В гостях у сказки «Курочка Ряба»
Автор: Карцева Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 150», г. РязаньКонспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей 2 - 3 лет
Детский сад - первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
В методике обучения родному языку приняты две формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи в повседневной жизни.
Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они активно пользуются речью. Детей следует учить обращаться к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услуги, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать, посмотреть. С малышами надо говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для совместных наблюдений.
Дети 2 - 3 лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого, ни один его жест не остаются незамеченными. Играя с малышами, что - то рассматривая или создавая, воспитатель должен терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как он делает и что надеется получить в результате. Если ребенка что - то заинтересовало, озадачило или ему просто приятно находится около воспитателя, он начнет повторять за ним понравившиеся слова или небольшие фразы, пытаясь в чем - то разобраться, утвердиться. Нельзя нарушать эмоциональный контакт с детьми. Нужно постараться услышать их первые самостоятельные суждения и порадоваться за них.
Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня: и когда общается с отдельным ребенком, и когда проводит игры и занятия со всей группой или с небольшой подгруппой. Детям надо часто и эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях. Осуществляя руководство развитием речи детей на занятиях и в течение дня, воспитатель должен хорошо владеть соответствующими методами и приемами. Выделим основные направления работы по развитию речи с детьми 2 - 3 лет:
1. Формирование словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
Приемы обогащения и уточнения словаря:
-
Показ с названием. Многократное повторение нового слова или фразы.
-
Объяснение происхождения слова.
-
Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами.
-
Поручения, предполагающие ответ действием. Двигательные ответы могут показать, что малыш начал осваивать материал, хотя в активной речи это еще не нашло отражение.
Приемы активизации словаря:
- Вопросы. О предметах детям задают вопросы как в простой форме: «Кто?», «Что?», так и в более сложной: «Во что одет?», «Что везет?» т.п.
Детям следует задавать вопросы не только о действиях, совершающихся в данный момент, но и о действиях, совершенных ранее или которые будут совершены. Это помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом. Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься над вопросами причинно – следственного характера: «Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Как?». - Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи. Например, дети объясняют, что можно делать ножницами, сачком, кисточкой; угадывают, что изменилось. При проведении подобных упражнений используются разнообразные картинки, предметы, игрушки.
- Договаривание детьми слов. Этот прием используется при повторении знакомых сказок, потешек.
- Сочетание показа и объяснений с игрой детей. В первой части занятия педагог показывает инсценировку, используя игрушки. Затем предлагает детям поиграть с ним. Играя, ребенок употребляет слова и фразы, которые слышал от взрослого.
- Поручения, требующие от ребенка развернутого высказывания. Этот прием используется в разнообразных инсценировках.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения. Третий год жизни благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: в 2 года ребенок способен различать многие звуки и закреплять их в собственном произношении. Кроме того, совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти. В этой возрастной группе реализация программных задач осуществляется в ходе дидактических игр и упражнений.
3. Развитие диалогической речи:
-
«Путешествия» (по участку детского сада, по групповой комнате).
-
Игры – инсценировки.
-
Рассматривание сюжетных картин.
-
Дидактические игры.
4. Приобщение детей к художественной литературе:
- Народные песенки, потешки, стихи, сказки, настольный театр и т.д.
Рассмотрим примерный конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей 2-3 лет: « В гостях у сказки».
Цель: организовать образовательную деятельность детей, направленную на развитие речи посредством русской народной сказки «Курочка ряба».
Задачи:
1. Обучающие. Организовать:
- мотивацию детей к знакомству с русской народной сказкой «Курочка Ряба» в инсценированном варианте;
практическую деятельность детей, направленную на знакомство с русской народной сказкой;
выявление уровня первичного восприятия;
отработку интонационной выразительности.
2. Развивающие:
способствовать умению сопереживать героям сказки;
развивать внимание детей эмоции и чувства;
активизировать речь и обогащать словарь детей.
3. Воспитательные:
воспитывать доброжелательность друг к другу, интерес к русским народным сказкам.
4. Организовать контроль и рефлексивную оценку деятельности.
Словарная работа:
Активизация словаря: дед, баба, курочка, мышь, яйцо, бил, не разбил, плачет.
Обогащение словаря: махнула, разбилось, упало.
Приоритетное направление: речевое развитие
Форма организации: подгрупповая
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: сказочный домик; игрушки - баба, дед, курочка, мышка, два яйца – белое и золотое, состоящее из двух частей; корзинка с яичками, лавочка.
Раздаточный: настольный театр «Курочка ряба», маски – шапочки цыплят.
Предварительная работа: подготовка необходимого оборудования, чтение русской народной сказки «Курочка Ряба», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа; разучивание песни «Цыплята» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной, знакомство с пальчиковыми играми, игры на развитие мелкой моторики, изучение цветов.
Ход деятельности
1. Мотивационный этап.
Воспитатель обращает внимание детей на странный звук за дверью.
- Дети, вы слышите, к нам кто – то пришёл в гости. Пойду, открою дверь. (Воспитатель вносит в группу мягкую игрушку - мышку).
Воспитатель. Дети, посмотрите, кто это к нам пришел в гости? (Это мышка).
Она просит нас о помощи. Мышка потерялась и не может найти дорогу домой.
- Вы хотите помочь мышке? (Да).
2. Ориентировочный этап.
- Как мы можем помочь мышке? (Вместе поищем её домик).
3. Исполнительский этап.
Дети вместе с воспитателем проходят к сказочному домику.
Воспитатель: Кто сидит на лавочке у домика? (Дедушка и бабушка).
- Посмотрите, а на травке рядом с ними, кто сидит? (Курочка Ряба).
- Как вы думаете, в какую сказку мы с вами попали? (Курочка Ряба).
- Нашей мышке не терпится её послушать. Садись на стульчик с нашими ребятами, и вместе послушаем сказку «Курочка Ряба».
Воспитатель. Жили – были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое. Дед бил – бил – не разбил.
Баба била - била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. – Плачет дед, плачет баба. Говорит им курочка Ряба:
- Не плачь дед, не плачь баба. Снесу вам яичко другое, не золотое – простое! Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Воспитатель. Дети, как называется сказка? ( «Курочка Ряба»).
- У кого была курочка Ряба у деда и бабы? (У деда и бабы).
- Что снесла курочка Ряба? (Яичко).
- Какое яичко снесла курочка Ряба? (Не простое – золотое).
- Что дед делал с яичком? ( Бил, бил, не разбил).
- Что баба делала с яичком? ( Била, била, не разбила).
- Кто разбил яичко? Как говорится это в сказке? (Мышка бежала, хвостиком махнула).
- Что произошло с яичком? (Яичко упало и разбилось).
- Что стали делать дед и баба? (Стали плакать).
- Как курочка успокоила деда и бабу? Что она сказала? (Не плачь дед, не плачь баба. Снесу вам яичко другое, не золотое – простое).
Воспитатель. Мышка, а почему ты загрустила? ( Я нечаянно разбила яичко, простите меня).
Воспитатель. Не грусти мышка. Дедушка, бабушка, курочка Ряба – добрые. Они простили тебя. Не теряйся больше.
Воспитатель от имени мышки. Спасибо, дети, вы помогли мне найти мой домик.
- Дети, давайте скажем мышке: «Пожалуйста».
Воспитатель обращает внимание на корзинку с яичками.
Воспитатель. Курочка Ряба нанесла ещё много яичек. Дети, а кто появляется из яичек? (Цыплята). Давайте с вами поиграем. Я буду курочкой, а вы - цыплятами.
Воспитатель одевает маски – шапочки цыплят на головы детей.
«Физкультминутка: «Цыплята».
Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной
Воспитатель поет песенку «Цыплята».
Вышла курочка гулять. Воспитатель гуляет с детьми по группе.
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки
Желтые цыплятки.
Ко – ко - ко, ко – ко – ко
Не ходите далеко. Грозят пальцем друг другу.
Лапками гребите
Зернышки ищите. Перебирают пальцами по полу.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка, Гладят себя по животу.
Выпили водицы
Полное корытце. «Пьют» воду из ладошек.
Воспитатель. Весело поиграли. Молодцы. Вы были такие послушные цыплята. Садитесь на стульчики. (Дети садятся на стульчики).
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель. Дети, к нам в гости приходила мышка. Мы помогли мышке? (Да).
- Как мы ей помогли? ( Мы помогли мышке найти её домик).
- В какой сказке оказался домик мышки? (В сказке «Курочка Ряба»).
- Вам понравилось вместе с мышкой слушать сказку? (Да).
5. Перспективный этап
Воспитатель. Посмотрите, у меня на столе стоят игрушки: баба, дед, курочка и два яичка – золотое и простое. Давайте «поиграем с ними в сказку».
(Дети передвигают фигурки, сопровождая свои действия речью. Воспитатель помогает им).
Литература:
1. Астахова А. Моя первая книга. От 6 месяцев до 3 лет. – Воскресный день, 2020. – 144 с.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2 - 3 г. / В. Гербова. – М.: Мозаика - Синтез, 2016. – 112 c.
3. Ушакова О. С. Речевое развитие детей третьего года жизни. Методическое пособие для реализации образовательной программы «Теремок» – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. – 80 с.
4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-49.shtml#book_page_top. (Дата обращения: 26.12. 2022).
5. Песня «Цыплята». Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://box.hitplayer.ru. (Дата обращения: 20.12. 2022).
Конспект во вложении (pdf 210KB)
Скачать вложение