Вместе легче жить и работать
Автор: Лукинова Наталья Юрьевна, Дубровина Елена Александровна, Мишакина Кристина Геннадьевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад№116», г.РязаньКонспект занятия по познавательному и речевому развитию для детей 4-5 лет
Аннотация
На сегодняшний день дошкольное образование подвержено значительным изменения благодаря новым требованиям, предъявляемых обществом и государством. Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) отведено ключевое место в этом действии. Одной из целей данной программы является всестороннее развитие ребенка. Среди планируемых результатов освоения ФОП ДО детьми дошкольного возраста можно выделить следующие: наличие самостоятельности, инициативности, активности ребенка.
Планируемые результаты освоения содержания в ФОП ДО представлены для каждого года развития ребенка и тесно переплетаются с задачами обучения и воспитания детей. Анализ задач и содержания познавательного и речевого развития для детей 4-5 лет согласно ФОП ДО представлен в таблице.
Основой федерального государственного стандарта дошкольного образования является принцип деятельностного подхода – обязательного условия выбора форм и технологий реализации федеральной программы в образовательной практике детского сада. [3] Многие современные педагоги дошкольного образования переосмысливают вою профессиональную деятельность. Ведь важна не просто передача знаний, а развитие познавательного интереса, инициативности, самостоятельности и компетентности воспитанников в различных сферах. Проиллюстрируем решение задач ФОП ДО, выбор форм и приемов работы с детьми на примере занятия по познавательному и речевому развитию для детей 4-5 лет «Вместе легче жить и работать».
Программные задачи:
-
закреплять у детей умение считать в пределах пяти;
-
закреплять у детей умение отгадывать предметы по 3-4-м основным свойствам;
-
закреплять у детей умение составлять описательный рассказ из 5 - 6 предложений о предметах;
-
закреплять у детей умения использовать в речи существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов, прилагательные, обозначающие свойства предметов, наиболее употребительные глаголы, наречия и предлоги; употреблять существительные с обобщающим значением.
Словарная работа. Активизация словаря: воробышек, скворушка, скворечник, синичка, гнездо, подснежники, счет в пределах 5-ти.
Оборудование и материал: вырезанные из картона и раскрашенные кусты – «лес», домик; карточки с загадками, 4-5 конвертов с наборами разрезных картинок, изображающих разных птиц; 2 одинаковые корзины: пустая и с набором игрушек (белка, заяц, лиса, еж, волк и т.д.); грибы – муляжи на каждого ребенка; набор картинок для игры «Четвертый лишний»; сверток из коры березы; карточки с правилами поведения в природе; доска; указка; карточки с игрой «Если я приду в лесок»; ноутбук.
Музыкальное сопровождение: аудиозаписи спокойной, веселой и бодрой музыки и песни «Вместе весело шагать по просторам» (сл. М. Матусовского, музыка В. Шаинского).
Ход занятия
1. Мотивационный этап.
Звучит спокойная музыка. Дети заходят в группу, встают полукругом.
Воспитатель: Дети, вы сегодня зарядку делали?
Дети: Да!
Воспитатель: А про пальчики свои забыли, надо их разбудить.
Проводится пальчиковая игра: «Утро настало!»
Утро настало. Ладони скрещены,пальцы растопырены, образуя
Солнышко встало. «Солнышко с лучиками»
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики.
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Ой, ребята, я совсем забыла вам рассказать. Сегодня утром я шла на работу через парк и нашла вот такой сверток (показать). Я сама не стала его открывать, а решила показать вам, ребята.
Детки открывают, воспитатель читает: «Помогите! В лесу исчезли звери. Помочь могут только дружные ребята».
- Дружные ребята?
- А вы знаете кто такие дружные ребята?
Дети: играют вместе, не ссорятся,
- игрушками делятся, уступают друг другу, все делают вместе (рисуют, играют, занимаются, помогают друг другу, например: застегнуть, завязать).
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы узнать, что же в лесу могло произойти, что исчезли все звери?
Дети: Да!
Воспитатель: И вы хотели бы помочь лесным жителям?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда нам нужно отправиться в лес. Согласны?
Воспитатель: Но сначала вспомним правила поведения в лесу.
Первое правило: не сори!
Второе правило: не губи!
Третье правило: не шуми!
А сейчас будьте внимательны. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечаете: если я буду поступать хорошо, говорим «Да», если плохо, то «Нет».
Проводится игра «Если я приду в лесок».
1) Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
2) Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
3) Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
4) Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)
5) Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
6) Я люблю свою природу, я ей помогаю? (да)
- А сейчас берем за руку своего соседа, дарим ему самую добрую, ласковую улыбку и встаем парами друг за другом.
Воспитатель: А в пути нам поможет веселая, бодрая музыка.
(звучит аудиозапись веселой, доброй музыки « Вместе весело шагать по просторам», (сл. М. Матусовского, музыка В. Шаинского) дети парами, взявшись за руки, идут «по тропинке в лес»)
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Почему здесь так тихо? Не слышно пения птиц, не видно животных. Что случилось? Кажется, в кустах кто-то плачет.
Выходит старичок-лесовичок (воспитатель).
Старичок-лесовичок: Здравствуйте, ребятишки!
Дети: Здравствуйте!
Старичок-лесовичок: Я, Старичок-лесовичок, похож на гриб – боровичок. На мне кафтан да шапочка.
Воспитатель: Здравствуйте, лесовичок. Что здесь случилось?
Старичок-лесовичок: Баба-Яга превратила всех лесных жителей в грибы. Помочь им теперь могут только дружные ребята.
3. Исполнительный этап.
Воспитатель: Как вы думаете, дети, мы сможем помочь лесным жителям? (Ответы детей)
- Лесовичок, подскажи, что для этого мы должны сделать?
Старичок-лесовичок: Все вместе отгадать загадки.
Воспитатель: Постараемся, ребята?
(Лесовичок загадывает загадки, дети отгадывают).
1. Тает снежок,
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает? (весной)
2. Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло
Дом такой зовут (гнездо)
3. Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится
Хоть и маленький (подснежник)
4. Осенью летели к югу
Чтоб не встретить злую вьюгу,
А весной снежок растаял
И вернулись наши стаи.(перелетные птицы)
5. Новоселье у скворца
Он ликует без конца
Чтоб у нас жил пересмешник
Смастерили мы…(скворечник)
6. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной (ёж)
7. Рыжая плутовка
Спряталась под елкой.
Зайца ждет хитрюга та.
Как зовут ее?... (лиса)
8. Кто зимой в берлоге спит?
От его рева лес дрожит.
Кто умеет так реветь?
Ну конечно же…(медведь)
Воспитатель: Лесовичок, а что еще нужно сделать, чтобы расколдовать лесных жителей?
Старичок-лесовичок: Надо разделиться на группы, вместе, дружно собрать из отдельных частей картинки, чтобы получилось изображение птиц, и правильно назвать их. Подходите к столам.
(Делит детей на группы, раздает конверты, дети собирают картинки. Звучит спокойная мелодия)
Спрашивает детей каждой группы:
- Какую птицу они собрали?
Дети собирают картинки в конверты (по именам назвать), Старичок-лесовичок убирает их в корзину.
Старичок-лесовичок: Дети, кто расскажет про синицу, воробья, грача и скворца? (Раздать картинки-птицы)
Рассказы детей о птицах.
Старичок-лесовичок: Как называется дом у птиц? (Гнездо). Когда строят гнездо птицы? (Весной).Зачем птице нужно гнездо? (Откладывают там яйца-будет потомство-птенцы)
- А сейчас поиграем в игру «Чье гнездо?»
Детская игра «Чье гнездо?»
1) Гнездо воробья – воробьиное
2) Гнездо грача – грачиное
3) Гнездо голубя – голубиное
4) Гнездо вороны – воронье
5) Гнездо синицы – синичье
Вам понравилось играть?
Дети: Да!
Старичок-лесовичок: Садитесь на стулья. Ребята, у меня есть еще картинки. (раздать картинки с изображением диких животных)
- На каждой карточке нужно найти лишний предмет, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний.(дети отвечают).
Игра «Четвертый лишний».
Цель игры: совершенствование знаний о диких животных, развитие словарного запаса, закрепление понятия «дикие животные» в речи детей, развитие логического мышления, зрительного внимания, умения обобщать, умения дифференцировать диких и домашних животных.
Правила игры: ребенок внимательно рассматривает предметы, изображенные на карточке, и называет их. После чего называет предмет, который, на его взгляд, является лишним, накрывает его крестиком и объясняет свой выбор.
Старичок-лесовичок: Подходите ко мне (встают на ковер). Посмотрите на поляну – здесь много грибов, это заколдованные звери. Бережно соберите их в корзину (дети выполняют задания, отдают корзину лесовичку).
4. Рефлексивный этап.
Старичок-лесовичок: Теперь закройте глаза и посчитайте до 5 (дети закрывают глаза и считают, в это время Лесовичок прячет корзину с грибами за кусты, достает оттуда корзину с игрушками – зверями).
- Посмотрите, вы расколдовали лесных жителей. Знаете, почему вы победили Бабу-Ягу? (Ответы детей)
- Правильно, вы делали все вместе, помогали друг другу.
- Спасибо вам ребята от всех жителей леса, что вы расколдовали ваш лес.
- Послушайте, как зашумел он разными голосами. (Звучит МУЗЫКА!Звуки природы(CD-mp3 «Звуки природы детям» (сборник).
- За вашу помощь и смекалку я дарю вам угощения.
- До свидания! (машут рукой)
Воспитатель: До свидания, лесовичок! До свидания, лесные жители!
- А сейчас нам пора возвращаться в родной детский сад.
- Берем за руку своего соседа, дарим ему самую добрую, ласковую улыбку и встаем парами друг за другом.
Звучит запись «Вместе весело шагать по просторам»(сл. М. Матусовского, музыка В. Шаинского), дети парами уходят в «детский сад».
5. Перспективный этап
Воспитатель:
- Где мы с вами сегодня были? (в лесу)
- Что делали в лесу и кого там встретили? (лесовичка)
- Кому мы помогали в лусу? (лесным жителям)
- Знаете, почему мы победили Бабу-Ягу?( мы делали все вместе, помогали друг другу)
- Кому мы можем рассказать об этом занятии?
- Где мы можем использовать знания, полученные на занятии?
- Как вы думаете, легко ли построить мост одному человеку? Я тоже думаю, что трудно. Когда за работу берутся несколько человек, она становится не такой трудной. Давайте построим мост, чтобы все могли ходить через реку друг к другу в гости! Из какого материала будем строить мост? (кубики, кирпичики, пластины). Возьмите каждый по одному строительному материалу и начинайте постройку моста!
- Приглашаю вас на дружный танец (музыка). «Зашагали ножки» (муз.И слова С. Коротаевой).
Литература
1. Ушакова О.С. Развитие речи 4-5 лет. Средняя группа ФГОС ДО. – М.: ТЦ-Сфера, 2021. – 192с.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М: ТЦ Сфера, 2023. – 224 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – ММ.: ТЦ Сфера. 2023. – 48с.
4. Тимофеева Л.Л. Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты различных форм работы 4-5 лет. М.: Мозаичный парк, 2022. – 432с.
Полный текст статьи во вложении (pdf 245KB)
Скачать вложение