РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Инфраструктурный комплекс. Транспорт

Автор: Луковкина Инна Ивановна, учитель географии ОГБОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 г. Рязани»

Методическая разработка урока географии в 10 классе

Цель: изучить состав, роль и значение инфраструктурного комплекса.
Задачи урока:
  • познакомить с понятием «инфраструктура»;
  • сформировать преставление о роли инфраструктурного комплекса в экономике страны;
  • определить значение транспорта в экономике;
  • формировать активность, самостоятельность, познавательность, интерес к предмету;
  • воспитывать и прививать культуру труда, культуру общения; воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность;
  • проводить коррекционную работу на логическом уровне (усвоение и произношение новых слов сложных по своему составу);
  • расширять географический словарь учащихся.
Предметные результаты: правильно использовать в речи географические термины и понятия при изучении темы, называть и показывать на карте крупнейшие транспортные узлы, умение работать в паре.
Метапредметные результаты: Регулятивные: умение ставить проблему (Р) Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели (П) Коммуникативные: управление своим поведением, умение выслушать товарища, владение основными приёмами устной речи (К) Личностные УУД: проявление интереса к новым знаниям, ответственность, коммуникабельность. (Л) Формы работы: индивидуальная, парная.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Понятийно – категориальный аппарат усвоения: инфраструктура, грузооборот, пассажирооборот, транспортная система, транспортный узел.
Способы действия учащихся: изучение текста учебника, анализ рисунков и таблиц учебника, карты атласа, составление коллажа.
Ценностный компонент урока: сформировать преставление об инфраструктурном комплексе и его роли в экономике страны.
Оборудование: ИКТ; «Образовательная коллекция» География России. Хозяйство и регионы 9 класс. Мультимедиа - курс разработан в соответствии с учебником географии для 9 класса под редакцией В.П.Дронова 2012 г.; «Экономическая карта России», учебная таблица «Инфраструктурный комплекс» - «Спектр» комплексный проект средств обучения «География России 9класс», автор Курашова Е.М., издательство «Экзамен» 2007 г.; учебник В.П.Дронов, В.Я.Ром «География России. Население и хозяйство 9 класс»; атлас « География России 9 класс» издательство «Дрофа» «ДИК» 2012 г.

Ход и содержание урока
1.Организационный момент
Психологический настрой
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Садитесь удобнее. Думаю, что ваше настроение в конце урока останется таким же хорошим, как и в начале. Проверьте вашу готовность к уроку. Желаю успехов. Сегодня на уроке будет много новых слов. Следите за речью, произносите слова правильно, пишите правильно.
2. Сообщение темы и мотивация учебной деятельности Рассказ
Учитель: Ребята, до сих пор мы изучали географию производственной сферы. Кроме неё существует большая группа отраслей, которые обслуживает материальное производство и население. Они составляют - инфраструктурный комплекс. Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий и жизнь людей. Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих услуги. В городе инфраструктурный комплекс лучше развит, чем в сельской местности. В ходе урока вы сможете узнать, что входит в состав комплекса и его задачи.
Учитель: Ребята, давайте определим цель нашего урока (ответы учащихся)
3.Изучение нового учебного материала Объяснение с элементами беседы
Учитель: Откройте тетради, запишите число и тему урока (слайд 1) Приложение. Сегодня мы будем изучать инфраструктурный комплекс. Что же такое инфраструктура?
Работа с учебником (Л, П, К)
Найдите в тексте учебника и запишите определение в тетрадь (п.31,стр. 147)
Инфраструктура – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального формирования и обеспечения жизни населения (слайд 2)
Учитель: Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава. Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части. Прослушивание электронного учебника «Состав инфраструктурного комплекса» Учитель: Зарисуйте в тетради схему инфраструктурного комплекса.

Учитель: Ребята, посмотрите ещё раз на отрасли, входящие в состав комплекса и скажите: - Какова задача инфраструктурного комплекса? Этот комплекс производит какие-нибудь товары? Что он производит? Что оказывает населению? (Ответы учащихся).
Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, производящие разнообразные услуги, а не товары (слайд 4)
Запишите в тетради определение: Услуга – это особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. Работа с таблицами (Р, П, К)
Учитель: Проанализируйте таблицы, как классифицируются услуги по их характеру и видам; по широте и периодичности потребления. Работа с таблицами учебника (п.31,стр. 148,таблица 31-32). Без услуг жизнь современного общества трудно себе приставить. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, сельского хозяйства, определяют качество жизни населения.
Ребята, приведите примеры, какими услугами вы пользуетесь? (Примеры учащихся).
Просмотр электронного учебника. Схема «Доля инфраструктурного комплекса в экономике отдельных стран».
Учитель: Сегодня мы познакомимся с коммуникационной системой, которая состоит из транспорта и связи. Задача этой системы – перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов.
Запишите в тетради определение коммуникационной системы.
Как вы сегодня добирались в школу? (Ответы учащихся). Эти виды транспорта называются универсальными.
Прослушивание электронного учебника « Виды, роль и значение транспорта».
Основная задача транспорта – обеспечить надёжную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь России с другими государствами.
Учитель: Для выполнения этой задачи все виды транспорта должны быть взаимосвязаны, дополнять друг друга, образуя транспортную систему.
Работа с учебником (Л, П, К)
Найдите в тексте учебника и запишите в тетради определения.
Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между транспортными узлами.
Транспортными узел - это пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен груза между ними.
Работа с картосхемами (Р, П) Учитель: Ребята, пользуясь картой учебника (стр. 150, рисунок 60), назовите и покажите транспортные узлы России (Москва, Санкт – Петербург, Екатеринбург, Владивосток, Магадан).
Просмотр электронного учебника. Схема «Виды транспорта».
Виды транспорта: сухопутный, водный, воздушный, трубопроводный.
Учитель: Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.
Просмотр электронного учебника. Схема «Показатели работы транспорта». Запишите в тетради показатели работы транспорта.
Грузооборот - это произведение количества перевезенного груза (т) на дальность его перевозки (км).
Пассажирооборот – количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние.
Показатели работы транспорта:
а) себестоимость перевозки;
б) скорости перевозки;
в) надёжность;
г) комфортность;
д) влияние природных условий.
Физкультминутка
4. Закрепление изученного материала (Р, Л , П)
Беседа
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы изучили инфраструктурный комплекс.
Давайте вспомним:
- Что такое инфраструктурный комплекс?
- Какие отрасли входят в состав?
- Что такое услуга?
- Какие виды транспорта образуют транспортную систему?
- Какими показателями оценивается транспорт?
- Где вам могут пригодиться те знания, которые вы получили сегодня на уроке? (Ответы учащихся)
Практическая часть (К, П, Л) Составление коллажей из картинок.
Одна группа создаёт коллаж -
«Коммуникационная система», другая группа - «Сфера услуг» (работа в парах)
5. Итог урока Рефлексия
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Вспомните тему нашего урока. Назовите его цель и те задачи, которые мы предпринимали для достижения поставленной цели. Как вы считаете. Справились ли мы с задачами, которые поставили в начале урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке? С каким настроением вы уйдёте с урока? (Ответы учащихся)
6. Оценивание учащихся Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. При оценки знаний, учитывается: - умение чётко и логично излагать; - умение отвечать на вопросы; - точность употребления географических понятий, определений; - самостоятельность ответа; - речевая грамотность; - умение пользоваться географической картой; - умение работать в коллективе, принимать решения. После самооценки ученика, даю свою оценку. Поощряю малейшие продвижения ученика, принимаю во внимание усилия, даю советы.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1.§ 31(читать и отвечать на вопросы) (слайд 5)
2.Опережающие задания: (по желанию)
Изучить сухопутный транспорт.
Изучить морской транспорт.
Изучить воздушный транспорт.
3.Составить коллаж (творческое задание).
Полный вариант статьи и презентация к уроку во вложении (zip, 407KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru