Горячий бутерброд
Автор: Бабаева Ольга Владимировна, учитель ОГБОУ "Школа-интернат"Вера", г. РязаньКонспект по предмету: «Домашний труд» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью и тяжёлыми множественными нарушениями в развитии, 6 класс
Цель: способствовать формированию у обучающихся навыков самостоятельной работы, развитию жизненных компетенций в процессе ознакомления обучающихся с технологией приготовления горячего бутерброда.
Задачи:
1. Обучающие:
- познакомить с понятием «горячий бутерброд»;
- закрепить знания о санитарно-гигиенических требованиях к приготовлению пищи;
- отрабатывать навык выбора приборов и посуды, необходимых для приготовления горячего бутерброда, самостоятельно, под контролем, с помощью (в зависимости от индивидуальных возможностей обучающихся);
- закрепить знания о правилах безопасной работы с ножом;
- организовать деятельность по ознакомлению с технологией приготовления горячего бутерброда;
- упражнять в умении нарезать хлеб, намазывать ломтики хлеба маслом, снимать кожуру с колбасы и нарезать её, раскладывать кусочки колбасы и сыра на хлеб, украшать бутерброд зеленью.
2. Коррекционные:
- создать условия для обогащения и активизации словаря (горячий бутерброд);
- способствовать формированию высших психических процессов: памяти, восприятия, мышления;
- учить организовывать и планировать свою деятельность;
- способствовать навыкам осуществлять самоконтроль, осуществлять поэтапный контроль над выполняемой деятельностью.
4. Воспитательные:
- продолжать воспитывать культуру труда, аккуратность, трудолюбие;
- способствовать воспитанию бережного отношения к продуктам питания.
Тип урока: комбинированный.
Технология: урок-практикум.
Понятийный аппарат: горячий бутерброд, духовой шкаф, противень, бумага пергаментная для выпечки, прихватки, кулинарные щипцы. Место проведения: кабинет домоводство.
Место проведения: кабинет домоводство.
Оборудование: духовой шкаф, противень, деревянная подставка, бумага пергаментная для выпечки, прихватки, кулинарные щипцы, тарелка для готовых бутербродов;
на каждого ребёнка: разделочная доска, нож, салфетки, тарелка, карточки с алгоритмом санитарно-гигиенических требований, технологическая карта по приготовлению горячего бутерброда.
Продукты на 1 порцию: белый хлеб – 40 г, масло сливочное – 5 г, колбаса варёно-копчёная – 20 г, сыр для сэндвичей – 1шт, зелень для украшения бутерброда.
Продолжительность урока: 40 минут.
Ход урока.
1. Мотивационный этап.
Учитель показывает вывеску кафе «Бистро».
- В этом кафе для посетителей очень быстро готовят бутерброды, ход-доги и вкусные напитки. Поэтому кафе называется «Бистро».
- Кто готовит эти блюда?
Предполагаемый ответ обучающихся: повар.
Учитель:
- Давайте организуем в кабинете домоводства кафе «Бистро». Хотите стать поварами и научиться готовить горячий бутерброд?
Предполагаемый ответ обучающихся: да.
3. Основной этап.
Актуализация знаний.
Учитель:
- Повар должен знать санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи. Предлагаю выложить карточки.
Предполагаемые действия обучающихся: обучающиеся выкладывают карточки с алгоритмом санитарно-гигиенических требований при работе с продуктами самостоятельно или под контролем. Часть обучающихся озвучивают значение карточек.
- Как называется ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой?
Предполагаемый ответ обучающихся: бутерброд.
Учитель:
- Что такое бутерброд?
Предполагаемый ответ обучающихся: бутерброд - это закуска.
- Кто из вас ел бутерброд? Какие продукты нужны для приготовления бутерброда?
Предполагаемый ответ обучающихся: хлеб, масло, сыр, колбаса, зелень, котлета, сосиска, огурец, помидор, икра, яйцо.
Первичное усвоение новых знаний.
Учитель достаёт из духового шкафа тарелку с горячим бутербродом:
- Рассмотрите, это горячий бутерброд. Для его приготовления нужно взять ломтик белого хлеба, намазать его сливочным маслом, положить два ломтика колбасы и пластинку сыра. Главный продукт горячего бутерброда - сыр, который кладётся верхним слоем. Готовят его в заранее разогретом до 180 градусов духовом шкафу 10 минут (до плавления сыра). Украшают - петрушкой или укропом. Такие бутерброды подают и едят в горячем виде.
Первичная проверка понимания материала.
Учитель:
- Почему его называют горячим?
Предполагаемый ответ обучающихся: потому что бутерброд запекают.
- Где можно приготовить бутерброд?
Предполагаемый ответ обучающихся: в духовом шкафу, в микроволновой печи.
- Какой продукт лежит верхним слоем?
Предполагаемый ответ обучающихся: сыр.
Учитель предлагает приготовиться к работе с продуктами.
Предполагаемые действия обучающихся: надевают фартуки и моют руки с мылом.
Учитель:
- Перед вами на столе лежат продукты. Рассмотрите и выберите те, которые нужны вам для работы. Кто хочет рассказать, какие продукты он выбрал для приготовления горячего бутерброда?
Предполагаемый ответ обучающихся: для приготовления горячего бутерброда нужно взять хлеб, колбасу, масло, сыр, зелень.
- Какой инвентарь и посуда нужны для приготовления горячего бутерброда?
Предполагаемый ответ обучающихся: разделочная доска, нож, прихватки, противень, бумага пергаментная для выпечки, тарелка.
- Главный инструмент для повара на кухне - нож. Назовите правила безопасной работы ножом.
Предполагаемый ответ обучающихся: держи нож за ручку, не поднимай нож высоко, клади нож на стол ручкой к себе, используй нож по назначению, храни нож в подставке.
Пальчиковая гимнастика.
- На урок мы принесли: хлеб, сырок, колбаску.
И сейчас мы смастерим бутерброд прекрасный.
Колбасу порежем (ребром правой ладони совершаем движения от себя к себе).
И сырок натрём (трём кулак о кулак).
Всё на хлеб положим (ладони на столе поворачиваем, то внутренней, то внешней стороной).
Угостить вас сможем (сгибаем и разгибаем пальцы, как бы приглашая подойти).
Бутерброд для Саши, Паши, Димы, Влада и Сергея (указательным пальцем правой руки, загибаем поочерёдно пальца левой руки).
Ешьте, не стесняйтесь (сгибаем и разгибаем пальцы).
Чаще улыбайтесь (рисуем в воздухе двумя руками улыбку).
Первичное закрепление.
Учитель:
- Предлагаю Владу (с достаточным уровнем обучаемости) приготовить свой горячий бутерброд и рассказать нам об этапах работы:
- Отмеряю и отрезаю ломтик хлеба толщиной 1 см.
- Снимаю ломтик хлеба с разделочной доски и откладываю на тарелку.
- Разворачиваю упаковку с маслом так, чтобы было удобно его резать.
- Беру ломтик хлеба в левую руку.
- Беру нож в правую руку.
- Отмеряю и отрезаю кусочек масла.
- Намазываю масло на хлеб и откладываю на тарелку.
- Снимаю оболочку с колбасы.
- Кладу колбасу на разделочную доску.
- Беру нож в правую руку, левой рукой придерживаю колбасу.
- Отмеряю и отрезаю два ломтика колбасы.
- Кладу ломтики колбасы на хлеб с маслом.
- Снимаю плёнку с сыра.
- Кладу пластинку сыра на колбасу.
- Кладу пергамент на противень.
- Кладу бутерброд на противень.
- Ставлю противень с бутербродом в заранее разогретый до180 градусов духовой шкаф на 10 мин (до плавления сыра).
- Надеваю прихватки.
- Достаю противень из духового шкафа с горячим бутербродом.
-Снимаю с противня кулинарными щипцами горячий бутерброд и перекладываю на тарелку.
- Снимаю прихватки.
- Ставлю тарелку с бутербродом на стол.
- Украшаю готовый бутерброд зеленью.
Обучающиеся готовят бутерброды; соотнося свои действия с технологической картой.
Работа выполняется самостоятельно, под контролем и сопряжённо с учителем, в зависимости от индивидуальных возможностей обучающихся.
3. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Учитель:
- Расскажите, что вы делали и как? Назовите этапы приготовления горячего бутерброда.
Предполагаемый ответ обучающихся (со средним и базовым уровнем обучаемости): по цепочке перечисляют этапы работы с опорой на технологическую карту.
- Где вы можете приготовить горячий бутерброд?
Предполагаемый ответ обучающихся: дома в микроволновой печи, духовом шкафу.
- Для кого?
Предполагаемый ответ обучающихся: для родителей, гостей, друзей.
4. Рефлексия.
Учитель:
- Вы большие молодцы. Я уверена, что посетителям нашего кафе понравятся горячие бутерброды, которые вы для них приготовили.
А сейчас мне хочется узнать ваше мнение об уроке. Закончите предложение. На уроке я узнал…На уроке я научился…Самое интересное было…
Литература
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
http://shkola-vera.ru/doc/edu/aoop.pdf
2. Приобщение к миру взрослых: Игры-занятия по кулинарии для детей / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010.-128с. (Ребёнок в мире поиска).
Конспект во вложении (doc, 20KB)
Скачать вложение