Звук и буква "Т"
Автор: Овчарова Ирина Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 121», г. РязаньКонспект логопедического занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе.
Цель:
- Организовать речевую деятельность детей, направленную на знакомство со звуками [Т] и [Т'] и буквой Т.
- Создать условия для выработки у детей положительного отношения к процессу познания.
- Способствовать развитию у детей фонематического слуха, восприятия, умения проводить звуковой анализ состава слова.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить умение различать на слух звуки [Т] и [Т`] в звуковом ряду, слогах, словах.
2. Организовать отработку умений в подборе слов на заданный звук.
3. Организовать отработку умений навыков чтения слогов и слов.
Развивающие:
1. Способствовать развитию высших психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления.
2. Создать условия для развития общей и мелкой моторики.
3. Создать условия для активизации словаря по теме «Дикие животные».
4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
1. Создать условия для развития положительно-эмоционального фона продуктивной деятельности детей.
2. Создать условия для рефлексивной оценки занятия детьми.
Оборудование: акустико-артикуляционная схема звука Т; звуковички [Т] и [Т`]; ширма и набор музыкальных инструментов (барабан, дудка, металлофон или бубен); схема звукового анализа; набор фишек для проведения звукового анализа слов; маски зверей (медведь, заяц, лиса, ёж); счетные палочки для выкладывания букв; полная версия логопедической компьютерной игры «Играем и учимся».
Ход занятия:
1.Организационный момент. Игра с мячом «Встречу слово по дороге, разделю его на слоги» (оса, лиса, дом. кот. пила, паук, капуста, сапоги).
2. Объявление темы. Характеристика звуков [Т], [Т`]
Дидактическая игра на развитие фонематического слуха «Что звучало?» (барабан, труба, металлофон). Инструменты звучат за ширмой, а дети угадывают, на чём играли. Можно дать задание повторить ритм, сыгранный на инструменте.
Взяли в руки барабан, застучали: «Там, там, там!»
Поднесём к губам трубу, заиграем: «Ту,ту,ту».
Ну, а бубен наш звенит очень нежно целый день:
«Тень –тень- тень!».
Какой первый звук вы услышали в словах ТАМ,ТУ-ТУ,ТЕНЬ-ТЕНЬ? [Т] и [Т`]!
Языка передним краем
В зубки верхние ударим.
- Т! И выдохнем сильнее,
Чтобы было всем слышнее:
Т - не звонкий, Т - глухой,
Т – короткий, Т – взрывной!
Звук [Т] – согласный (язычок создаёт преграду воздуху), бывает твёрдым и
мягким. Твёрдый звук обозначается синим цветом, а мягкий - зелёным. Звуки [Т] и [Т`] глухие, так как произносится без участия голоса.
3. Фонетическое упражнение на определение мягкости и твёрдости звуков.
Игра «Тим и Том». Чем различаются эти слова? Сейчас я буду называть вам слова, а вы называйте, кому вы подарите это слово Тиму или Тому? Топор, тапки, тигр, торт, тень, танк, тесто, Таня, Тёма.
4. Знакомство с графическим образом буквы.
Т - трудилось целый день
Забивала гвозди в пень!
Давайте покажем её с помощью наших пальчиков или выложим из двух счетных палочек.
5. Работа с компьютером. Раздел «Звуки и буквы для дошкольников» - игра «Собери картинку» - тема «Работа со звуком Т».
6.Чтение слоговых таблиц и слов.
Звуковой анализ слов ТИМА и ТОМА. Чем отличаются схемы слов? ( в одном слове звук Т - мягкий, а в другом – твёрдый).
7. Динамическая пауза русская народная игра «Тень-тень - потетень»
(дети надевают маски лисы, зайца, ежа и медведя). Дети встают в круг, сплетая руки между собой.
Тень, тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Поди-ка, догоняйка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
Дети изображают движения зверей, роль которых им досталась
8. Работа с компьютером. Раздел «Звуки и буквы» -
игра «Весёлый поезд» .
Наши весёлые звери собрались ехать домой. Поможем им сесть на поезд!
(Деление слов на слоги: 1 вагон – слова с одним слогом, 2 вагон – слова с двумя слогами, 3 вагон слова, состоящие из трех слогов).
(дети надевают маски лисы, зайца, ежа и медведя). Дети встают в круг, сплетая руки между собой.
Тень, тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Поди-ка, догоняйка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
Дети изображают движения зверей, роль которых им досталась
8. Работа с компьютером. Раздел «Звуки и буквы» -
игра «Весёлый поезд» .
Наши весёлые звери собрались ехать домой. Поможем им сесть на поезд!
(Деление слов на слоги: 1 вагон – слова с одним слогом, 2 вагон – слова с двумя слогами, 3 вагон слова, состоящие из трех слогов).
9. Итог занятия.
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение, - М.: Просвещение, 1991.
2. Иванкова В. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок - М.: "Аквариум", 2007.
3. Коноваленко В.В. Фронтальные занятия в подготовительной группе для детей с ФФН - М, 1998.
4. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1994.
5. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. – М.: Просвещение, 2010.
Полный вариант статьи с иллюстрациями во вложении (docx, 385KB)
- Скажите, что вам больше всего запомнилось в нашем занятии?
- Какие задания были самыми интересными? (читать слоги и слова, делать звуковой анализ; делить слова на слоги).
- Какие были у вас затруднения? - Кому вы могли бы рассказать о том, что сегодня узнали?
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение, - М.: Просвещение, 1991.
2. Иванкова В. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок - М.: "Аквариум", 2007.
3. Коноваленко В.В. Фронтальные занятия в подготовительной группе для детей с ФФН - М, 1998.
4. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1994.
5. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. – М.: Просвещение, 2010.
Полный вариант статьи с иллюстрациями во вложении (docx, 385KB)
Скачать вложение