В стране профессий
Автор: Кобозева Алёна Алексеевна, Табола Наталья Юрьевна - воспитатели МБДОУ «Детский сад №112», г. РязаньКонспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
Аннотация
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера, таких как ознакомление с профессиями. У человека все закладывается с детства, в том числе и профессиональная направленность.
Ознакомление с трудом взрослых нужно начинать в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценностей труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
В соответствии с ФОП ДО занятие включает в себя обогащение представлений о труде взрослых, знакомство детей дошкольного возраста с разными видами труда. Образовательные ситуации необходимо создавать таким образом, чтобы дети знакомились с конкретными профессиями, обращая внимание на содержание каждой профессии в соответствие с общей структурой действий.
Цель: совершенствовать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с профессиями парикмахера, повара, летчика, врача;
- формировать умение анализировать, отвечать на вопросы воспитателя отдельными словами и простыми предложениями.
Развивающие:
- развивать способность бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей;
- развивать наблюдательность, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к людям разных профессий.
Демонстрационный материал: кукла Василиса Премудрая, куклы различных профессий, игрушечные атрибуты профессий, картины из цикла «Профессии».
Раздаточный материал: раскраски с различными профессиями, цветные карандаши.
Предварительная работа:
- беседы о работе повара, парикмахера, врача;
- проведение сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Ресторан»;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание картинок и иллюстраций по теме «Профессии»;
- заучивание стихотворений.
Ход занятия
1. Мотивационный этап
- Ребята, сейчас вы все ходите в детский сад, а когда вырастите, будете работать, так же как работают ваши родители. Я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в «Страну профессий»! Чтобы не заблудиться в этой большой стране, попросим Василису Премудрую проводить нас. Дети зовут Василису Премудрую. (Появляется кукла Василисы Премудрой).
2. Ориентировочный этап
Василиса Премудрая: Дорогие друзья, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну профессий. Чтобы не заблудиться там, вы должны знать, что профессии возникли очень давно. Еще в древние времена люди изготавливали орудия для охоты: луки, стрелы; кто-то собирал коренья, плоды и ягоды; кто-то обрабатывал шкуры животных и шил одежду из них. Люди распределяли между собой разные дела, каждый выполнял свою работу, которая была необходима для всех. Вот так и начали появляться первые профессии. Каждый выбирает себе профессию по душе. Кто-то хорошо рисует и становится художником, кому-то интересно водить автомобиль и он выбирает профессию водителя.
В пути нам встретятся люди разных профессий, чтобы больше узнать о них, нужно будет отгадывать загадки.
3. Исполнительский этап
Вот первая загадка:
Кто же сделает прическу
Феном, щеткой и расческой?
Пышно локоны завьет,
Челку щеткою взобьет,
Все в его руках горит,
Кто изменит внешний вид? (Парикмахер) (Васильева С.А. [3])
Воспитатель показывает картинку, на которой изображен парикмахер.
Василиса Премудрая:
- А где работает парикмахер? А что делает парикмахер? Какие предметы нужны ему для работы?
Дети: Парикмахер, он работает в парикмахерской. Ему нужны ножницы, фен, расческа
Воспитатель достает куклу-парикмахера и предлагает одному ребенку из предложенных предметов найти те, которые необходимы парикмахеру для его работы.
Один из детей рассказывает стихотворение о парикмахере:
- Дайте ножницы, расческу-
Он вам сделает прическу.
Парикмахер непременно
Подстрижет вас современно. (Сергей Чертков [4])
Василиса Премудрая:
Следующая загадка:
Ходит в белом колпаке,
С поварешкою в руке.
Он готовит всем обед:
Кашу, щи и винегрет. (Повар) (Борис Заходер [2])
Воспитатель показывает картинку, на которой изображен повар.
Василиса Премудрая:
- А где работает повар? А что делает повар? Какие предметы нужны ему для работы?
Дети: Повар, он работает на кухне. Ему нужны продукты, кастрюля, сковорода.
Воспитатель достает куклу - повара и предлагает одному ребенку из предложенных предметов найти те, которые необходимы парикмахеру для его работы.
Один из детей рассказывает стихотворение о поваре:
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель… И тогда
Ждет вас вкусная еда! (Сергей Чертков [5])
Василиса Премудрая:
- Молодцы, ребята. А теперь отгадайте следующую загадку:
Вижу в небе самолет
Как светящийся комочек,
Управляет им пилот,
По-другому просто … (Летчик). (Антосыч [6])
Вы, наверное, устали сидеть на стульчиках? Давайте поиграем в летчиков!
Физкульминутка «Летчики»:
Вот мотор включился,
Пропеллер закрутился (круговые движения рук перед собой)
К облакам поднялись,
И шасси убрались (расправить руки в стороны).
Вот лес – мы тут
Приготовим парашют (сложить руки на груди).
Толчок, прыжок,
Летим, дружок (подпрыгиваем).
Парашюты все раскрылись.
Дети мягко приземлились (поднять руки вверх и опустить)
(Александрова И.С. [7]).
- Немножко полетали, а теперь продолжим наше путешествие.
Василиса Премудрая:
- Следующая загадка:
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь –
Как лечиться знает … (врач) (Пахомова Т.С.[8])
Воспитатель показывает фотографию мамы – врача.
Василиса Премудрая:
- Ребята, чья это мама? Все дети называют, чья это мама.
- А где работает врач? А что делает врач? Какие предметы нужны ему для работы?
Дети: Врач, он работает в больнице. Ему нужны для работы скальпель, белый халат, лекарства.
Воспитатель достает куклу - врача и предлагает одному ребенку из предложенных предметов найти те, которые необходимы врачу для его работы.
Один из детей рассказывает стихотворение о враче:
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо.
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет врач! (Ксюша Иванова [9])
Воспитатель:
- А теперь, ребята, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая игра «Профессии» (Сахарова Е. Б.[10]):
Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)
Василиса Премудрая:
- На этом мы заканчиваем наше путешествие в «Страну профессий»! Ребята, вы молодцы, знаете много профессий, и кто что делает. А я с вами прощаюсь и говорю вам до свидания ребята!
Воспитатель убирает куклу Василисы Премудрой.
4. Рефлексивный этап
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: О людях, каких профессий, мы сегодня говорили?
Дети: парикмахера, повара, летчика, врача.
Воспитатель: Что мы выяснили?
Дети: Выяснили, что все профессии нам важны и нужны.
5. Перспективный этап
Воспитатель: Я хочу подарить вам раскраски с различными профессиями. И предлагаю вам их раскрасить. Когда вы закончите, сможете подарить их своим родителям!
Список литературы:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Детство-Пресс, 2024. – 256 с.
2. Заходер. Кто ходит в гости по утрам... (Стихи). – М.: Самовар, 2021. - 283.
3. Васильева С. А. Загадка про парикмахера. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/wall109572_5154 (дата обращения: 08.09.2024)
4. Сергей Чертков Дайте ножницы. - [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/08/kartoteka-stikhov-o-professiyakh-dlya-doshkolnikov (дата обращения: 08.09.2024)
5. Сергей Чертков Дайте повару. - [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://rustih.ru/dajte-povaru-produkty/?ysclid=m2x7ezqfkc586366747 (дата обращения: 08.09.2024)
6. Антосыч Загадка про летчика. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stihi.ru/2008/04/21/2453?ysclid=m2x7iw5444843878990 (дата обращения: 08.09.2024)
7. Александрова И.С. Физкультминутка «Летчики». - [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.maam.ru/detskijsad/igrovye-fizkultminutki-dlja-doshkolnikov.html?ysclid=m2x810vts5859096... (дата обращения: 08.09.2024)
8. Пахомова Т.С. Загадка про врача. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://logiclike.com/ru/zagadki/pro-professii?ysclid=m2x87idqiv19528925 (дата обращения: 08.09.2024)
9. Ксюша Иванова. Если заболело ухо. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stihi.ru/2005/12/15-1175?ysclid=m2x8coj2eh159983337 (дата обращения: 08.09.2024)
10. Сахарова Е. Б. Пальчиковая игра «Профессии». – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/palchikovye-igry-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta-na-temu-profesi.html... (дата обращения: 08.09.2024)
Конспект во вложении (pdf 140KB)
Скачать вложение