Окский заповедник
Автор: Волкова Анастасия Игоревна, учитель начальных классов, ОГБОУ «Школа №10», г. РязаньКонспект внеурочного занятия по общекультурному направлению для обучающихся 7-8 лет с тяжелыми нарушениями речи
Аннотация
Конспект рассчитан на обучающихся 7- 8 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Тема внеурочного занятия является ознакомительной. При составлении конспекта использовался проблемный метод для подведения к теме, проводилась постановка целеполагания. Для более наглядного представления флоры и фауны Окского биосферного заповедника использовалась презентация с наглядными иллюстрациями, видео, аудио сопровождением. Применялись загадки про животных, обитающих в заповеднике, задание «Собери пословицу», пазлы с целью активизации мыслительной деятельности детей. В конце занятия учащиеся выполняли творческое задание: раскрашивали эмблему Окского государственного биосферного заповедника.
Данное занятие относится к общекультурному направлению (конкретная область – краеведение). Актуальность темы занятия обусловлена тем, что обучающиеся, к сожалению, не знают истории родного края, особенностей флоры и фауны, основных историко-архитектурных памятников, сооружений. Поэтому в настоящее время остро стоит проблема ознакомления подрастающего поколения с историей родного края.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования и развития нравственных, экологических чувств.
Так как конспект разработан для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР - это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте), то были использованы методы и приёмы, которые способствуют развитию словарного запаса, связной речи.
Дети испытывали положительные эмоции при выполнении заданий, активно отвечали на вопросы.
Класс: 1 дополнительный «А» класс.
Тема: «Окский заповедник».
Цель: Организовать деятельность детей, направленную на пробуждение интереса к животным, занесенным в Красную книгу Рязанской области; способствовать расширению, уточнению и активизации словарного запаса, развитию основных мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение), памяти, творческого воображения; создать условия по усвоению представления обучающихся об Окском заповеднике.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- уметь приводить примеры животных, обитающих в Окском заповеднике;
- знать значение слова «заповедник»;
Метапредметные:
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):
- устанавливать причинно-следственные связи;
- высказывать предположения;
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):
- участвовать в учебном диалоге;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций;
- осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь;
Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):
- определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;
- планировать свою деятельность, осуществлять контроль своих действий;
- оценивать собственную деятельность;
Личностные:
-воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся;
- проявлять интерес к культуре, истории своего края;
- проявлять понимание и уважение к природе родного края, страны.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор, презентация, разрезной материал (пазлы, раскраски, пословицы).
Ход занятия
Мотивационно-мобилизирующий этап:
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь (Приветствуют учителя.)
- Ребята, скажите, как вы думаете, что такое краеведение? (Краеведение — это изучение родного края, его природы, истории.)
- Люди думали, что, сколько бы ни брать у природы, всё снова само собой восстановится. И они ошиблись. Некоторых животных совсем уничтожили, а есть те, которые находятся под угрозой исчезновения. Наша планета просит о помощи. Учёные разных стран составили списки исчезающих животных и растений и в 1963 году издали Международную Красную книгу.
- Ребята, скажите, почему её назвали Красной книгой?(Красный цвет книги означает сигнал опасности. Он предупреждает: «Осторожно!»)
- Как вы думаете, а в Рязанской области есть Красная книга? (Да.)
- Правильно, а где могут находиться растения и животные под охраной у нас в Рязанской области? (Возникает затруднение.)
- Ребята, такое место называется заповедник. У нас в Рязанской области есть такой заповедник, и называется он Окский государственный природный биосферный заповедник» (Слайд №1).
- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии?
-Правильно, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие и совершим виртуальную экскурсию в Окский заповедник. (Сегодня речь пойдёт об Окском заповеднике.)
Деятельностный этап:
- Прежде чем начать путешествие, предлагаю обратиться к словарю С.И. Ожегова и узнать, что такое «заповедник».
- Заповедник — это заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. (Слайд №2).
- Путешествие наше начнётся с «Летописи природы». Как настоящие исследователи, мы обратимся в архив и узнаем немного о самом заповеднике, и о том, что такое «летопись природы».
- «Летопись Природы» — своеобразная живая история заповедника, которая содержат 55 томов, результатов основных наблюдений за состоянием объектов животного и растительного мира и явлений природы.
Окский заповедник образован 10 февраля 1935 года на территории Рязанской области.
Попробуйте отгадать загадки:
Под водой не намокает
Мех у зверя тихого.
Дышит - хобот поднимает
Над водою выхухоль (Слайд №3.)
- Правильно, заповедник был создан с целью сохранения редкого зверька выхухоли, появившегося на нашей планете задолго до мамонтов. Мамонты — это крупные животные, родственники слонов. Посмотрим, как выглядит выхухоль.(Обучающиеся смотрят видеоролик про выхухоль.) (Слайд №4.)
- Ребята, предлагаю сказать какая выхухоль: по размеру, по цвету, по форме, какой у неё внешний вид. Кто заметил, что необычного у этого зверя?
- Попробуйте отгадать с помощью загадок, кто же ещё обитает в Окском заповеднике:
- Водяные мастера,
Строят дом без топора (Бобры).Слайд №5.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат.(Аист).Слайд №5.
- Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить -
Знай, что это лось.Слайд №6.
- Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.(Жук).Слайд №7.
- Бывает золотая, бывает в серебре,
Машет плавниками, и плавает в реке.(Рыба).Слайд №7.
- Какие вы молодцы, действительно, в заповеднике обитают редкие виды млекопитающих, разнообразные птицы, редкие виды жуков, рыб и другие. Так как мы путешествуем, нам необходимо сделать небольшой привал, и мы оказались у берега заповедной реки Пра. Слайд №8.
- «Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более таинственней, чем Пра», — сказал знаменитый писатель Константин Георгиевич Паустовский. Теперь я предлагаю вам сесть поудобнее, закрыть глаза и представить, как вы сидите на берегу водоёма со своими близкими, родителями или друзьями и наслаждаетесь журчанием реки и пением птиц (Звуки природы).
- Ребята, скажите какие звуки, вы услышали? Каких птиц, насекомых, животных?
- Теперь мы переместимся на луг. Что вы сразу видите перед глазами?
- А на нашей поляне есть пословицы, только с ними что-то не так. Что же?
- Давайте соединим пословицы и подумаешь, что они означают:
Срубили кусты— прощайте птицы.
По лесу ходи — под ноги смотри.
Когда пьёшь воду, помни про источник.
Береги природу, она добром ответит. (Разрезной материал).
- Посмотрите, ребята, сейчас мы отправимся в гости к «Чудо–птице», для того чтобы отгадать эту чудо–птицу, вам необходимо собрать пазл (Разрезной материал). Скажите, кто у вас получился?
- Да, действительно, эта птица является одним из символов Окского заповедника. За годы своего существования питомник вырастил около 500 птенцов.
- Ребята, скажите, кто-нибудь знает, как кормят маленьких птенцов?
- Перед тем как идти кормить, сотрудники заповедника надевают белые халаты, чтобы маленькие птенцы воспринимали окружающих как своих родителей.
-Теперь мы отправимся в гости к следующему животному, его называют «лесной великан». А кто это, вы узнаете, если угадаете загадку:
Неуклюжий и тяжёлый,
Но к нему не подходи,
Тут же скорость набирает,
И рогами забодает! (Зубр)(Слайд №9)
- Что вы можете сказать про этих животных, посмотрев на фотографии?
В 1959 году в заповеднике был создан питомник чистокровных зубров.За время работы здесь родилось более 350 телят. Смотря на этих животных, понимаешь, что они удивительные. С одной стороны это огромный, сильный и уверенный в себе зверь, а с другой заботливый о потомстве и узнающий доброго к нему человека.
- Ребята, взгляните, как выглядит символ Окского заповедника (Слайд №1).На нём изображены черный аист и зубр, одни из знаменитых обитателей заповедника. Эти животные занесены в Красную книгу.
-Теперь мы приступим к практической части. Вам необходимо раскрасить символ Окского заповедника. Время работы — три минуты.
Рефлексивный этап:
- Наше путешествие подходит к концу, поэтому хочется подвести итоги и узнать, насколько внимательно вы слушали.
- Ребята, что такое заповедник?
- Скажите, для кого был создан Окский заповедник?
- Назовите 3 обитателя заповедника…
- Как называется заповедная река?
- Ребята, вы молодцы, внимательно слушали материал, а затем с лёгкостью ответили на вопросы
- Наше занятие окончено, можете быть свободны.
Приложение1. Ссылка на презентацию: https://drive.google.com/file/d/1GK3ed3ryhQKsysPOnjP1HJZRRaWaHyrd/view
Литература:
1. Иванчев, В.П. Красная книга Рязанской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные / Под ред. В.П. Иванчева. – Рязань: Узорочье, 2001. – 312 с.
2. Казакова, М.В. Природно-заповедный фонд Рязанской области / сост. М.В. Казакова, Н.А. Соболев. – Рязань: Русское слово, 2004. – 420 с.
3. Приклонский, С.Г. Заповедная Мещера: Окский заповедник / С.Г. Приклонский. – М.: Советская Россия, 1983. – 148 с.
Конспект во вложении (doc 24KB)
Скачать вложение