РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2023»
Путешествие в мир детской книги

Знакомство с поэзией Сергея Есенина

Автор: Костикова Татьяна Анатольевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад№21», г. Рязань

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы

Аннотация

На протяжении дошкольного периода одной из важных задач, стоящих перед педагогами в ДОУ, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Значительно место в процессе ознакомления дошкольников с поэзией занимает творчество Сергея Есенина. Сергей Есенин является одним из величайших русских поэтов. Эмоциональность стихотворений С.А. Есенина способна пробудить отклик в каждом ребенке, только необходимо научить детей грамотно осмысливать текст и воспринимать его в единстве содержания и формы. Стихи Сергея Есенина согреты каким-то внутренним теплом, которое необходимо дошкольнику.

Задачей данного занятия является не только познакомить детей с творчеством Сергея Есенина, но и научить анализировать стихи, понимать поэтические образы, прививать чувство любви к природе и родному краю.

Цель: познакомить дошкольников с творчеством Сергея Есенина.

Задачи:

1. Образовательные: 

  • закрепить у детей навыки чтения стихов;

  • развивать способность у ребенка заучивать стихотворения;

  • познакомить старших дошкольников через поэзию С. Есенина со временами года; 

  • научить детей анализировать стихи, понимать поэтические образы.

2. Развивающие: 

  • совершенствовать речь дошкольников с помощью рассказывания стихотворения наизусть;

  • развивать интерес к поэзии, интеллект, словарный запас ребенка, мотивацию.

3. Воспитательные: 

  • прививать ребенку чувство любви к природе и родной земле через творчество рязанского поэта; 

  • познакомить старших дошкольников с выдающимся поэтом Сергеем Есениным и с его творчеством.

Оборудование: книги С. Есенина, фотографии и слайды, проектор, иллюстрации осеннего пейзажа, альбомные листы, краски, кисти.

Предварительная работа: наблюдение за природой, рассматривание иллюстраций с осенним пейзажем. 

Ход занятия

1. Мотивационный этап

Дети сидят полукругом.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется человек, который сочиняет стихи? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, поэт.

(На доске портрет С.Есенина)

Воспитатель читает стихотворение.

Есенин – нежное имя,
Соловьиный звон.
Кудрями золотыми
Звенел весёлый клен.
Из солнечного ливня
Весеннее лицо
Овеял ветер нивный
Цветочною пыльцой.

2. Ориентировочный этап.

Воспитатель: Ребята, о каком поэте это стихотворение? (ответы детей)

Правильно, стихотворение о Сергее Есенине, замечательном русском поэте.

- А вы хотели бы узнать о нём? Что вам интересно узнать? (ответы детей)

3. Исполнительский этап.

Воспитатель: Поэт прожил на земле мало - три десятилетия. Он писал, что его песня останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, прочувствовать мир, созданный поэтом.

- Сергей Александрович Есенин, гениальный русский поэт, родился в Рязанской губернии, в селе Константинове (слайд с изображением села). Его воспитывал дедушка по линии матери. Через некоторое время, когда Серёжа Есенин подрос, его решили отдать в церковно–учительскую школу. Свои первые стихи он начал писать рано, в возрасте примерно девяти лет. Большую часть своей жизни Сергей Есенин прожил в Рязанском крае. И много своих стихотворений он посвятил именно природе и красоте родного края.

(воспитатель показывает слайды и читает детям стихотворение):

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите какие чувства появились у вас после того как вы прослушали это стихотворение? (Ответ)

Воспитатель: О чем поэт рассказывает нам в этом стихотворении? О каком времени года идёт речь? Объясните, почему именно вы так думаете? (дети отвечают)

Воспитатель показывает слайд.

Воспитатель: Почему ужу нивы сжаты, рощи голы? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие слова вы не знаете и не понимаете их значение? (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, какая из картин больше подходит к этому стихотворению (ранняя или поздняя осень)? (Ответы детей)

Воспитатель опять обращает внимание детей на картину с изображением пейзажа поздней осени и читает два первых четверостишия, а дети помогают.

После воспитатель читает последнее четверостишие и беседует с детьми.

Воспитатель: Ребята, это стихотворение об изменениях в природе, которые происходят, когда одно время года сменяется другим. В данном случае на смену осени приходит зима. Поэт считал, что в природе одно из самых интересных событий — это переход к новому времени года.

- Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

- Как вы понимаете эти строки дети? (Ответы детей: солнце уже не так ярко светит, реже появляется на небе, стало рано темнеть, день стал короче).

Воспитатель: В последнем четверостишии настроение резко меняется. С. Есенин называет чащу звонкой, пробуждая этим словом все вокруг. Он очарован жеребенком–месяцем, который запрягся в сани. Это символический образ, напоминающий перевозчика, который вскоре привезет седовласую зиму.

Воспитатель: Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей) Как нужно читать его? Громко и звонко, как на празднике, или тихо, медленно и спокойно, с раздумьем? Почему? (Ответы детей) (Надо стараться своим голосом передавать сонную тишину и ленивое движение зари).

Воспитатель два раза читает всё стихотворение. Дети тихо произносят текст вместе с ним. Далее стихотворение повторяется по четверостишиям вместе с детьми (повторение 3–4 раза).

Воспитатель: Ребята, а теперь мы встанем и немного разомнёмся.

Проводится физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись,
Потянулись, потянулись.
Плечи поднимаем,
Плечи опускаем,
Вправо, влево повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Дети садятся на места.

Воспитатель: Сергей Есенин воспевал в своей поэзии природу, поэтому его называли певцом отечественной природы. Сейчас послушаем ещё несколько его стихотворений. (Воспитатель читает стихи «Береза», «Черемуха», «Ночь»).

Воспитатель: О чем данные стихотворения, что воспевает в них автор?

Дети: Они о природе, в них поэт воспевает, ночь, зиму, красоту русской березки.

Воспитатель: Многие стихотворения авторы композиторы переложили на музыку. Сейчас мы прослушаем романс «Отговорила роща золотая…». (Дети слушают романс в исполнении Олега Погудина)

Воспитатель: Если Есенин воспевал красоту природы в стихотворениях и его оружие — слово, то отечественные художники выражали собственные эмоции в полотнах, благодаря краскам и кистям. Поэзия Есенина полна красками, звуками и запахами. Раздается «белый перезвон берез», «вызванивают ивы», «шумят тростники». Слушая подобное, мы представляем красивую русскую природу. То же мы наблюдаем и на картинах художников. Взгляните на полотно Левитана «Золотая осень». Тут — чудесный уголок природы. На пригорке — золотые березки. Течет ручей. От него веет прохладой. Синеет небо. Вдалеке - деревня, усадьбы, огороды. Привлекает внимание стройная березка на другом берегу. Скорее всего, о ней Сергей Есенин написал:

«Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…» 

Воспитатель: Ребята, а сейчас вы все станете художниками и нарисуете иллюстрации к стихотворениям Сергея Есенина, которые вы сегодня услышали на занятии. Садитесь за столы, но прежде чем мы приступим к работе, мы сделаем гимнастику для наших пальчиков.

Пальчиковая гимнастика:

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал: (Плавные, волнообразные движения ладошками.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки (Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
Ветер бросил на тропинку.
(Поднимают руки вверх, а затем плавно опускают ладошки на стол или колени.)
Воспитатель: А теперь приступайте к работе. 

4. Рефлексивный этап.

Воспитатель: С каким поэтом мы с вами познакомились?

- Где он родился и вырос?

- Что вам было особенно интересно узнать о Сергее Есенине?

- Какие стихотворения писал С. Есенин?

- О чём эти стихотворения?

- Что вам особенно понравилось в стихотворениях поэта?

- Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения?

5. Перспективный этап.

Воспитатель организует выставку детских рисунков, рассматривает и обсуждает вместе с детьми представленные работы.


Список литературы:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, Э.М. Дорофеевой - 6-е изд., доп. - М. МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2020.- 278с

2.Сергей Есенин . Стихотворения и поэмы. Составитель, автор вступительной статьи и примечаний И.К. Сушилина. - Советская Россия, 1985. - 7с. - 59с. - 239с. -240с.

3. Сайт о Сергее Есенине [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://esenin-lit.ru/esenin/text/about/gerasimov-esenin-nezhnoe-imya.htm (Дата обращения 20.01.2023).

Конспект во вложении (pdf 224KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazangov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru