Космос
Автор: Исайкина Анастасия Максимовна, учитель-логопед ОГБОУ "Школа №10"Конспект индивидуального логопедического занятия для детей 9 - 11 лет, имеющих общее недоразвитие речи III уровня
Аннотация
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) формирует понятие читательской грамотности. Приоритетная цель — это формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Поэтому особое внимание среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
Индивидуальное логопедическое занятие для школьников 9 - 11 лет с ОНР III уровня разработано с учетом особенностей развития высших психический функций и патологий речи. Младшим школьникам с нарушением речи трудно правильно осмыслить прочитанное, понять главную мысль и применить полученные знания из текста в жизни.
Таким образом, на логопедических занятиях, направленных на развитие навыков читательской грамотности, необходимо уделять внимание определению результативности деятельности и выявлению уровня читательской грамотности.
Цель — организовать познавательную и речевую деятельность детей, направленную на развитие навыков читательской грамотности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-
актуализация и повторение материала по теме «Космос»;
-
определение смысловой и тематической направленности текста;
-
применение полученных знаний в повседневной жизни
-
развитие осознанности чтения;
-
развитие правильности чтения;
-
развитие выразительности чтения;
-
развитие скорости чтения.
Коррекционно-воспитательные:
-
воспитать интерес и мотивацию к чтению;
-
развить усидчивость и работоспособность;
-
воспитать познавательный интерес.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: получение и закрепление знаний по теме «Космос», использование знаний в жизни.
2. Метапредметные:
a) Познавательные УУД: осознание прочитанного текста; умение ориентироваться в тексте; анализировать предъявленный материал; находить ответы на вопросы; делать выводы о прочитанном.
b) Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы учителя-логопеда; оформлять свои мысли в устной форме; слушать речь учителя-логопеда.
c) Регулятивные УУД: определение и понимание учебной задачи, развитие самоконтроля, оценивание результатов выполненного задания.
3. Личностные: мотивация на усвоение новых знаний с помощью текста, познавательный интерес к учебному материалу.
Оборудование: текст по теме «Космос», тетрадь для индивидуальных занятий, синяя ручка, цветные карандаши.
Время занятия: 20 минут.
Ход занятия
Мотивационный этап (2 минуты)
Учитель-логопед. Здравствуйте! На занятии мы закрепим знания о Космосе. Вспомни, пожалуйста, наши уроки по развитию речи. Там, мы выполняли разные задания, изучали значения новых слов с помощью энциклопедии и работали с толковым словарем. Сегодня я подготовила для тебя текст и задания к нему.
Основной этап (15 минут)
Учитель-логопед: Вот текст по теме «Космос» (Приложение 1). Давай прочитаем его.
Деятельность ученика — прочтение текста (см. приложение).
Учитель-логопед: Сколько в тексте предложений?
Ученик: В тексте 12 предложений.
Учитель-логопед: В 1-ом предложении посчитай слова по порядку. Слова 10, 11 и 12 расставьте в порядке увеличения.
Ученик: В предложении 18 слов. Самое маленькое — озеро, потом море и самый большой — океан.
Учитель-логопед: Как называется спутник Земли?
Ученик: Спутник Земли — Луна.
Учитель-логопед: Внимательно прочитайте 4-е предложение, и расставь слова в правильном порядке: Луна, Земля, притягивает.
Ученик: Земля притягивает Луну.
Учитель-логопед: Найди, с чем сравнивают планету Земля и Луну в 5ом предложении.
Ученик: Земля как арбуз или человек. Луна как яблоко или собака.
Учитель-логопед: Рассмотри схему. Напиши первые буквы названий небесных тел в кружочки, опираясь на описание из 6-го предложения.
Ученик: Самый маленький кружок — это Луна, первый звук [л], напишу букву л. Кружок среднего размера — это Земля, первый звук [з'], напишу букву з. Большой кружок — это Солнце, первый звук [с], напишу букву "с".
Учитель-логопед: Расставь буквы в правильном порядке, запиши получившиеся слова.
Деятельность ученика — составление и написание слов.
ЕМЯЗЛ |
Земля |
ЦЕОЛСН |
Солнце |
АТИОРБ |
Орбита |
СОСОМК |
Космос |
Учитель-логопед: Обрати внимание на 8-е и 10-е предложения. Сколько всего планет в Солнечной системе? (Плутон был переведен в категорию карликовых планет в 2006 году, после открытия объектов, которые больше, либо равны по размерам Плутону)
Ученик: В Солнечной системе 8 планет.
Учитель-логопед: И последнее задание. Прочитай текст еще раз. Подумай, о чем говорится в тексте. Напиши название текста.
Ученик: Текст можно озаглавить — Солнечная система.
Этап рефлексии (3 минуты)
Учитель-логопед: Вот и закончилось наше занятие по теме Космос. Посмотри, пожалуйста, на карточку и реши, как прошло для тебя занятие. Закрась самый маленький круг серым, если на занятии у тебя ничего не получилось. Закрась средний круг синим, если на занятии у тебя были трудности, но ты со всем справился. И закрась большой круг желтым, если ты со всем справился. (см. приложение)
Деятельность ученика — рефлексия.
Учитель-логопед: Спасибо! Выполни, пожалуйста, дома и другие задания по этому тексту! (см. приложение)
Ученик: Хорошо, спасибо.
Приложение
Текст
Наша планета Земля — это огромный шар, на котором есть моря, океаны, озера, горы и реки, пустыни и леса. И живут люди. У Земли есть спутник — Луна. Она вращается вокруг Земли и никуда не может улететь, потому что Земля её притягивает. Луна гораздо меньше нашей планеты, она как яблоко рядом с арбузом или как собака рядом с человеком. Луна вращается вокруг Земли, а Земля — вокруг Солнца. Пути, по которым они постоянно движутся, — это их орбиты.
Кроме Земли есть и другие 7 планет, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.
Пространство, в котором находятся звёзды, планеты и их спутники — это Космос.
Домашнее задание
1. Расположите планеты в порядке увеличения расстояния от Солнца (от меньшего к большему), опираясь на значение цифр рядом с названиями.
Нептун 4437, Меркурий 57, Венера 108, Сатурн 1433, Марс 227, Уран 2877, Земля 152, Юпитер 778.
2. В таблице с буквами найдите слова: Космос, Солнце, планета, Земля, орбита, Луна.
3. Запишите еще 2 слова, которые есть в таблице, но не перечислены. Найдите и прочитайте их описание, используя дополнительную литературу или сеть Интернет. Подготовьте ответ устно.
____________________________________________________________________
Л |
У |
П |
Ж |
С |
К |
А |
Н |
Л |
З |
А |
А |
С |
Н |
А |
З |
О |
Ф |
О |
Л |
Н |
Е |
У |
А |
Л |
О |
Е |
М |
И |
Н |
Н |
О |
Т |
Л |
Э |
Д |
Ц |
Р |
А |
Я |
Ы |
Р |
Е |
Б |
И |
Т |
А |
|
К |
О |
С |
М |
О |
С |
Литература
1. Энциклопедия с развивающими заданиями, год издания. – Издательство: Умка, 2018. – 48с.
2. Школьный толковый словарь русского языка / Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. – Издательство: Просвещение, 2019. – 463с.
Конспект во вложении (pdf 154 KB)
Скачать вложение