ с затруднением в индивидуальной деятельности.
- Открытие детьми нового знания (способа действия).
На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний.
- Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
На данномᡃ этапе воспитатель предлагает ситуации в которых новое знание используется совместно с освоенными ранее способами. При этом необходимо обратить внимание на умение детей слушать, понимать, и повторять инструкцию взрослого, применять правила планировать свою деятельность.
- Осмысление.
На данном этапе происходит приобретение опыта выполнения таких важных действий, как фиксированиеᡃ достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.
Структуру технологии «Ситуация» данного вида схематично можно представить следующим образом. Дети движутся в игровой ситуации к своей «детской» цели, встречают затруднение, находят выход (что-то узнают, осваивают какое-то новое действие, способ) и продолжают своё движение к цели с того момента, где у них произошло затруднение.
Работая с программой математического развития дошкольников «Игралочка» Л.Г. Петерсон, мы применяем технологию «»Ситуация» на практике. Предлагаем вашему вниманиюᡃ проект авторского конспекта образовательной ситуации тренировочного типа для детей 3-4 лет на тему: «В гости с Красной Шапочкой»
Конспект организованной образовательной деятельности детей по формированию первичных математических представлений для детей 3-4 лет на тему: «В гости с Красной Шапочкой»
Возраст детей: 3-4 года
Программное содержание:
1) Организовать деятельность детей, направленную на уточнение представления детей о понятиях «один» и «много», умение определять, где много предметов, а где один предмет;
2) Помочь детям сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;
3) Создать условия для: тренировки мыслительных операций анализ, сравнение, аналогию; развития внимания, речи, творческих способностей.
4) Создать условия для развития моральных качеств, желание делиться с товарищами , повторить правила этикета за столом.
Активизация словаря: букет, угощение, чашки.
Материалы к занятию: картинки Красная Шапочка и Волк, ваза, искусственные цветы на подставках, домик, корзинка с пирогами, доски из большого деревянного конструктора, стол накрытый с чашками чая.
Предварительная работа: чтение сказки Ш.Перро «Красная Шапочка», беседа о дружбе и взаимопомощи, сюжетно ролевая игра «Семья» Гости в доме».
Этапы |
Ход образовательной деятельности |
Введение в ситуацию
|
Воспитатель собирает детей около себя. Воспитатель: Вы любите сказки? Какие? Воспитатель: В какой сказке девочка несла бабушке горшочек масла? Воспитатель рассказывает, что Красная Шапочка приглашает детей в гости к её бабушке. А в гости с пустыми руками не ходят. Воспитатель: Что можно подарить бабушке? Воспитатель говорит, что все женщины любят цветы, да и в сказке Красная Шапочка собирала их для бабушки, поэтому предлагает собрать букет. Воспитатель: Где можно взять цветы? Воспитатель, выслушав детей, предлагает им нарвать цветы на поляне. |
Актуализация знаний и умений
|
Игра "Букет для бабушки" Дети подходят к ковру, где стоят цветы на подставках по одному, на каждого ребёнка. Воспитатель: Сколько на цветочной поляне цветов? (Много.) Воспитатель: Сорвите по одному цветку. После того как дети выполнили задание, воспитатель задает вопросы: - Сколько цветков ты сорвал? (Один.) - Какого цвета цветок ты сорвал? Воспитатель: Что нужно сделать с цветами, чтобы они не завяли? (Их нужно поставить в вазу с водой.) Воспитатель ставит на стол вазу. Воспитатель: Поставьте цветы в вазу. Воспитатель: Сколько цветов ты поставил? (Один.) После того как все дети поставили свой цветок в вазу, воспитатель спрашивает: Сколько цветов в вазе? (Много.) Что у нас получилось?(букет) |
Затруднение в ситуации
|
Игра « Дорожка» (начало) Воспитатель рассказывает, что Красная Шапочка благодарит их за букет, он должен понравиться бабушке. А ещё она спрашивает, по какой дорожке она пошла в сказке? А кто ёё отправил по ней и зачем? Воспитатель говорит, что сегодня Волк тоже пришёл к ним гости. Но теперь он стал добрым и хочет с ними поиграть. Он просит сделать длинную дорожку из этих досок. Воспитатель ставит ящик, в котором доски прямоугольной формы и одного цвета по количеству детей. Воспитатель: Вы должны взять доску и каждый построить дорожку. Если случится так, что кто-то возьмёт две, а другому ребёнку не хватит, то воспитатель говорит: Справедливо разделили?(нет) Как правильно поступить?(отдать тому, у кого есть несколько) Воспитатель хвалит детей за то, что они поделились. После того как дети распределят доски между собой Волк спрашивает детей: — У кого из вас получилась длинная дорожка? — Почему никто не смог построить длинную дорожку (Потому что у каждого только одна доска) |
«Открытие» нового знания (способа действия)
|
Игра « Дорожка» (продолжение) Воспитатель: Что нужно сделать для того, чтобы каждый из вас смог построить длинную дорожку? (Нужно взять много досок) Воспитатель: А где их взять? Выслушав ответы детей, решают объединиться и сделать одну длинную дорожку. Воспитатель: Длинная или короткая дорожка у вас получилась? Почему вам удалось построить длинную дорожку? (Потому что дети договорились построить одну дорожку, и у них стало много досок) |
Включение нового знания в систему знаний и умений |
Игра «Пирожки» Воспитатель собирает детей около домика и говорит, что мы пришли к домику бабушки, но ёё не оказалось дома. Красная Шапочка сказала ей, что позвонила бабушке и показала их букет, он ей понравился. И она угощает их пирожками с повидлом. Выносит корзинку с пирожками. Воспитатель: Сколько пирожков?(много) Воспитатель предлагает детям влажные салфетки, чтобы вытереть руки.(Или сходить вымыть руки) Воспитатель: Возьмите пирожки. Воспитатель: Сколько ты пирожков взял?(один) Воспитатель: Сколько пирожков было в корзинке?(много) Игра «Угощение» Воспитатель предлагает не есть всухомятку, а сесть за стол, который накрыла Красная Шапочка и попить чай с пирожками. Подходят к столу, на котором стаканы с чаем, не горячим. Воспитатель: Сколько чашек стоит на столе?(много) Присаживайтесь! Пьют чай с пирожками. Воспитатель: Сколько чашек с чаем у тебя?(одна) Воспитатель: Что обычно говорят, когда благодарят за угощение? Воспитатель говорит, что пора уже возвращаться в детский сад. |
Осмысление
|
Воспитатель собирает детей около себя. Воспитатель: Что вам больше всего понравилось? Воспитатель: Почему у вас получилось построить длинную дорожку? (потому что мы дружные и смогли договориться) Воспитатель: А ещё потому, что вы знаете, где один и где много. |
Литература:
1. Федеральный закон «Об образованииᡃ в Российской Федерации» от 29 декабряᡃ 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерстваᡃ образования и науки Российскойᡃ Федерации «Об утверждении федеральногоᡃ государственного образовательного стандарта дошкольногоᡃ образования» от 17 октября 2013 г. № 1155.
3.Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 — 352 с.
4. Петерсон, Л.Г. Системноᡃ деятельностный подход в дошкольномᡃ образовании / Л.Г. Петерсонᡃ Л.Э. Абдуллина // Повышениеᡃ профессиональной компетентности педагога дошкольногоᡃ образования. – Вып. 5. – М.: Педагогическоеᡃ общество России, 2013- 112с.
5. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: «Баласс», 2002(2-е изд.). – 176с.
Конспект во вложении (pdf 163KB)
Скачать вложение