РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Художественный текст как средство обучения географии детей с ОВЗ в условиях дистанционного образования

Автор: Паршикова Мария Валерьевна, учитель географии и биологии Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Дистанционные технологии», г. Рязань

Из опыта работы

Введение

Одним из основных вопросов, который волнует умы не только деятелей науки, но и простых граждан, является то, какими качествами должен обладать успешный человек XXI века, чтобы достойно справляться с вызовами времени. Версии разные: профессионал своего дела, являющийся конкурентноспособным на рынке труда; личность, способная адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни; индивид, имеющий чувство долга и ответственности, способный прийти на помощь другому человеку, сопереживающий ему. Но какими бы ни были высказываемые версии, неоспоримым является тот факт, что большую роль в становлении и развитии такого человека играет образование.

Отметим, что в настоящее время система образования переживает серьёзные изменения. Одно из них связано с ежегодным увеличением числа людей с различного рода психофизиологическими нарушениями. Согласно статистике Министерства образования, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растёт на пять процентов. К сожалению, это мировая тенденция и наша страна не является исключением. При этом в данной тенденции сильны социальный, культурный, нравственный аспекты. В связи с этим перед педагогическим сообществом возникает множество вопросов: как оптимально организовать обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как повысить уровень успеваемости, как облегчить процесс их вхождения в социальную среду, как повысить уровень эмпатии окружающих в отношении данной категории граждан, как повысить учебную мотивацию данной категории детей. Перечень этот можно продолжить, вскрывая всё новые и новые грани проблемы. Объектом данной статьи является процесс обучения географии с использованием литературного материала детей с ОВЗ в условиях дистанционного образования.

Обучение детей с ОВЗ в условиях дистанционной школы

Прежде чем перейти к рассмотрению возможностей метапредметного изучения географии и литературы, выскажем утверждение, имеющее для нас принципиальное значение: дети и взрослые с ОВЗ - полноправные члены нашего общества. Подобная позиция зафиксирована в ряде документов. Например, в Конвенции о правах ребёнка сказано, что неполноценные в умственной или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают активное участие в жизни общества [1].

Подчеркнув данную профессионально-нравственную позицию, нельзя не отметить неоспоримый факт - у людей с ОВЗ большое количество проблем. Среди них, как отмечают специалисты, далеко не последнее место занимает одиночество, низкая самооценка, отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физиологическая зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются проблемы в установлении и развитии взаимоотношений со сверстниками. Переоценка и недооценка своих собственных сил, способностей, положения в обществе у детей с ограниченными возможностями встречаются чаще, чем у обычных детей [2]. Все эти проблемы находят наибольшее проявление в условиях дистанционного образования, когда контакт между обучающимися и учителем осуществляется через компьютер.

Уже на протяжении 9 лет на территории Рязанской области функционирует инновационная образовательная организация - Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Дистанционные технологии» (ОГБОУ «ЦОТД»). Центр был создан при поддержке Правительства Рязанской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Его цель - обеспечение доступности к качественному образованию детей-инвалидов, испытывающих трудности при посещении массовой школы. Среди обучающихся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с сенсорными нарушениями (речи, зрения, слуха), с задержкой психического развития, но большинство с соматическими заболеваниями. Противопоказаниями для обучения в Центре являются: умственная отсталость, психопатологическое поведение, тяжелые нервно-психические расстройства (тяжелая шизофрения, тяжелая эпилепсия), остро текущие заболевания органов зрения.

ОГБОУ «ЦОДТ» является средней общеобразовательной школой, дети обучаются по программам начального, основного и среднего общего образования. Дистанционные технологии позволяют детям с ОВЗ получить качественное образование. Учебно-воспитательный процесс направлен на приобретение и закрепление у обучающихся необходимых знаний и навыков, формирование внутренней культуры и развитие их личности. При составлении программ по предметам учитываются особые образовательные потребности детей-инвалидов и детей с ОВЗ, имеющие различные нозологии, тем самым создавая специальные условия обучения. Однако при поступлении в высшие учебные заведения выпускники нашей школы сталкиваются с рядом серьезных проблем. Приведем лишь некоторые из них: высокая конкуренция при поступлении, трудности в усвоении материала за счёт нестабильного физического состояния и/или сниженной работоспособности из-за имеющегося заболевания, а также очень различным уровнем подготовки, с которыми обучающийся приходит в старшие классы нашей школы. В связи с этим педагогами отмечается необходимость расширения кругозора и углубление имеющихся знаний обучающихся. В условиях дистанционного образования и сокращенного количества учебных часов (из-за особенностей физического здоровья наших школьников) наиболее эффективным является применение элементов межпредметного обучения.

Использование межпредметных связей на уроке географии

Проведённый анализ педагогической и методической литературы, а также изданий периодической печати и учебников, содержания примерных программ по географии, результатов тестировании и бесед с учителями школы, позволяет нам судить об имеющихся в настоящее время ряде трудностей в формировании познавательной активности обучающихся в курсе географии. В работах И.Д. Зверева, В.Н. Фёдоровой, В.Н. Максимовой, Н.Е. Кузнецовой, Н.В. Малахова раскрывается принцип реализации межпредметных связей в предметном обучении, что способствует более целостному восприятию картины мира, позволяет более эффективно реализовать цели образования, повысить его качество, способствует активизации учебного процесса на основе синтеза пограничных учебных процессов.

Школьная география занимает особое место среди учебных предметов. Она даёт обучающимся знания о природе Земли, населяющих её народах, хозяйстве, то есть формирует представления об окружающем мире и является одновременно и естественным, и гуманитарным предметом. География несёт не только большой образовательный потенциал, но и воспитательный. Одной из важнейших задач дисциплины является развитие патриотизма и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения, учитель должен способствовать развитию у обучающихся универсальных учебных действий, в частности, работе с текстом. На наш взгляд, нужно всемерно приучать детей к работе с учебником, книгой, уделяя этому важнейшее место в общей системе методов обучения в школе. При дистанционном обучении ценность данного умения возрастает, так как объем материала, предназначенного для самостоятельного изучения, большой. Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно разбираться в прочитанном, находить главное и второстепенное, делать выводы, может быть, не всегда правильные, но собственные. Однако не только текст учебника по географии или энциклопедии, но и художественное произведение может стать отличным помощником в развитии устойчивой мировоззренческой позиции будущих выпускников, а также повысить учебную мотивацию учащихся, приучить детей читать научно-популярную литературу. На наш взгляд, нельзя полюбить, а следовательно, хорошо знать предмет, особенно такой, как география, читая только учебник. На стыке географии и литературы находится литературная география. Она рассматривает работу с художественным текстом в двух различных категориях: «одна категория — тексты выступают иллюстраторами и позволяют «живописать» образы пространства. Другая - литературные тексты выступают источником географической информации, дают учащимся дополнительный стимул к её изучению» [3, с.3].

Обычно на уроках географии для формирования географического образа территории учителя используют традиционные методы: картосхемы, иллюстрации. Однако использование художественных текстов с их неповторимой привлекательностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу, способствуют большему развитию у обучающихся навыков анализа и синтеза, а также развитию логического мышления, воображения. Одним из основных литературных средств обучения являются поэзия и проза.

Произведения художественной литературы были и есть одни из основных хранилищ культурного наследия. Наша жизнь с ранних лет неразрывно связана с книгами. Благодаря литературе у человека появляется возможность отправляться в глубокое прошлое или далёкое будущее, путешествовать по дальним странам, и не только реальным. Однако в последнее время отмечается падение интереса у ребят к художественной литературе. И большой пласт культуры остается вне их интереса. Поэтому мы считаем важным знакомить школьников с художественными произведениями, хотя бы с точки зрения географии. Художественная или документальная литература носит географический характер и её можно использовать как активное средство обучения, помогающее развитию эстетического отношения к окружающей действительности. Одно из достоинств - неподдельный интерес читателя, а от интереса зависит и развитие мотивов к обучению. Использование художественных текстов на уроках географии способствует расширению кругозора, делает устную и письменную речь более грамотной и красивой. Зачастую, в художественных текстах даётся подробное описание ландшафтов, достоверное описание географического положения объекта или места, в котором развиваются события. Примером могут служить произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского, Ж. Верна. Помимо географической, в текстах присутствует информация по различным отраслям географической науки: биогеографии, метеорологии, этнографии и др. Примеры художественных произведений, используемых при изучении различных тем представлены в таблице 1.

Таблица 1. Художественные произведения, используемые при изучении тем по географии

Произведение и автор

Класс

Тема

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

9 класс

Западный макрорегион - европейская Россия

А.С. Пушкин «Медный всадник»

6 класс

Стихийные природные явления

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

8 класс

Природа регионов России

Н.М. Карамзин «Путешествие из Петербурга в Москву»

8 класс

9 класс

Восточно-Европейская равнина

Центральная Россия

Ж. Верн

«Таинственный остров»

5 и 6 класс

7 класс

Географическая карта

Атлантический океан

И.С. Тургенев «Записки охотника»

8 класс

Природные зоны

К.Г. Паустовский «Цикл рассказов о Мещере»

8 класс

Природные зоны

К сожалению, учителя литературы в силу специфики дистанционного обучения детей с ОВЗ, методики преподавания своего предмета практически не акцентируют внимание обучающихся на географической составляющей литературного произведения, изучаемого в рамках школьной программы. Даже при работе в обычной школе многие учителя не замечают важности работы детей с литературой и стараются избегать в своей практике такого вида деятельности. В результате обучающиеся представляют происходящие события произведения в привычных для них географических условиях, что часто бывает ошибочным и приводит к сужению географического взгляда школьника. С другой стороны, иногда и автор произведения, увлекаясь описанием жизни персонажа, лишь поверхностно упоминает о ландшафте и природе места, где развивается сюжет. Обучающийся, проживающий в других природных условиях, обычно уже не может достоверно и в полной мере представить себе географические реалии этих мест. В результате даже при адресной интеграции литературы и географии обучающийся остаётся в ситуации неполного понимания сюжета произведения. По мнению Е.И. Михайлова, отрывки из художественных текстов, особенно школьной программы, должны являться для учителя географии не только средством обучения, но и способом формирования образности при объяснении той или иной темы по своему предмету [3]. Географ должен помогать ученикам проникать в глубь художественного описания ландшафта и быта героев.

Использование литературного материала на уроках географии позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставляет логически мыслить, пробуждает желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности. Поставив себя на место героев, ребята могут задуматься о том, как бы они повели себя в той или иной ситуации. Знания, полученные на уроках, позволяют развивать у ребят критическое мышление. Кроме того, многие герои художественных произведений являются примерами отваги и мужества, благородства, смекалки, терпеливости, выносливости. Это имеет большое воспитательное значение в формировании характера учеников. Иногда знакомство с некоторыми художественными произведениями влияет на выбор будущей профессии: океанолог, полярник, геолог, минеролог, вулканолог, сейсмолог и др.

Для грамотного построения образовательного процесса учителю необходимо владеть содержанием школьной программы по литературе. В своей педагогической деятельности очень часто применяю элементы литературной географии. В качестве примера рассмотрим подробнее использование художественных текстов при изучении в 6 классе темы «Движение земной коры. Вулканизм» (раздел «Литосфера»). Для того, чтобы сделать урок интереснее и насыщеннее, целесообразно обратиться к стихотворению русского поэта А.С.Пушкина:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Организация урока географии с творческими «изюминками» способствует формированию географических представлений школьников. Почти на 2 тысячи километров протянулась известная всем цепь вулканов Курил и Камчатки. Немало лет исследовал их деятельность Е.К. Мархинин - российский поэт и географ, путешественник и ученый. Экспедиции его часто были связаны с опасностью и риском для жизни. Об этом в яркой, популярной форме он пишет в своих стихотворениях о вулканах:

Мы вулкана сыны,
Кратер гремит, маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Шлак под ногами горяч,
Шлаковый конус крут,
Бомба летит, как мяч,
Бомбы дымят вокруг.
В гору шаги тяжелы,
По каскам лаппилей град,
Упрямы, упрямы и злы,
Лезем мы прямо в ад.
Пепел в глаза и в рот,
Взрывы, как свет зарниц,
Чёрный, как дёготь, пот
Капает с наших лиц.
Едок сернистый газ,
Стиснув зубы, держись!
Жизнь нам даётся раз,
Ставим на карту жизнь…

На

уроке можно не только применять сами произведения, но и строить на основе их сюжета тематические вопросы. Например, роман Ж. Верна «Таинственный остров»: С какими природными явлениями вы познакомились на страницах книги? Объясните причину их возникновения.

Художественные тексты можно использовать и в качестве дополнительной литературы. Например, при изучении темы «Стороны горизонта, ориентирование» можно использовать рассказ А.В. Хршановского «В пути». Автор произведения в доступной и интересной форме знакомит юных географов с ориентированием в пути без компаса, рассказывает, как передвигаться по азимуту, производить простейшую глазомерную съемку и определить на глаз расстояние. Усвоению материала помогает хорошо продуманные и чётко исполненные рисунки. При изучении темы «Рельеф суши» можно использовать автобиографическую книгу Тенсинга «Тигр снегов» или путевые заметки Н.М. Пржевальского.

Данная работа на уроке вызывает у школьников неподдельный интерес к изучению географической науки, способствует развитию творческой активности и самостоятельности, результативность урока возрастает.

Заключение

Базовые национальные ценности должны лежать в основе всего уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Большое значение в этом процессе уделяется межпредметным связям в содержании образования. Межпредметное содержание уроков дает учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений, позволяет создавать проблемно-развивающую методику обучения, развивают творческий потенциал учащихся. Чтение помогает школьнику знакомиться с новыми для него явлениями и фактами изучаемого предмета, учит критически мыслить, проверять фактическую точность и логическую последовательность текста, аргументировать свою точку зрения. В статье представлена работа учителя географии в условиях дистанционной школы для детей с ОВЗ. Предложенный список художественной литературы является лишь малой частью всего разнообразия произведений, которые можно использовать как мощный практико-ориентированный инструмент на уроках географии. Хотелось бы особо отметить тот факт, что только совместными усилиями педагогов различных дисциплин мы сумеем убедить подрастающее поколение в том, что художественные произведения - это не прошлый век, а неотъемлемая часть современного динамично развивающегося общества.

Литература

1.      Конвенция о правах ребёнка [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (дата обращения 10.11.2014)
2.      Зайцев Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Д.В. Зайцев // Педагогика. 2003. №1. С.21-30.
3.      Михайлов И.Е. Литературная география в школе: дидактический материал для учителей географии. 6–10 классы / И.Е. Михайлов М.: ВАКО, 2014. 128 с.

Статья во вложении (Документ doc, 70KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru