Движение в заданном направлении
Автор: Машникова Наталия Игоревна, педагог-психолог ОГБОУ «Школа-интернат "Вера"Конспект коррекционно-развивающего занятия для 1 класса.
В настоящее время одним из наиболее продуктивных и актуальных подходов к осуществлению коррекционо-развивающей деятельности с обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития является нейропсихологический подход. Данный подход базируется на теории развития высших психических функций (ВПФ) Л. С. Выготского, а также теории системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурии и теории нейропсихологической реабилитации Цветковой Л. С.
Применение нейропсихологического подхода предполагает построение коррекционно-развивающей работы с обучающимся с учетом его индивидуально-типологических нейропсихологических особенностей, выделении сильных и слабых сторон, для построения индивидуального коррекционного маршрута.
Тема: Движение в заданном направлении.
Цель: формирование умений двигаться в заданном направлении.
Цели 1-го уровня: стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.
Цели 2-го уровня: формирование операционального обеспечения психических процессов. Оптимизация и коррекция сенсомоторных взаимодействий.
Цели 3-го уровня: формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ.
Задачи:
- Развитие высших психических функций;
- Функциональная активация подкорковых образований мозга;
- Обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона;
- Стабилизация межполушарного взаимодействия;
- Обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (тактильной, двигательной (кинестетической, динамической), зрительной, слуховой);
- Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности.
Оборудование: Гимнастический коврик (лёгкий мат), массажные мячи, мыльные пузыри, балансировочная доска, мяч-маятник, напольная мишень цветная, дорожка следов, снежки из бумаги, корзина, машина для обнимания.
Содержание:
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Примечания |
Ритуал приветствия. |
Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. Здравствуй. Как твои дела? Ты хорошо себя чувствуешь? |
Обучающийся пожимает руку в ответ. | Пожимаем руки. |
Сообщение темы урока. Ориентировка в визуальном расписании. |
Сейчас у нас коррекционно-развивающее занятие. Передвинь стрелку вниз. |
Смотрит на визуальное расписание, передвигает стрелку. | Организующая и направляющая помощь. |
Основная часть. Система двигательного развития ребёнка по «методу замещающего онтогенеза» с поэтапным включением всех 3-x уровней воздействия. Дыхательные упражнение: Глазодвигательные упражнения: Массаж «Объятья»: Упражнения двигательного репертуара. Развитие двигательной сферы. Формирование реципрокной координации. • Дорожка следов Игра «Попади в цель» Игры и упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации: «Балансировочная доска и мяч на веревке». |
Иди вперед, к мыльным пузырям. Покажи как ты умеешь выдувать мыльные пузыри, чтобы твои легкие были сильными и здоровыми. Молодец! |
Обучающийся · выдувает мыльные пузыри; |
Педагог показывает как выдувать мыльные пузыри. Делает упражнение совместно с обучающимся. |
Иди назад, к лягушке. Проследи за лягушкой, чтобы она далеко не упрыгала. |
Обучающийся прослеживает взглядом за передвижением предмета. |
Прослеживание за движением предмета на расстоянии: · Вытянутой руки ребенка; · Локтя; · У переносицы. |
|
Сейчас я пролезу вперед через машинку для обнимания. Посмотри. Пролезь вперед через машинку для обнимания. Молодец! |
Обучающийся по возможности выполняет инструкции педагога. |
Педагог демонстрирует обучающемуся образец выполнения упражнения-пролезает через машинку для обнимания. |
|
Пройди по дорожке: вперед. Теперь назад. Хорошо, молодец! Собери снежки в корзину. Хорошо, молодец! |
Обучающийся собирает снежки идя по дорожке следов. | Педагог раскладывает снежки около дорожки в разном порядке. | |
Ты собрал снежки. Сейчас ты будешь кидать их в цель. Возьми снежок из корзины. Брось снежок в цель. Молодец! |
Обучающийся бросает снежки в цель. | Организующая и направляющая помощь. | |
И последнее задание на сегодня: поймать мячик как можно большее количество раз, стоя на балансировочной доске. |
Обучающийся стоит на балансировочной доске и ловит мяч руками (поочередно правой и левой). | ||
Подведение итогов |
Вот закончена игра, Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился? Кто в путешествии отличился? Ты молодец! Сегодня на уроке ты выполнил все упражнения. |
Подходим к альбому с визуальным расписанием. |
Литература:
1. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.Р.Лурия. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013 — 384 с.
2. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е издание, переработанное, расширенное / Татьяна Григорьевна Визель. — Москва: Издательство АСТ, 2021. — 544 с.
3. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития/Э.Дж. Айрес.- 5-е изд. М. : Теревинф, 2020 – 272 с.
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. . - Генезис, 2017. - 480 с.
Скачать вложение