Использование арт-технологий как способ повышения мотивации обучающихся при изучении английского языка
Автор: Крупко Ирина Владимировна, учитель английского языка МБОУ «Рыбновская средняя школа №4»Как сделать урок интересным и насыщенным? Какую технологию использовать, чтобы урок стал практико-ориентированным и личностно-значимым для каждого ученика? Как повысить успеваемость и качество усвоения предметного содержания? Как провести хотя бы один урок так, чтобы он стал необычным и запомнился на всю жизнь? Конечно, любой учитель при подготовке к урокам задает себе эти вопросы.
Педагогическая практика показывает, что ребенок успешнее усваивает материал в том случае, когда он заинтересован, когда он счастлив и испытывает чувство радости от проделанной работы. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике, ему должно быть интересно, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. А значит и знание, которое учитель передаёт ребенку, будет последнему неинтересно, а, следовательно, понизится мотивация к изучению английского языка.
Применение различных жанров искусства на уроке способно оживить и обогатить иногда рутинный учебный процесс новыми красками, сделать урок более насыщенным и интересным, а также обеспечить эффективное достижение результатов педагогической деятельности.
Именно искусство предлагает один из наиболее популярных и эффективных методов работы на уроке английского языка — метод арт-технологий.
Цель включения арт-технологий в образовательный процесс: повышение мотивации обучаемых и улучшение успеваемости и качества усвоения предметного содержания.
Задачи:
- Разработка серий уроков;
- Создание банка данных по различным приёмам арт-технологий;
- Подготовка диагностического инструментария;
- Популяризация опыта работы по данному приёму.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции – способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, если такой ситуации нет, у ученика не будет мотивации заговорить.
Приемы арт-технологий многообразны, что дает возможность их использовать на разных этапах урока:
- как организационный момент для включения в деятельность,
- при актуализации знаний и постановке учебной задачи,
- при первичном восприятии для усвоения нового теоретического материала,
- при закреплении материала и рефлексии,
- в качестве физкультминутки и
- как домашнее задание.
Существует большое количество арт-приёмов, которые я апробировала в своей практике, но в основе моей системы работы только те приёмы, которые нашли отклик и одобрение у моих учеников. Стоит отметить, что особенностью моей работы является использование арт-технологий при изучении наиболее сложного раздела в языкознании – грамматики. Также данные приёмы создают благоприятные условия для обучения детей с ОВЗ.
Хотелось бы остановиться именно на тех, которые чаще всего применяется на занятиях.
Storytelling. Приём сторителлинг – это изучение языка с помощью небольших историй на разные темы. Истории позволяют использовать аутентичный материал, помогают отработать грамматику и лексику, способствуют развитию воображения, говорения, аудирования, письма. Этот прием отлично подходит самым разным возрастным группами, подросткам и взрослым.
Учитель читает историю, сказку, рассказ перед всем классом, при этом меняет голоса для разных персонажей в истории, использует жесты, эмоции, вовлекает учащихся в процесс, задаёт вопросы, вместе с учениками предсказывает, что будет дальше.
После прочтения текста обучающиеся пересказывают историю с опорой на картинки, ключевые слова. Более успешные получают задание полностью изменить концовку, поменять жанр произведения и т.д.
На начальном этапе изучения иностранного языка приём Storytelling включает в себя различные сказки про буквы, фонетические сказки, грамматические сказки.
Ролевые игры. Одна из самых эффективных техник. Поскольку это и игровая, и учебная, и речевая деятельность. Создаются очень комфортные условия для коммуникации на иностранном языке. Это тренировка спонтанной и подготовленной речи. Учащиеся видят реальное применение языка, а самое главное, ролевая игра вызывает эмоции и чувства. Используется при закреплении изученного материала, активизации полученных знаний.
Часто используются на уроках песни, стихи, но не для развлечения, а для того, чтобы тренировать произносительные навыки и лексические, и грамматические структуры.
Драматизация. Используется этот приём и на уроках, и во внеурочной деятельности. Этот приём включает в себя театрализованные постановки, декламации стихов. Драматизация, помимо развития языковой компетенции, также развивает социально-эстетическое воспитание. Данный прием используется при закреплении изученного материала, активизации полученных знаний.
Коллажирование. Выполняя коллаж, учащиеся самостоятельно подбирают материал из печатных изданий и, используя отдельные фрагменты текста, формируют композицию на листе бумаги. Приём совершенствует навыки монологической речи с опорой на созданные проекты. В завершении проходит групповое обсуждение процесса и групповая рефлексия. Используется при актуализации знаний, при первичном восприятии нового материала, при закреплении материала, рефлексии и как домашнее задание.
Нужно стараться идти в ногу со временем и использовать на своих уроках компьютерные технологии. Создание медиа-проектов отвечает запросам современного поколения. Это создание мультфильмов своими руками с помощью специальных компьютерных программ. Этот приём включает в себя практически все вышеперечисленные приёмы – живопись, музыку, пение, декламацию стихов, ролевую игру.
Хотелось бы вам представить один из последних проектов, которые создали ученики 6 класса на тему «Открытие Америки»
Ссылка на проект: https://youtu.be/NvCqVzh-vXc
Включение арт-технологий в процесс классно-урочной системы позволило повысить мотивацию обучаемых, и вследствие этого улучшить их успеваемость.
Мною созданы условия для успешности учащихся, для развития их познавательной активности и учебной мотивации, их самореализации, о чем свидетельствует положительная динамика учебных достижений учащихся.
При 100% успеваемости качество знаний по предмету колеблется от 78% до 91%. Обучающиеся подтверждают свои оценки при написании административных контрольных работ и ВПР.
Опросник школьного психолога показал 100% удовлетворённость учащихся уроками.
Учащиеся активно принимают участие в образовательных олимпиадах и конкурсах, которые объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, представляя широкие возможности для личностно-ориентированного обучения.
В чем состоит преимущество применения, на мой взгляд, арт-технологий на уроках английского языка?
Считаю, что они универсальны:
- можно применять при изучении различных предметов, не только английского языка;
- подходят для обучающихся разных возрастов;
- арт-технологии подходят для работы с детьми с различными способностями и в группах с их смешанным уровнем, поскольку они позволяют каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой вклад индивидуально.
- практически каждый ребенок может стать полноправным участником урока и для этого от него не требуется каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных), у каждого есть возможность проявить себя, раскрыть свои чувства, настроение, мысли, свое отношение к окружающему миру. Особенно ценно это для тех детей, кто замкнут, стеснителен, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется словами выразить свои мысли и переживания;
- подходят для обучения учащихся с ОВЗ.
- И, конечно же, стимулируют саморазвитие самого учителя.
Список литературы
1. Алексеева М.Ю. Развитие творческого мышления младших школьников средствами арт-терапии (на материале обучения иностранному языку). Дисс. канд. пед. наук. - Курск, 2019. - 244 с.
2. Афанасьева А.Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. 2019. С. 94-98.
3. Лелявина К.И., Клименко Г.А.Арт-технологии в образовательном процессе средней школы // В сборнике: Перспективы развития науки и образования: III международная научно-практическая конференция. 2020. С. 87-90.
4. Степанова А.В., Жданова С.Н.Арт-технологии в социализации учащихся // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии сборник материалов 9-ой Международной научно-практической конференции. 2019. С. 95-98.
5. 10 правил сторителлинга. Теории и практики [электронный ресурс] / Режим доступа: https://special.theoryandpractice.ru/storytelling
Скачать вложение