РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Вместе легче жить и работать

Автор: Лукинова Наталья Юрьевна, Дубровина Елена Александровна, Мишакина Кристина Геннадьевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад№116», г.Рязань

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию для детей 4-5 лет

Аннотация

На сегодняшний день дошкольное образование подвержено значительным изменения благодаря новым требованиям, предъявляемых обществом и государством. Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) отведено ключевое место в этом действии. Одной из целей данной программы является всестороннее развитие ребенка. Среди планируемых результатов освоения ФОП ДО детьми дошкольного возраста можно выделить следующие: наличие самостоятельности, инициативности, активности ребенка.

Планируемые результаты освоения содержания в ФОП ДО представлены для каждого года развития ребенка и тесно переплетаются с задачами обучения и воспитания детей. Анализ задач и содержания познавательного и речевого развития для детей 4-5 лет согласно ФОП ДО представлен в таблице. 

Основой федерального государственного стандарта дошкольного образования является принцип деятельностного подхода – обязательного условия выбора форм и технологий реализации федеральной программы в образовательной практике детского сада. [3] Многие современные педагоги дошкольного образования переосмысливают вою профессиональную деятельность. Ведь важна не просто передача знаний, а развитие познавательного интереса, инициативности, самостоятельности и компетентности воспитанников в различных сферах. Проиллюстрируем решение задач ФОП ДО, выбор форм и приемов работы с детьми на примере занятия по познавательному и речевому развитию для детей 4-5 лет «Вместе легче жить и работать».

Программные задачи:

  • закреплять у детей умение считать в пределах пяти;

  • закреплять у детей умение отгадывать предметы по 3-4-м основным свойствам;

  • закреплять у детей умение составлять описательный рассказ из 5 - 6 предложений о предметах;

  • закреплять у детей умения использовать в речи существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов, прилагательные, обозначающие свойства предметов, наиболее употребительные глаголы, наречия и предлоги; употреблять существительные с обобщающим значением.

Словарная работа. Активизация словаря: воробышек, скворушка, скворечник, синичка, гнездо, подснежники, счет в пределах 5-ти.

Оборудование и материал: вырезанные из картона и раскрашенные кусты – «лес», домик; карточки с загадками, 4-5 конвертов с наборами разрезных картинок, изображающих разных птиц; 2 одинаковые корзины: пустая и с набором игрушек (белка, заяц, лиса, еж, волк и т.д.); грибы – муляжи на каждого ребенка; набор картинок для игры  «Четвертый лишний»; сверток из коры березы; карточки с правилами поведения в природе; доска; указка; карточки с игрой «Если я приду в лесок»; ноутбук.

Музыкальное сопровождение: аудиозаписи спокойной, веселой и бодрой музыки и песни «Вместе весело шагать по просторам» (сл. М. Матусовского, музыка В. Шаинского).

Ход занятия

1. Мотивационный этап.

Звучит спокойная музыка. Дети заходят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: Дети, вы сегодня зарядку делали?

Дети: Да!

Воспитатель: А про пальчики свои забыли, надо их разбудить.

Проводится пальчиковая игра: «Утро настало!»

Утро настало.                               Ладони скрещены,пальцы растопырены, образуя

Солнышко встало.                       «Солнышко с лучиками»

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики.

2. Ориентировочный этап.

Воспитатель: Ой, ребята, я совсем забыла вам рассказать. Сегодня утром я шла на работу через парк и нашла вот такой сверток (показать). Я сама не стала его открывать, а решила показать вам, ребята.

Детки открывают, воспитатель  читает: «Помогите! В лесу исчезли звери. Помочь могут только дружные ребята».

- Дружные ребята?

- А вы знаете кто такие дружные ребята?

Дети:  играют вместе, не ссорятся,

          - игрушками делятся, уступают друг другу, все делают вместе (рисуют, играют, занимаются, помогают друг другу, например: застегнуть, завязать).

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы узнать, что же в лесу могло произойти, что исчезли все звери?

Дети: Да!

Воспитатель: И вы хотели бы помочь лесным жителям?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда нам нужно отправиться в лес. Согласны?

Воспитатель: Но сначала вспомним правила поведения в лесу.

Первое правило: не сори!

Второе правило: не губи!

Третье правило: не шуми!

А сейчас будьте внимательны. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечаете: если я буду поступать хорошо, говорим «Да», если плохо, то «Нет».

Проводится игра «Если я приду в лесок».

1)    Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

2)    Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

3)    Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

4)    Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)

5)    Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

6)    Я люблю свою природу, я ей помогаю? (да)

- А сейчас берем за руку своего соседа, дарим ему самую добрую, ласковую улыбку и встаем парами друг за другом.

Воспитатель: А в пути нам поможет веселая, бодрая музыка.

(звучит аудиозапись веселой, доброй музыки « Вместе весело шагать по просторам», (сл. М. Матусовского, музыка В. Шаинского) дети парами, взявшись за руки, идут «по тропинке в лес»)

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Почему здесь так тихо? Не слышно пения птиц, не видно животных. Что случилось? Кажется, в кустах кто-то плачет.

Выходит старичок-лесовичок (воспитатель).

Старичок-лесовичок: Здравствуйте, ребятишки!

Дети: Здравствуйте!

Старичок-лесовичок: Я, Старичок-лесовичок, похож на гриб – боровичок. На мне кафтан да шапочка.

Воспитатель: Здравствуйте, лесовичок. Что здесь случилось?

Старичок-лесовичок: Баба-Яга превратила всех лесных жителей в грибы. Помочь им теперь могут только дружные ребята.

3. Исполнительный этап.

Воспитатель: Как вы думаете, дети, мы сможем помочь лесным жителям? (Ответы детей)

- Лесовичок, подскажи, что для этого мы должны сделать?

Старичок-лесовичок: Все вместе отгадать загадки.

Воспитатель: Постараемся, ребята?

(Лесовичок загадывает загадки, дети отгадывают).

1. Тает снежок,

Ожил лужок

День прибывает

Когда это бывает? (весной) 

2.     Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло

Дом такой зовут (гнездо)

3.   Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится

Хоть и маленький (подснежник)

4.    Осенью летели к югу

Чтоб не встретить злую вьюгу,

А весной снежок растаял

И вернулись наши стаи.(перелетные птицы)

5.     Новоселье у скворца

Он ликует без конца

Чтоб у нас жил пересмешник

Смастерили мы…(скворечник)

6.     Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной (ёж) 

7.     Рыжая плутовка

Спряталась под елкой.

Зайца ждет хитрюга та.

Как зовут ее?... (лиса)

8.     Кто зимой в берлоге спит?

От его рева лес дрожит.

Кто умеет так реветь?

Ну конечно же…(медведь)

Воспитатель: Лесовичок, а что еще нужно сделать, чтобы расколдовать лесных жителей?

Старичок-лесовичок: Надо разделиться на группы, вместе, дружно собрать из отдельных частей картинки, чтобы получилось изображение птиц, и правильно назвать  их. Подходите к столам.

(Делит детей на группы, раздает конверты, дети собирают картинки. Звучит спокойная мелодия)

Спрашивает детей каждой группы:

- Какую птицу они собрали?

Дети собирают картинки в конверты (по именам назвать), Старичок-лесовичок убирает их в корзину.

Старичок-лесовичок: Дети, кто расскажет про синицу, воробья, грача и скворца? (Раздать картинки-птицы)

Рассказы детей о птицах.

Старичок-лесовичок: Как называется дом у птиц? (Гнездо). Когда строят гнездо птицы? (Весной).Зачем птице нужно гнездо? (Откладывают там яйца-будет потомство-птенцы)

- А сейчас поиграем в игру «Чье гнездо?»

Детская игра «Чье гнездо?»

1)    Гнездо воробья – воробьиное

2)    Гнездо грача – грачиное

3)    Гнездо голубя – голубиное

4)    Гнездо вороны – воронье

5)    Гнездо синицы – синичье

Вам понравилось играть?

Дети: Да!

Старичок-лесовичок: Садитесь на стулья. Ребята, у меня есть еще картинки. (раздать картинки с изображением диких животных)

- На каждой карточке нужно найти лишний предмет, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний.(дети отвечают).

Игра «Четвертый лишний».

Цель игры: совершенствование знаний о диких животных, развитие словарного запаса, закрепление понятия «дикие животные» в речи детей, развитие логического мышления, зрительного внимания, умения обобщать, умения дифференцировать диких и домашних животных.

Правила игры: ребенок внимательно рассматривает предметы, изображенные на карточке, и называет их. После чего называет предмет, который, на его взгляд, является лишним, накрывает его крестиком и объясняет свой выбор.

Старичок-лесовичок: Подходите ко мне (встают на ковер). Посмотрите на поляну – здесь много грибов, это заколдованные звери. Бережно соберите  их в корзину (дети выполняют задания, отдают корзину лесовичку).

4. Рефлексивный этап.

Старичок-лесовичок: Теперь закройте глаза и посчитайте до 5 (дети закрывают глаза и считают, в это время Лесовичок прячет корзину с грибами за кусты, достает оттуда корзину с игрушками – зверями).

- Посмотрите, вы расколдовали лесных жителей. Знаете, почему вы победили Бабу-Ягу? (Ответы детей)

- Правильно, вы делали все вместе, помогали друг другу.

- Спасибо вам ребята от всех жителей леса, что вы расколдовали ваш лес.

- Послушайте, как зашумел он разными голосами. (Звучит МУЗЫКА!Звуки природы(CD-mp3 «Звуки природы детям» (сборник).

- За вашу помощь и смекалку я дарю вам угощения.

- До свидания! (машут рукой)

Воспитатель: До свидания, лесовичок! До свидания, лесные жители!

- А сейчас нам пора возвращаться в родной детский сад.

- Берем за руку своего соседа, дарим ему самую добрую, ласковую улыбку и встаем парами друг за другом.

Звучит запись «Вместе весело шагать по просторам»(сл. М. Матусовского, музыка В. Шаинского), дети парами уходят в «детский сад». 

5. Перспективный этап

Воспитатель:

- Где мы с вами сегодня были? (в лесу)                      

- Что делали в лесу и кого там встретили? (лесовичка)

- Кому мы помогали в лусу? (лесным жителям)

- Знаете, почему мы победили Бабу-Ягу?( мы делали все вместе, помогали друг другу)

- Кому мы можем рассказать об этом занятии?

- Где мы можем использовать знания, полученные на занятии?

- Как вы думаете, легко ли построить мост одному человеку? Я тоже думаю, что трудно. Когда за работу берутся несколько человек, она становится не такой трудной. Давайте построим мост, чтобы все могли ходить через реку друг к другу в гости! Из какого материала будем строить мост? (кубики, кирпичики, пластины). Возьмите каждый по одному строительному материалу и начинайте постройку моста!

- Приглашаю вас на дружный танец (музыка). «Зашагали ножки» (муз.И слова С. Коротаевой). 

Литература

1. Ушакова О.С. Развитие речи 4-5 лет. Средняя группа ФГОС ДО. – М.: ТЦ-Сфера, 2021. – 192с.

2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М: ТЦ Сфера, 2023. – 224 с.

3.   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – ММ.: ТЦ Сфера. 2023. – 48с.

4. Тимофеева Л.Л. Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты различных форм работы 4-5 лет. М.: Мозаичный парк, 2022. – 432с.

Полный текст статьи во вложении (pdf 245KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru