В гостях у Есенина
Автор: Пронина Елена Анатольевна, воспитатель; Ветрова Татьяна Юрьевна, воспитатель; Матвеева Ирина Вячеславовна, музыкальный руководитель МБДОУ №123, г. Рязань
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная 125-летию со дня рождения С. А. Есенина.
Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к Отчизне необходимо закладывать с самого раннего детства. «Беречь всё то, что делает нас русскими» - такая тема проходит в работе с детьми в детском саду.
Слова Русь, Россия, Есенин неразрывны друг с другом. Это имя оставило след в патриотическом воспитании, в национальной русской культуре.
Одна из важнейших задач воспитания – через поэзию, музыку, изобразительное и театральное искусство найти путь к сердцу ребенка, раскрыть его душевные силы, творческий потенциал.
Встреча с поэзией Сергея Есенина не только знакомит детей с ярким эмоционально-образным языком, но и пробуждает лучшие, возвышенные чувства ребенка, способствует его интеллектуальному, эстетическому и нравственному развитию.
Прекрасные стихи Сергея Есенина – окно в мир красоты и добра, через которые дети видят и познают окружающее и самих себя. Они учатся прислушиваться к своим ощущениям, определять свое отношение к явлениям природы, к поступкам человека, открывать для себя новые духовные ценности.
Детям старшего дошкольного возраста для чтения и заучивания наизусть рекомендуются в основном ранние стихи поэта. Сергей Есенин не писал стихов специально для детей. Главная его тема – природа и человек – настолько выразительная, звонкая, чистая и светлая, что малыши также легко входят в мир Есенина, как и в мир Пушкина. Все стихи поэта пронизаны особой теплотой, сердечностью, яркой образностью и эмоциональностью, а поэтому способствуют воспитанию в детях чуткости и бережного отношения к окружающему миру.
Высокая художественность стихов Есенина воспитывает в детях эстетический вкус, учит понимать поэзию. В своей лирике поэт широко использует образную народную речь, что способствует обогащению словаря детей, насыщает его яркими эпитетами. Окружающий мир становится видимым для ребенка через художественное слово поэта.
Задача педагога состоит не в том, чтобы разучить одно-два стихотворения наизусть, а целенаправленно знакомить детей с творчеством Сергей Есенина. Беседы, занятия, вечера и музыкально-литературные утренники, праздники родного слова, викторины, конкурсы могут быть посвящены творчеству поэта. А можно просто предложить послушать стихи Есенина о природе, о человеке, о том, как трогательно и трепетно поэт говорит о своей любви к родине.
Важно, чтобы дети чувствовали задушевность этих стихов. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений на стихи Есенина способствуют эмоциональному восприятию лирики поэта, осознанию великого наследия Есенина.
3 октября исполнилось 125 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина. Всероссийская есенинская неделя стартовала 28 сентября. Вот и наш детский сад не остался в стороне. Были организованы разнообразные мероприятия: выставки совместных рисунков родителей и детей по стихам С. Есенина, экскурсии выходного дня в музей-заповедник села Константиново, создание мини – музея «Предметы старины бывалой», развлечение « В гости к бабушке Арине», литературно-музыкальная гостиная, конкурсы рисунков и поделок «Я люблю тебя родина светлая», конкурс чтецов «Поэтический птенец».
Программное содержание:
- Создать условия, способствующие воспитанию чувства патриотизма средствами художественной литературы и музыки.
- Организовать деятельность детей, направленную на развитие интереса дошкольников к изучению творчества великого поэта, воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии С.А.Есенина.
- Активизировать чувственное восприятие художественного слова.
Предварительная работа:
Знакомство детей с музыкальными произведениями на слова С. Есенина: «Бабушкины сказки» муз. Г. Струве. стихи С. Есенин, «Отговорила роща золотая» муз. Г. Пономаренко, стихи С. Есенин; знакомство с новыми произведениями, разучивание стихов С. Есенина«Край любимый!..», «От луны свет большой…», «И вдали за рекой…». Работа над выразительностью речи: вместе с ребенком раскрывается смысл слов и выражений, характер произведения и, как следствие, интонация, с которой следует его декламировать. Рассматривание иллюстраций, фотографий, наблюдение за объектами и явлениями. (берёза, осень….)
Словарная работа: в хате, трели, тоска, перламутром, стежки, стозвонных .
Материалы и оборудование:
Фонограммы песен «Во поле берёза стояла» Г. Пономоренко, «Отговорила роща золотая» на стихи С. Есенина, Г. Струве «Пастух», песня Е. Мартынова «У Есенина день рождения»; большой фланелеграф, большая разрезная картина дома для фланелеграфа; ноутбук, большой экран, проектор; презентация.
Ход мероприятия:
I. Вводная часть
Звучит песня Е. Мартынова «У Есенина день рождения». Дети входят в зал. Воспитатель приветствует и приглашает присесть на стульчики.
На экране дом С. Есенина (слайд №2)
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, чей же это дом?
Воспитатель: Кто из вас знает, чем он знаменит? ( Есенин писал стихи о природе, о России, он очень любил природу и свою родину, Рязанский край)
На экране портрет С. Есенина (слайд №3)
Воспитатель: Посмотрите на портрет поэта: у него открытый добрый и выразительный взгляд, светлые волнистые волосы. Глаза у Сергея Есенина голубые - голубые, как небо в ясный день.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите побывать на родине этого замечательного поэта?
Воспитатель: Сегодня вас пригласил в гости на виртуальную экскурсию великий русский поэт Сергей Александрович Есенин.
II. Основная часть
На экране (слайд №3)
Воспитатель читает стихотворение:
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим соном уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня представим, что мы находимся в красивом старинном русском селе Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов, на высоком правом берегу Оки, на рязанской земле, где много берёзовых рощ.
Воспитатель: В самом центре села, перед спуском к Оке стоит обычный дом. (Изображение дома на большом экране, слайд №5).
Воспитатель: Деревянный домик с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин».
Игра « Собери дом»
А сейчас давайте соберём точно такой же домик и представим, что мы в гостях у семьи Есениных. ( Дети вместе собирают разрезную картинку дома на большом фланелеграфе и сравнивают его с изображением настоящего дома, который выведен на экран).
Воспитатель: 125 лет назад, 3 октября, в семье Есениных родился мальчик Серёжа. Сергей Есенин! Близкое и дорогое многим россиянам имя. В нем слышится шелест осеннего листопада, плеск речной волны, дуновение ветра. Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, подаривший удивительную страну, где льётся по равнинам берёзовое молоко, где ягнёнок – кудрявый месяц, гуляет в голубой траве, где душа дышит запахами мёда и роз. (Изображение поэта и его семьи на большом экране, слайд№6).
Воспитатель: Ребята, а хотелось бы вам побывать на той улице, где Серёжа Есенин играл со своими сверстниками (Ответы детей). Давайте закроем глаза и на минуту представим, что мы в этом селе. (Звучит запись деревни и выводится её изображение на большой экран, слайд №7).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами очутились на сельской улице. Вот перед вами ворота, дом с голубыми ставнями. А на зорьке запел петух, проснулись белые берёзки. Какое доброе утро!
Ребенок читает стихотворение «С добрым утром» (Выученное заранее)
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива.
Обрядилась ярким перламутром.
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Воспитатель: Есенин жил в деревне много лет назад. В те времена люди употребляли в своей речи слова, которыми мы с вами сейчас не пользуемся. Поэт в своих стихотворениях сохранил старинные названия многих вещей. Некоторые из них мы сейчас услышим. Давайте послушаем одно из стихотворений. Оно называется «В хате». Кто-нибудь знает значение этого слова? (Изображение хаты на большом экране, слайд №8)
Воспитатель читает стихотворение « В хате».
Воспитатель: Какие слова вам не понятны?
Воспитатель: Так протекало его детство. С раннего утра он слышал трели пастушьего рожка и видел как пастух гонит стадо коров на вольные луга. Это нашло отражение в его поэзии. Он написал стихотворение «Пастух», а современный композитор Г. Струве переложил его на музыку. Вот эта песня сейчас и прозвучит.
Дети садятся на коврик для прослушивания песни. (Изображение на большом экране пастух в поле и стадо коров, слайд №9). Звучит песня Г. Струве «Пастух». (Аудиозапись).
Воспитатель: А теперь нам пора и бабушку Сергея Есенина вспомнить, звали её Наталья. Была она человеком тихим, добрым и ласковым. Своим любимым внукам она часто пела песни и рассказывала сказки. Бывало, соберёт их около печи и начнёт рассказывать. ( Портрет бабушки на большом экране, слайд№10).
Ребёнок читает стихотворение «Бабушкины сказки». ( Выученное заранее)
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели.
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
"Что ж сидеть-то до зари? "
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори.
Воспитатель: Стихи Есенин начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество сформировалось к 16-17 годам. С. А. Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его. Он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими. Больше всего любил Есенин русские песни. (Звучит мелодия песни «Во поле берёза стояла»)
Словесно-речевая игра «Плетём венок».
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем водить хоровод и сплетём венок из слов. Встаём по одному, называя слова, подходящие к слову «берёза» и образуем хоровод. Берёза какая? (Дети водят хоровод, нараспев называя слова: белая, кудрявая, застенчивая, красивая, стройная, нежная. На экране изображение берёзы, слайд №11). (Аудиозапись).
Воспитатель: Навсегда сохранил поэт светлые и волнующие воспоминания о днях, проведенных под отчим кровом. Особенно любил бывать поэт в лугах во время сенокоса. По вечерам не затихали в лугах песни, пляски, кругом слышались шутки и смех. ( Изображение из сельской жизни на большом экране, слайд №12).
1Ребёнок читает стихотворение. ( Выученное заранее)
Край любимый! Сердцу снятся.
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
2Ребёнок читает стихотворение. ( Выученное заранее).
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
3Ребёнок читает стихотворение. ( Выученное заранее).
И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.
Воспитатель: Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, очаровавшим его красотой родной природы. В его стихотворениях отразились все времена года. Вот мы видим зимний пейзаж. ( Изображение зимней берёзовой рощи, слайд №13).
Ребенок читает стихотворение «Береза». ( Выученное заранее)
Воспитатель: А сейчас мы попадем с вами в весну. ( Изображение весенний черёмухи, слайд №14).
Ребенок читает стихотворение «Черемуха». ( Выученное заранее)
III. Заключительная часть
(Изображение осенней рощи, слайд №15). Дети, сидя на коврике, слушают песню. Звучит песня Г. Пономоренко «Отговорила роща золотая. » на стихи С. Есенина . (Аудиозапись).
Беседа с детьми о произведениях С.А. Есенина.
Воспитатель: Ребята вам понравились стихи Сергея Александровича Есенина? (Ответы детей).
Воспитатель: Какие чувства вас охватывают, когда вы слушаете произведения Есенина? ( Восторг, радость, восхищение и т.д.)
Воспитатель: Какое стихотворение (песня) вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).
Воспитатель: Как выдумаете, любит ли поэт родную природу? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы догадались, что очень любит? (Ответы детей).
Воспитатель: Чем вам запомнилось эти произведения? (Ответы детей).
Воспитатель: О чём стихи Есенина? (Ответы детей).
Воспитатель: О чём больше всего он любил писать? (Ответы детей).
Воспитатель: Как видел поэт свою Родину? (Ответы детей).
Воспитатель: Как описывал природу родного края? (Ответы детей).
Воспитатель: Попробуйте рассказать это строчками из его стихов.( Край любимый! Сердцу снятся ;Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески!; Белая береза. Под моим окном. Принакрылась снегом, точно серебром…)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, когда у человека появляется потребность говорить стихами? (Когда он по-особенному взволнован или хочет поделиться впечатлениями от чего-то прекрасного, удивительного. Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах.)
Воспитатель: Вот и закончилась наша виртуальная экскурсия на родину Сергея Есенина. Поэзия его вечна, потому что писал он о Вечном: о Матери, Родине, Природе, Любви. Он-то понимал, что все пройдет, а Россия останется. Его никогда не забудут за его стихи, за теплоту, лиричность, свежесть чувств, любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине.
Литература:
1. Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» - Москва, Творческий центр «Сфера», 2002 – 91с.
2. Биография С. Есенина [Электронный ресурс].– Режим доступа: URL:https://infourok.ru/informaciya-na-stend-k-125-letiyu-sergeya-esenina-4425756.html
(Дата обращения 10.09.2020).
3. Есенин, С. А. Стихотворения. Поэмы / С. А. Есенин - Москва : Правда, 1984. – 479 с.
4. Логинова В.И. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение 1990, – 420с.
Презентация к занятию во вложении (pptx. 3Mb)
Скачать вложение