РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Всякая помощь хороша вовремя

Автор: Хамова Елена Юрьевна, Никушкина Наталия Ивановна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №99», г.Рязань

Конспект занятия по ознакомлению детей 5-6 лет с художественной литературой (по сказке В.Г.Сутеева «Под грибом»)

«Технике восприятия необходимо учить», – писал основатель отечественной теории речевой деятельности A. A. Леонтьев [5].

Современные родители всё реже читают своим детям. Дети сегодня проводят много времени за компьютерными играми и телевизором, которые предлагают готовые визуальные образы, что снижает интерес к книгам. Книга же требует систематического чтения и умственного напряжения.
Одной из задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей навыков восприятия и понимания текста. Книга предоставляет возможность для воображения и размышлений, развивает творческие способности и умение мыслить самостоятельно. Для детей старшего дошкольного возраста важно развивать более глубокое понимание содержания и формы художественных произведений. Это включает в себя анализ характера персонажа, основываясь на его портрете, действиях, мотивах поведения и других способах раскрытия образа.
Под чтением дошкольников принято понимать не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста и его понимание (извлечение смысла, содержания). Вид речевой деятельности, при которой текст воспринимается на слух и сопровождается эмоциональным откликом, воображением и реакцией на содержание, называется продуктивным чтением-слушанием (О.В. Чиндилова)[5].
Технология продуктивного чтения дает детям возможность прогнозировать название текста по обложке, иллюстрации, воспитатель читает и вместе с детьми ведет диалог с автором, в ходе беседы вместе уточняют позицию автора.
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом [2]: 
1) До чтения текста 
Предположение, о ком или о чём будем читать (по названию, иллюстрациям, игровой ситуации). 
2) Во время чтения текста 
Взрослый читает вслух и делает остановки для того, чтобы: 
- прокомментировать прочитанное, усилить эмоциональное восприятие; 
- задать вопросы автору; 
- включить воображение детей;
- привлечь внимание к чему-то и пр. 
3) После чтения текста 
Вопросы и задания для выявления первичного восприятия,  обсуждение прочитанного, творческие задания. 
Рассмотрим применение технологии продуктивного чтения-слушания на примере работы со сказкой В. Г. Сутеева «Под грибом» [3]. 
Используемая технология продуктивного чтения – слушания (О.В. Чиндилова) [5].
Цель: способствовать развитию умения эмоционально воспринимать произведение, понимать содержание и главную мысль сказки, оценивать поступки героев. Воспитывать чувства взаимопомощи и сопереживания.
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации с изображением грибов и разных животных, насекомых, беседы о доброте, взаимовыручке.
Оборудование: магнитофон, звуки дождя, два планшета, нарисованный маленький гриб, большой гриб, на магнитах изображения муравья, бабочки, мыши, зайца, лисы, лягушки, голубая ткань, дощечки 4 цветов.
Автор и название произведения: Сказка В.Г. Сутеева «Под грибом» [3].
Художественная задача текста: содействовать развитию у детей таких моральных характеристик, как взаимная поддержка, заботливость, сострадание, милосердие  и отзывчивость.
Ход занятия
1. Мотивационный этап (до чтения).
Задача: Создать условия для формирования интереса к слушанию сказки В.Г. Сутеева «Под Грибом».
Воспитатель включает аудиозапись звука дождя и предлагает детям превратиться в капельки. 
Игра «Капельки».
Все капельки хаотично гуляют по группе.
Вот капельки встретились, и получился ручеек (Дети встают паровозиком и двигаются друг за другом).
Группой по 3- 4 капельки собираются лужу. (Дети берутся за руки и образуют круг).
Ребята, как вы думаете, где можно спрятаться от дождя? (Ответы детей).
Мне известна одна сказка, в которой звери прятались от дождя под грибом.
Хотите её узнать?
2. Ориентировочный этап (до чтения).
Задача: Создать условия для формирования желания прочитать сказку и получить ответ на вопрос.
Рассматривание картинок с героями сказки.
Назовите всех героев. Все эти герои собрались в одной сказке, которую написал Владимир Григорьевич Сутеев, а называется она «Под грибом». 
- Как вы думаете, о чем будет сказка? 
- Хотите выяснить, что случилось на самом деле? 
- Что нам нужно для этого сделать?
Садитесь так, чтобы было удобно, слушайте внимательно.
3. Исполнительский этап (во время чтения)
3.1. Чтение – слушание
Задачи: Способствовать развитию умений внимательно слушать произведение, воспринимать содержание сказки, сопереживать герою, оценивать их поступки;
Способствовать воспитанию эмоционального восприятия текста.
Как-то раз застал Муравья сильный дождь.
Куда спрятаться? (пауза, предположения детей)
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибом — дождь пережидает.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее... (Представили?)
Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу! 
— Куда же я пущу тебя? — говорит Муравей. — Я один тут кое-как уместился.
— Ничего! В тесноте, да не в обиде. (Правда, ребята?)
Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт...
Бежит мимо Мышка: 
— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
— Потеснитесь немножко! (Как думаете, пустят мышку?)
Потеснились — пустили Мышку под грибок. (Пожалели мышку, да ребята?) 
А дождь всё льёт и не перестаёт... Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
— Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
— Тут места нет. (Как же быть?)
— Подвиньтесь, пожалуйста!
— Ладно.
Подвинулись — нашлось Воробью место. 
А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..
— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся. 
Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.
— Зайца не видели? — спрашивает.
— Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
— Не тут ли он спрятался?
— Где ему тут спрятаться! 
Махнула Лиса хвостом и ушла. 
К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло.
Вылезли все из-под гриба — радуются.
Муравей задумался и говорит:
— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось! 
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:— Эх вы! Гриб-то...
Не досказала и ускакала. 
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались? (Ответы детей)
Подвижная игра «Помоги перебраться через лужу»
Дети стоят на одной стороне ковра. На полу лежит голубая широкая ткань,
рядом лежат дощечки 4 цветов, по 2 шт для 1 команды. Воспитатель спрашивает, как нам туда перебраться? (Предложения детей)
Воспитатель: Давайте разделимся на команды по цветам. У кого желтые дощечки идут к желтым дощечкам и т.д. Дети перебираются на другую сторону с помощью дощечек.
3.2 Обобщающая беседа (после чтения).
Задача: Создать условия для формирования понятий: «взаимопомощь», «сопереживание»; «отзывчивость».
- Как называлась сказка, которую мы читали?
- Какие герои были в сказке?
- Какая была погода в начале сказки?
- Куда спрятался муравей? 
- Какой был гриб сначала?
- Почему Бабочка не могла лететь?  
- Что взволновало Муравья? 
- Почему пустили Мышку и Воробья? 
- Почему герои сказки не выдали Зайца Лисе? 
- Что удивило Муравья после того, как дождь закончился? 
- Почему смеялась Лягушка?
3.3 Выражение своего отношения к содержанию текста (после чтения).
Задача: Создать условия для выражения детьми отношения к содержанию текста.
- Кто из героев тебе больше понравился? Почему?
- Чему учит сказка?
3.4 Работа с пословицей.
Задача: Создать условия для понимания смысла пословицы.
- Подходит ли пословица «Всякая помощь хороша вовремя» к этой сказке? Как вы её понимаете?
4. Рефлексивный этап.
Задача: Создать условия для обращения детей к личному опыту.
- Что помогло героям сказки справиться с трудностями?
- Был ли у вас похожий случай?
- Как вы поступили?
5. Перспективный этап.
Задача: Создать условия для применения полученных знаний на практике.
Владимир Григорьевич Сутеев написал очень много детских сказок. Его умные, забавные и добрые книги известны детям по всему миру. Владимир Григорьевич сам создавал иллюстрации к своим произведениям. Практически каждое предложение в этих сказках сопровождается ярким изображением, а его живые рисунки напоминают кадры из мультфильмов. 
- Захотелось ли вам послушать другие сказки В.Г. Сутеева?
- Да. 

Литература:

1. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста.– М. : Баласс, 2014. –  с.43
2. Паршина С. В. Технология продуктивного чтения – слушания как средство формирования читательских умений дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.school2100.com (Дата обращения 23.01.2025 г).
3. Сутеев В.Г. Сказки-мультфильмы В. Сутеева – М.: наследники, 2006. – 159 с., ил.
4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. ТЦ Сфера, 2023.-61с.
5. Чиндилова О. В. Чтение художественной литературы как вид деятельности старших дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://school2100.com/upload/iblock/7a3/7a330a42db102661472f9639d315b23b.pdf (Дата обращения 23.01.2025).

Конспект во вложении (pdf 246Kb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru