Восприятие цвета. Группировка предметов по цвету
Автор: Егорова Виктория Алексеевна, воспитатель ОГБОУ « Школа- интернат «Вера»», г.РязаньКонспект группового коррекционно – развивающегося занятия с детьми с расстройством аутистического спектра, обучающихся по программе ФАОП НОО (вариант 8.4)
Аннотация
На занятии формируются умения ребенка с РАС группировать предметы по цвету (красный, синий, желтый, зеленый цвет). Дети упражняются в восприятии цвета: красный, синий, желтый, зеленый. На занятии у детей развивается произвольное восприятия, путем наблюдения за деятельностью учителя. Развивается внимание, мелкая и артикуляционная моторика. Устанавливается визуальный контакт с педагогом через выполнение инструкции: «Посмотри на меня». Развивается память через восприятие этапов работы по речевым инструкциям, коррегируется эмоционально-волевая и коммуникативная сфера через совместную работу. Воспитывается доброжелательное отношение друг к другу, через командную работу, аккуратность. Самостоятельность в рамках предметно-практической деятельности.
Возраст детей: 7-8 лет.
Цель: формирование умения группировать предметы по цвету.
Задачи
Коррекционно-обучающие:
1. Упражнять в восприятии цвета (красный, желтый, зеленый, синий).
2. Упражнять в группировке предметов по цвету.
3. Повторить цвета: жёлтый, зелёный, красный, синий.
4. Уточнить и расширить представления о свойствах предмета, учить находить предмет по признаку (цвет), использовать имеющиеся знания в решении простых задач, обогащать и активизировать словарь по теме.
Коррекционно-развивающие:
-
развивать зрительное восприятие формы и цветового гнозиса, память, воображение, элементы логического мышления, пространственную ориентировку, тонкую моторику.
-
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятию, усидчивость и саморегуляцию, аккуратность, располагать ребёнка к активному сотрудничеству с педагогом.
Тип занятия: обобщение и закрепление.
Методы обучения: словесные, наглядные, практическая работа.
Оборудование урока: доска Сегена, предметы (кубики, прищепки, крышки)шары, карандаши, ленты : красного, желтого, синего, зеленого цветов. Цветная бумага, магниты, мячи, ленты (красного, желтого, синего, зеленого цветов), кленовые листья: красного, желтого, зеленого цветов, тканевые мешочки, карточки с правилами поведения на уроке, коммуникативные альбомы, музыкальная колонка,музыка Ф. Шопен «Осень».
Ход занятия
Этапы |
Деятельность учащегося |
Деятельность учителя |
Примечание |
1.Утренний круг |
|
Дили-дили-дили-дон! Слышен звон со всех сторон!
Собираемся в кружок, Начинается урок!
Возьмемся за руки с тобой,
И станем лентой золотой,
Которая с небес идет,
Где звезд волшебных хоровод!!
Собрались все дети в круг, Тишина стоит вокруг (слушаем тишину) Учитель здоровается с каждым ребенком. |
|
2.Ориентировка в пространстве классаи повторение правил поведения на уроке. |
Обучающиеся находят свои парты, стулья и садятся. Обучающиеся за партой располагают в заданной последовательности учителя карточки с правилами поведения на уроке. |
Учитель просит обучающихся занять свои рабочие места. Повторим правила поведения на уроке (учитель на доске показывает обучающимся карточки с правилами поведения на уроке) |
Карточки правила поведения на уроке (на доске для учителя и на партах для обучающихся). |
3. Работа с расписанием |
1. Ребенок подходит к доске и ставит стрелку напротив карточки коррекционное занятие.
2. Обучающиеся работают в коммуникативных альбомах.
3. Обучающиеся закрывают свои коммуникативные альбомы. |
1. Учитель обращает внимание детей на доску, показывает и озвучивает, какой сейчас урок и просит одного из учеников подойти к доске и поставить стрелку напротив карточки с изображением данного урока. Далее просит ребёнка занять его рабочее место. Хвалит его и говорит: «Молодец».
2. Работа с коммуникативными альбомами. Учитель раздает обучающимся коммуникативные альбомы и просит приклеить карточку, на которой изображена картинка коррекционного занятия и поставить стрелку напротив этой карточки.
3.Учитель просит обучающихся закрыть альбомы, после чего собирает их. |
На столе лежат коммуникативные альбомы. |
4. Сообщение темы занятия |
|
Сегодня на уроке мы будем работать с цветами: красным, синим, желтым и зелёным, и группировать предметы по цвету. |
|
5. Физкультминутка |
Обучающиеся повторяют движения с лентами за учителем. |
Учитель проситдетей выйти из своих пар и встать в круг, затем учитель предлагает каждому ребёнку взять палочку с лентой определенного цвета. «Возьми жёлтую ленту!» «Возьми красную ленту!» «Возьми синююленту!» «Возьми зеленую ленту!»
Затем включается музыка, учитель произносит слова и выполняет движения с лентами (рукой вниз, вверх, вправо, влево и т.д.)
Осень кисточку достала, Всё вокруг разрисовала! На цвета сменила моду, Разукрасила природу: У берёзок, у сестричек – Ленты желтые в косичках.
В красный шарф одеты клёны. |
Ленты красного, зелёного и жёлтого цвета, музыкальное сопровождение Ф. Шопен «Осень».
|
6. Практическая работа |
1. Дети дают учителю мяч определённого цвета.
2. Дети достают из мешочка предмет, а затем кладут его в лоток определённого цвета.
3.Дети работают с доской Сегена.
4. Дети по очереди выходят к доске и соотносят магниты с карточкой определённого цвета. |
1. Учитель раздает лоток с разноцветными мячами затем, проходит и просит у ребенка дать ему мяч определенного цвета. «Дай синий мяч! Дай желтый шар! Дай красный мяч!)
2. Работа с тканевыми мешочками и лотком доля сортировки предметов. В мешочке лежат предметы красного, синего, жёлтого и зелёного цвета. Учитель просит каждого из обучающегося открыть мешочек и достать предмет, затем положить в определенное отделение лотка (красный предмет в красное отделение лотка, синий предмет в синие отделение лотка и т. д) «Дима, возьми любой предмет из мешочка и соотнеси его с таким же цветом в лотке! (крышки, кубики, прищепки). «Возьми любой предмет из мешочка и соотнеси его с таким же цветом в лотке!» (просит учитель).
3. Работа с досками Сегена. «Рассмотри внимательно эти фигуры, подбери их по цвету. 4. Работа у доски с магнитами. На доске закреплены магнитами четыре карточки, справа на доске расположены магниты зелёного, синего, жёлтого и красного цвета. Учитель просит подойти к доске каждого ребёнка по очереди и говорит ему: «Прикрепи желтый магнит под желтой карточкой….» Учитель просит выполнить это задание каждого из учеников. И со словами: «Молодец!» просит обучающегося сесть за свою парту. |
1. На столе лежит лоток с мячами красного, синего, жёлтого и зелёного цвета.
2.Тканевые мешочки с предметами, лоток для сортировки предметов.
3.Доски Сегена
4.На доске цветные карточки и магниты. |
7. Физкультминутка
|
Дети повторяют движения за учителем. |
Учитель каждому ребёнку дает осенние листья (кленовые) и произнося слова, показывает детям движения.
Мы листики осенние, На ветках мы сидим
(дети поднимают руки вверх).
Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели
(движения руками из стороны в сторону)
И на землю тихо сели
(дети приседают)
Ветер снова набежал И листочки все поднял
(кружатся на месте)
Закружились, полетели И на землю снова сели.
Затем учитель просит детей собрать листья в корзину. |
Кленовые листья. |
8. Практическая работа |
1.Дети выполняют пальчиковую гимнастику. 2. Дети закрашивают в альбомах фигуры заранее нарисованные учителем. Затем по очереди дети выходят к доске и прикрепляют свои работы на доску. |
1. Работа в альбоме цветными карандашами. Учитель раздает альбомы и стаканчики с карандашами каждому ребенку.
2. Повторяем правила работы с карандашом.
3. Пальчиковая гимнастика. Учитель произносит слова и показывает движения для пальцев.
Карандашик я катаю, Меж ладошками потру.
Как сложу я кулачок, разложу ладошку,
Да поставлю на бочок, Положу на ножку.
4.Работа в альбоме( на клейкой основе). Учитель работает на листе, который закреплен на доске, а детиработают в альбомах. По просьбе учителя обучающиеся берут карандаш определенного цвета, обводят и раскрашивают фигуры, заранее нарисованные в альбоме. Далее учитель просит каждого обучающего по очереди выйти к доске со своей работой и прикрепить её на доску магнитом, а затем «подписать» свою работу, прикрепивкарточку со своим именем, далее вернуться за рабочее место. Учитель со словами: «Молодец!» делает оценивание каждого обучающегося (оценочная единица: смайлик)). |
1. На столе альбом и цветные карандаши.
2.На доске и на партах карточки по правилам работы с карандашом. |
9.Уборка рабочего места |
Дети относят стакан с карандашами и альбом на полку шкафа. |
Учитель просит обучающихся отнести альбом и стакан с карандашами на полку шкафа. |
|
10. Итог занятия |
|
1. Учитель подводит итог. Сегодня был урок «коррекционно – развивающие занятие» (Показываю на расписание)
1.Мы работали с цветами. 2.Сегодня вы очень хорошо работали. Учитель хвалит обучающихся: «Вы молодцы, хорошо потрудились». |
|
11. Завершение урока (круг)
|
|
Дили-дили-дили-дон! Слышен звон со всех сторон! Собираемся в кружок, Наш кончается урок.
|
|
ЛИТЕРАТУРА :
1. Морозова Т.И. Методические рекомендации по коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме. // Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. / Под ред. С.А. Морозова. – М., 2011.– 78с.
2. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов/Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2002. – 192с.
3. Хаустов А.В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой – М.: РУДН, 2007. – 37с.
4. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды / Акад. пед. и социальных наук; Московский психолого-социальный ин-т; под ред. Д.И. Фельдштейна. - 2-е изд., стереотип. - М.: Воронеж: изд-во "Ин-т практической психологии": НПО "МОДЭК", 1997. – 414с.
5. Специальные индивидуальные программы развития обучающихся 2 класса ОГБОУ «Школа- интернат «Вера»» [официальный сайт]. Режим доступа: URL: https://shkola-vera.edusite.ru/ (дата обращения 15.05.2021).
Скачать вложение