РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

XXIX Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция по финансовому просвещению в России «Финансовая культура и движение волонтеров финансового просвещения: тренды и возможности»
Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов финансовой грамотности «Финансовая перемена»

Игры для развития зрительно-двигательной координации у детей с расстройством аутистического спектра

Автор: Шашкова Татьяна Михайловна учитель ОГБОУ «Школа-интернат «Вера», Рязань.

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос о значимости развития зрительно-двигательной координации у детей с расстройством аутистического спектра, а также приведены примеры практических упражнений и игр, способствующих развитию триады «рука-глаз-действие». Данная триада является основой для формирования любых базовых навыков. Без согласованной работы глаз и рук выполнение любых бытовых действий не может быть качественным, а порой оно становятся просто невозможным. И чем сложнее действие, тем больше потребности в качестве сформированности зрительно-двигательной координации.

В данной статье мы предлагаем ряд практических упражнений и игр, направленных на развитие зрительно-двигательной координации у детей с РАС. Статья адресована педагогическим работникам: учителям, логопедам, дефектологам, психологам, воспитателям, а также родителям и другим читателям, интересующимся данной темой.

 

Зрительно-двигательная координация – одно из наиболее важных направлений в работе с детьми с расстройством аутистического спектра (далее – РАС), особенно для детей первой или второй группы по классификации О.С. Никольской [1]. Дети с глубокими нарушениями при аутизме часто не могут согласовать зрительный контроль с движениями рук, от чего становятся невозможным обучить их даже простейшим навыкам самообслуживания. Развитие триады «рука-глаз-действие» в этом случае становится одной из первых задач для педагогов.

В своей работе мы повседневно сталкиваемся с проблемой, что ребенок не смотрит, что делают его руки. Инструкции и объяснения, что надо смотреть   на то, что делаешь, на детей с расстройством аутистического спектра особого влияния не имеют, так как у детей присутствует глубокое нарушение понимания речи и отсутствие личной речи, как таковой. Поэтому мы ставим перед собой задачу не только объяснять, но и постоянно ставить ребенка в условия, где он будет фокусировать взгляд на действии собственных рук как можно чаще. Для создания таких условий на помощь приходит игра.

Цель игр состоит в развитии базовых действий, развитии и укреплении согласованности движений рук со зрительным восприятием. Каждая из данных игр, так же включает в себя развитие направленности действия.

Данные игры можно применять на коррекционных занятиях, уроках, переменах, физминутках, а также в течении дня в разных ситуациях. Игровые действия могут занимать от нескольких секунд, до значительно большего времени в зависимости от возможностей конкретного ребенка.

1.    Прозрачный купол.

Потребуется предмет или лакомство, вызывающие интерес у ребенка. Например, это может быть конфета или любимая игрушка ребенка. Предмет кладется на стол, накрывается «прозрачным куполом». В качестве купола может выступать банка, стеклянный салатник или контейнер для хранения. Чтобы завладеть предметом, ребенку придется обратить на него внимание (зрительное восприятие), спланировать свое действие и выполнить освобождение (поднять купол и завладеть желаемым). В случае, если это салатник округлой формы, то могут возникнуть трудности. Пластиковый контейнер поднять легче, чем скользкую полусферу. Какое-то время триада «рука-глаз-действие»    будет согласованно работать, что нам и требуется.

2.    Игры с водой.

Игры с водой чаще вызывают у детей положительные эмоции и увлекают на продолжительное время. У детей с РАС сенсорное восприятие часто бывает нарушено, поэтому игры с водой для них обретают особую ценность. Можно в прозрачных емкостях добавлять воду краску и рукой размешивать, взбивать в тазике пену, сравнивать температуру воды в разных емкостях, вылавливать из воды игрушки или цветные ледышки. Усложнить игру можно, дав в руку ложку или шумовку для вылавливания предметов.

3.    Спаси слоненка.

Место слоненка может заменить любая мелкая игрушка или предмет. Одному ребенку может понравиться игрушка, другому камешки, третьему ключи или резинка. Условного «слоненка» мы погружаем в густой слайм и предлагаем ребенку его спасти. Даже самые отрешенные дети чаще всего в этот момент концентрируются на яркой цветной массе и начинают выковыривать содержимое. Слайм привлекает своей текстурой, ярким цветом, ароматом, давая яркие сенсорные впечатления.

4.    Ловля мыльных пузырей.

Условия игры простые. Мыльные пузыри выдуваются на уровне глаз ребенка, чтобы он их точно увидел. Педагог показывает, как их ловить. Вариант игры – выдувать пузыри прямо на ладошку ребенку. Здесь можно рекомендовать приобрести специальные пузыри, которые не лопаются долгое время. Такие «крепкие» пузыри дадут дополнительную возможность фокусировать взгляд ивремя среагировать на них.

5.    Игры с мячом.

Существует множество вариантов игр с мячом, однако, у детей с РАС даже самые простые действия могут вызывать серьезные затруднения. Мяч в движении ежесекундно меняет положение в пространстве! Ребенок не успевает уловить изменений и среагировать. Но все же именно в этом и есть большая польза от подвижного и яркого мяча. Упражнения с ним формирует согласованность движения рук. Мяч ловят, кидают друг другу или в корзину, в ведро, передают, отбивают от пол или стены. Для детей с РАС каждое из этих движений является принципиально новым, и научившись ловить мяч двумя руками от педагога, ребенок может испытывать сложности, приловле того же мяча, летящего от стены или от одноклассника.Для него это новая ситуация, новое действие. Поэтому игры с мячом становятся действительно источником огромного количества полезных упражнений.

6.    Звучащие предметы.

Звук привлекает к себе внимание, поэтому звучащие предметы становятся актуальными и часто используются в копилке педагога. Это могут быть музыкальные инструменты и игрушки, однако, не меньшим интересом пользуются и предметы, изначально не несущие в себе такой функции. Например, баночки с фасолью, железные коробки с камешками, деревянные шкатулки с железной мелочью, шуршащие пакеты. Ребенок испытывает желание самостоятельно извлечь звук и понять, как звук получается. Поэтому, часто после извлечения звука, ребенок начинает крутить в руках предмет, стараясь понять, откуда идет звук и как там что устроено.

7.    Сенсорные коробки.

В своей практике мы используем коробки, наполненные самыми разными по размеру, цвету и фактуре вещами. Это могут быть мелкие игрушки, пуговицы, камни и кристаллы, кусочки меха и пакетиков, сквиши, металлические и деревянные элементы, губки и фольга. Ребенку предлагаем доставать из коробки то, что ему нравиться, даем возможность делать с вещами все, что ему хочется. Обычно, дети перебирают, вытаскивают что-то, мнут, трогают, перекладывают. Такие коробки помогают снять напряжение и расслабиться некоторым ребятам. Разнообразие форм, цветов и фактур удерживает внимание ребенка на игре, и способствует развитию усидчивости. Конечно, в этом случае, содержимое коробки должно соответствовать особенностям конкретного ребенка. Мы не кладем мелкие вещи тем детям, которые имеют склонность тащить все в рот.

Развитие зрительно-двигательной координации необходимо для последующего обучения ребенка с РАС, так как лежит в основе базовых навыков. Невозможно выполнить никакое действие качественно, если глаза не смотрят, что делают руки. Данный вопрос требует к себе постоянного внимания и проработки со стороны педагога. В своей практике мы используем данные упражнения регулярно на каждом уроке, специально планируя время и своевременно пополняя развивающую среду необходимыми предметами, игрушками и материалами.

 

Литература

1.    Баенская Е. Никольская О. Либлинг М. Аутичный Ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2024, - 288с.

2.    Высокова Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Программа. Конспекты занятий. М.: Учитель, - 2024, - 79с.

Статья во вложении (pdf 142Kb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru